ВОПРОСЫ СПАСЕНИЯ
Если, к примеру, кому-нибудь предложить поговорить о спасении, то он, скорее всего, спросит: а конкретнее? Конкретно – О СПАСЕНИИ. Подобных тем я не видел нигде. Общие вопросы спасения рассматриваются в различных книгах, например, в катехизисе. Или в «добротолюбии». Но где книга О СПАСЕНИИ? Я бы хотел, чтобы книга с таким названием когда-нибудь появилась. Но пока хотел бы предоставить на суд читателя некоторые свои мысли по теме. Если же у кого-то тоже есть мысли о спасении, то я охотно хотел бы с ними ознакомиться. На моей странице 16 тысяч читателей, и может, найдётся хоть один, кто может что-то сказать. Если же не найдётся, я буду считать, что Россия находится в каком-то болоте, из которого её вытянут не скоро. По большому счёту, я бы хотел, чтобы весь этот сайт, то есть, все авторы, только бы тем и занимались, что производили мысли о спасении. Ведь всё остальное – второстепенно. Не все, конечно же, ортодоксы, всякий мыслит спасение по-своему. Коммунисты мечтают построить коммунизм, жириновцы – мыть сапоги в океане. А кто-то мечтал спасти Россию, но потом разделил её на части, приватизировал и ещё получил медаль за «Заслуги перед отечеством». Ну, раз ему дали медаль, значит, и он тоже «спаситель» (шутка). Предлагаю каждому желающему стать мини-спасителем. Пусть он размыслит об этом и напишет в «Прозу ру». Мысли, спасай. Я даже слышал от одного свидетеля Иеговы, что «надо менять окружающий мир». Что за бред! Кто спасёт мир? Давайте лучше просто мыслить. Свои мысли предлагаю на рассмотрение. Постараюсь не говорить много и нудно, а коротко и по делу.
Если, к примеру, рассмотреть ситуацию, которая сложилась на данный момент, то может создасться впечатление, что вопросы спасения в РПЦ являются чем-то маловажным. У нас есть церковные каналы, есть книги, в том числе электронные, но мне показалось, что о спасении говорить ортодоксу не принято. Затрагиваются более частные темы, нечто близкое к этому, но не само спасение.
Тема спасения, я думаю, может занять ум человека со средним уровнем интеллекта, но не ниже. Такие обычно на любой вопрос разводят руками и ссылаются на скромность. Причём это бывают и нормальные люди со средним интеллектом. Воздерживаясь от суждений, они не осознают, что это вовсе не смирение, а, скорее, индифферентность. В пример ставят различных духовных старцев из монастырей, которые ведут такую праведную жизнь, но не могут ответить на самый простой вопрос (показывая своё смирение). Я также видел, как один баптистский пастор не мог ответить на простой вопрос, притворяясь незнающим. Это делается намеренно, чтобы привлечь новых людей в секту баптистов. Пастырь, который всё знает, отталкивает людей. Но я бы заметил, что самоустранение от вопросов духовности вовсе не может привести к знанию духовной жизни. А, если он что-то знает, то тем более обязан делиться знанием с другими. В ином случае как-то не логично выходит, что священник несколько лет просидел за партой, сдал экзамены, а с народом делиться не собирается. То ли из скромности, то ли считая эту толпу ниже своего достоинства.
И поэтому могу констатировать, что мне пока что не удалось найти собеседника по этой теме. Церковные люди обычно приходят в храм, а достояв службу, уходят. В связи с этим я бы посоветовал проводить встречи в приходах, посвящённые дискуссиям на духовные темы. Почему это не делается, неизвестно. Но, если появится возможность, я постараюсь кого-нибудь спросить, и затем изложу диалог на этом сайте. В данный же момент, вследствие того, что церковные люди не общаются, спросить не у кого. Мне приходилось общаться с некоторыми церковными людьми, но всякий раз желание говорить о чём-то духовном встречало невидимый барьер. Ощущалось, что им этого не надо, всё, что касается духовности, им совершенно неинтересно. Если же разговор начинался, то взгляд затуманивался, и казалось, что я их мучаю своими вопросами. В 90-е годы иногда приходилось что-нибудь спрашивать у священника, но завести с ним полноценный разговор не возникало желания. Он был похож на солидного начальника, рангом никак не ниже губернатора. Если же нет доверительных отношений – разговор будет бесполезен. При разговоре с другим священником я задал с десяток вопросов, но он ответил, что эти вопросы чисто философские. Вроде как получается, что нам, простым прихожанам, надо держаться ближе к земле, не копать слишком глубоко. Но, я считаю, что, к примеру, вопрос о смысле жертвы Христа – это совсем не отвлечённый вопрос, а из тех, которые должен знать каждый ещё до того, как первый раз придёт в храм. А не-философские вопросы – это что? Это вопросы какой сегодня праздник и куда ставить свечу? То есть, бытовые? Я думаю, что есть, наверное, ряд каких-то второстепенных библейских вопросов, но думаю, что они не могут выйти на обсуждение, поскольку каждый скорее пытается узнать самое главное. Да и, наверное, второстепенное обсудить будет не грех, хоть мозг поупражняется. Есть также и формально-церковные разговоры, где все говорят о вещах, вполне очевидных. И это уже будет, наверное, какое-то духовное словоблудие, разговор ради самого слышания слов.
На мирских праздниках мирские люди произносят поздравления, похвалы, и много общих слов ни о чём. От слова «праздник» происходит «праздность» и «празднословие». На моём дне рожденья все будут меня хвалить, и мне будет приятно. На чужих днях рождения я буду хвалить других. И ровно через год все, кого я хвалил, придут на мой день рожденья, чтобы снова меня хвалить. И, как получается, у нас в городе тысячи крещёных людей, но мне ни на одном празднике не приходилось слышать разговор на духовные темы. Один что-то говорил про Кришну, но даже и в этом он был полный профан. Я и то больше него знаю про веды. Хотя у меня нет ни малейшей симпатии к этому движению. Но при желании, если встретится кришнаит, я смогу задать ему 2-3 вопроса. Один раз приходилось беседовать с коммунистом. Но его желание продолжить разговор быстро угасло.
Тем не менее, хотелось бы затронуть некоторые аспекты спасения. В первую очередь может быть правомерен вопрос о том, каковы инструменты спасения, а также при каких условиях оно возможно. Если же говорить об инструментах, то, безусловно, это наш мозг, а также руки, ноги, и весь организм. Если же говорить об условиях, то это цель и искренность.
Разум, можно сказать, необходим. Из разума происходит выбор и обдумывание пути. Разум позволяет найти источники спасения, то есть, советы умных людей и книги. Но на пути к этому встаёт целый массив второстепенной литературы, которая не говорит о спасении, а касается близких и более отдалённых тем. К примеру, есть художественная литература, есть также документальные источники. Если же в какой-то книге мы узнаём, сколько имеется приходов в Архангельской области, то из этого мы не можем узнать путь спасения.
Если же говорить о разуме как таковом, то нельзя не обратить внимания, что все люди делятся на три категории. Первые – наделены низким интеллектом, вторые – высоким, а третьи, коих большинство, обладают средним. Каждый желающий может рассмотреть людей, которые его окружают, и разделить их на три категории. И спасение, я думаю, доступно им всем в равной мере. Иногда кто-то даже говорит, что слабоумные ближе к Богу, поскольку в мире средних людей они чужие. Дикари в джунглях, и прочие, все наделены Разумом, но Разум не у всех одинаков, кто-то не владеет абстрактными понятиями, и поэтому мыслит в непонятных большинству категориях. Есть одно племя, в котором даже не умеют считать до двух, и все попытки их обучить счёту ни к чему не привели. Есть люди, чей мозг вмещает огромные массивы знаний, как-бы «терабайты», но такие ни в коем случае не могут считаться «умными». Можно выучить 20 языков и досконально проштудировать теологию, можно написать философские трактаты. Но всё это можно считать показателем интеллекта лишь при условии, что мозг его хозяина способен производить авторские, оригинальные мысли. В ином случае это будет простое накопительство знаний. Здесь все со мной согласятся, но далеко не все согласятся с тем, что образованные люди, как принято считать, вовсе не умнее необразованных. Сами люди с высшим образованием обычно готовы голословно утверждать, что в целом, образование есть признак интеллекта. Но я бы подчеркнул, что понятие «интеллект» далеко не так однозначно, и необразованный человек (у которого всего лишь хуже запоминалка), ничуть не умнее интеллигента. Учителя и врачи вовсе не умнее шахтёров и грузчиков. Они – разные, и каждый развит по-своему.
Другой инструмент спасения – это руки, ноги, и весь организм. Приходя в храм, мы насыщаемся духовной энергией, работая руками, мы получаем ту же энергию, при условии, что ставим перед собой цель делиться частью приобретённого. Если же кто-то горбатится весь год с тем, чтобы в отпуск поехать в Крым – в этом нет ничего духовного. Чаще всего, надо заметить, человек в России работает лишь затем, чтобы обеспечить своё существование. Кроме основной работы, может быть и вторая, или это будет дача, на которой приходится выращивать недостающие продукты питания. Но, если дача покупается за деньги, или строится дом, гараж, приобретается техника, чтобы туда ездить, то дача становится объектом убытка и развлечения. Экономической выгоды нет, но есть летний домик и земельный участок для отдыха и работы. При этом говорят, что жизнь в затхлом городе, без дачи, без свежего воздуха, скучна и уныла. Если кто-то, к примеру, перенёс ряд тяжёлых болезней и проблем, то он такого видения лишён. Ни один человек, которого жизнь «огрела по полной программе», не станет работать на даче! Чем больше жизненных трудностей, тем меньше остаётся сил. Трудности, чаще всего, не делают сильнее, а наоборот, обезволивают. Про себя, конечно же, сказать не могу. У меня ещё много желания работать, шутить, и юмор, который показывают по телевизору, привлекает. Книги интересны, фильмы тоже. Но, если представить, чисто гипотетически, что кого-то долго держали под электротоком, то это будет совершенно другой человек. Тот, кому вообще ничего не интересно, кто скован в движениях, замкнут, не производит мыслей и не желает видеть никого. Если же жизнь кому-то благоприятствует, то человек изнывает от скуки и тянется к развлечениям. При этом, выбирая себе развлечение, обычный человек ищет в нём какую-то выгоду. Если, к примеру, это развлечение на воде или в лесу, то необходимо там добыть рыбу или мясо. Безвыгодные развлечения свойственны тем, у кого достаточно денег. И развлечения выбираются по размеру счёта в банке. Коллекционировать старинные лимузины может далеко не каждый! Имеющий «много всего» - это человек, у которого «бытиё определяет сознание». Гораздо выше его богатый аскет – он строит своё бытиё вне зависимости от толщины кошелька. И бедный аскет бывает ничуть не хуже богатого: ему хоть и не приходилось доказывать делом отсутствие жадности, но это существует потенциально, а потому равноценно. Таким образом можно, ничего не делая, быть гораздо выше других! Всякий желающий может повертеть головой по сторонам и увидеть, как все вокруг покупают айфоны, машины и гаражи, не понимая, что уже пойманы на крючок. Только каждый 10-й имеет необходимость во всём этом, а все остальные берут только потому, что есть возможность взять, и берут каждый предмет в той степени навороченности, которая сообразуется с количеством денег. Если, к примеру, кому-то достаточно дешёвого мобильника за 600 рублей, но есть деньги (премия, клад, наследство), то он возьмёт не дешёвый «дроволёт» за 600 рублей, а крутой телефон за 40 тыщ рублей. Хотя он ему совершенно не нужен. Если же кому-то нравится снимать на видео и фотографировать, то достаточно смартфона за 3-5 тыщ рублей. И он будет с пеной у рта доказывать, что изображение должно быть качественным, никак не меньше 20 мегапикселей! Он думает, что мыслит логически, и поступает свято, а на самом деле в нём сидит бес и требует выполнять его прихоти. Каждый Россиянин мечтает завести себе поместье, на котором будут работать люди, которым он будет хорошо платить. И там он даже построит храм, и будет выделять много денег на благотворительность. Всё это кажется благородным, и может на самом деле оказаться таким. Но не исключено и проиграть. И проиграть легко! Иногда бывает, чтобы не проиграть, лучше вообще отказаться от благородного замысла. Если ты, к примеру, даже не сделаешь доброго дела, то тебя оправдает тот помысел, что ты боялся прикоснуться к деньгам. Один древний грек сбросил всё своё имущество с корабля в море. Возможно, он боялся, что, если не сделает это, то будет порабощён деньгами. Ведь не все способны их выдержать! Никакого «богатства» в природе не существует, есть только бес, который сидит внутри и требует любым способом добыть деньги и истратить их на него. И при этом нашёптывает, что ты должен питаться дорогими, качественными продуктами, чтобы не заболеть. Телевизор, книги, люди и всё, что нас окружает, заставляют кормить беса, доказывая, что это всё ты делаешь для себя. Церковный пост в глазах людей – это самое нелепое зрелище, но этот пост гонит беса! И оттуда, из глубины мозга, через глаза, смотрит бес своими сатанинскими глазами. И всё, что обжигает этого беса, вызывает его ненависть, смех, выпады, доводы, непонимание. Тот, кто не столь одержим, не может работать в таком коллективе! Вокруг – одни бесы, а он здесь чужой. Сейчас всем тем, кто не столь одержим, надо срочно создавать свои коммерческие предприятия и работать на них. Но найдётся ли во всём городе хотя бы двое не одержимых? Церковные люди (с маленькой буквы) над постом смеяться не будут, и над прочими атрибутами тоже, но они, я уверен, с той же яростью набросятся на не-одержимого, а уж причины-то найдутся. Выходит, что, если ты хочешь нормально жить, то пора податься в отшельники? – Возможно. Но сначала попробуй пожить с обычными людьми. Там всё и увидишь. Если же ты прекрасно живёшь с обычными людьми – в самое время бить тревогу. Ко всему этому следует добавить, что праведник может работать на каком-то удалении от других людей и не иметь общения с ними. Но бесы – то всё знают! И совершенно незнакомые люди будут проявлять агрессию только потому, что это не они, а бес в них. А люди как-бы даже и не виноваты. Всякий желающий таким способом может проверить себя. Если ему живётся комфортно, значит, его жизнь пуста.
Условиями для спасения души является цель и искренность. При этом надо помнить, что «цель» - понятие обманчивое. Говорят, что «всё достижимо при наличии цели». Целеустремлённость и сила воли является вторичным продуктом цели. Особенно это проявляется в спорте. Говорят, что победитель имел хорошее здоровье, а также имел цель победить. Чтобы поставить рекорд, необходимы титанические усилия. Примерно то же – и в духовной сфере. Но, если для победы в олимпиадах требуется удача и хорошее здоровье, то в сфере духовной нужна только ЦЕЛЬ. Насколько каждый стремится к цели – это, конечно же, его дело. Одни просветляются, и вызывают зависть по-белому. Другие темнеют, хотя и ходят в храм, и должны вызывать не отвращение, не ненависть, а жалость. Цель, оказывается, у всех разная. Кто-то самоутверждается в церкви (с маленькой буквы), кто-то растёт духовно. В церковной среде мало возможностей для омерзительных личностей, но поскольку в миру для них ещё меньше воли, они идут туда. Люди даже готовы идти в монастырь и целый день работать, но лишь бы проявить своё зло. В миру за зло дадут по шапке, а в монастыре смирение – ты его гнобишь, а он тебя нет. Он смиряется, а тебе хорошо. Больше я не вижу никаких объяснений тому, почему есть плохие монахи. Будь всё не так плохо – не было бы ни революции, ни двух мировых войн. Только омерзительная толпа во всём виновата: это средний класс, начальство, рабочие и крестьяне. Омерзение проникает и в церковь, и никто не беспокоится об изгнании бесов из церкви (с маленькой буквы). Был даже такой случай, когда молния ударила прямо в купол. Мне непонятно, каким образом рядом оказался фотограф и сделал цветной снимок. Да и ни один храм коммунисты не могли бы повалить без воли Творца. Творец решил, что так будет лучше, может, хоть это заставит задуматься… Если человек впервые пришёл в храм, и на него смотрит недовольный священник – это, 100%, смотрит бес через его окуляры. Если человека плохо приняли в храме (бесы), то это именно – БЕСЫ! А он решил, что «в вашей церкви всё фальшиво». Всякий человек в храме и возле него – это огромная ценность, и ему должно быть дозволено всё, что не запрещено. Я думаю, что, даже если человек придёт в храм в костюме клоуна – его не следует выгонять. Даже если из храма уйдут 10 других (увидев клоуна). Существуют, к примеру, нормы внешнего вида, или дрэсс-код. Но, если в мой дом входят в грязных сапогах, то виноват именно я, а не гость. Если я не заслужил его уважения – он в этом не виноват. Я должен увидеть причину в себе и исправиться. А в храм люди приходят не как к Богу (они до этого понимания не доросли), а как к людям. И любой дрэсс-код в храме – это всё равно то, как если со мной никто не будет здороваться, а я буду насильно брать его за руку. Картина выглядит странно: я должен взять чужую руку, поднять, и сделать рукопожатие. Типа, ты меня не уважаешь, а я всё равно заставлю тебя здороваться. Не хочешь сам – заставлю. НО: Если он меня не уважает – это его право! Если в вашем храме есть дрэсс-код, значит, может быть и много других несуразностей.
Проблема в том, что люди, считая, что к святости не надо тянуть через силу, увлекаются этой идеей, и увлекаются до такой степени, что наоборот, отвращают от святости. Должно быть так: всех людей, как только можешь, тяни в святость! Считается, что полная дурь ходить по квартирам и агитировать. Но, если подумать, это не совсем глупо. А вы видели, сколько людей в аду и что они ощущают? Ходить по квартирам – не эффективно, но не абсурдно. В квартире несколько человек, а на городской площади их сотни. Стоит кому-нибудь реально побывать в аду – и он, возможно, выйдет на площадь. Духовное видение – это и есть возможность представить ад. Логика в этом деле бессильна, чтение книг тоже ничего не даст, может не помочь и некоторая праведность, и усилия. Праведность не состоит из одних усилий, она в том, чтобы направлять усилия куда надо.
Наверное, церковные лицемеры имеют большую ценность для хиората*. Они очень эффективно отвращают народ от Веры, и народ не только не ходит в храм (это лишь пол греха), но и живёт во страстях. Метод совращения миллионов очень примитивен, рассчитан на дураков, но действует эффективно, и почти на всех. А почему так – даже не знаю. В моей жизни было всё не так идеально, даже после каких-то духовных начинаний. Я столкнулся со злом, не стал сильнее, а наоборот, стал хуже. И это необъяснимо. На строительстве храма я получал 500 рублей, и, видимо, это и отвело меня от духовности на 20 лет. Да и сейчас всё не так гладко. Если же на строительстве храма нет возможности платить приличные деньги, значит, лучше обойтись вовсе без храма. Без храма, но когда проповедуют и где-то собираются, можно вести деятельность, и никто при этом не отвратится. А, если храм строится, но при этом отвратился один человек – это катастрофа. Один человек, разочаровавшийся в религии – это очень много. Если один что-то значит, значат все, там, где не ценят одного, не ценят вообще никого.
Ни один элемент духовности, который надо воплотить в своей жизни, не даётся без титанических усилий. А где взять эти силы – не знает никто.
Если же кто-то отвращается от Традиционного пути, приводя в пример злых церковных людей, то это говорит лишь о том, что у него нет ЦЕЛИ, а не то, что «у вас там всё фальшиво». Если, к примеру, на войне имеется целый ящик с мокрым порохом, то это не повод для дезертирства. Ведь рядом лежит другой ящик, с сухим порохом. Если же нет ни одной крупинки сухого пороха, то всё равно самовольно оставлять поле боя нельзя. Это будет дезертирство. Не можешь воевать – хотя бы оставайся в строю. Кто не способен вести духовную жизнь, может найти какие-то формы, чтобы проявить согласие в ней хотя бы на 1%.
Многие полагают, что они не делают ничего плохого, и даже где-то творят добро и в нужный момент произносят молитвы. И полагают, что для спасения души этого достаточно. Но я бы заметил, что здесь содержится риск. Может быть, для спасения достаточно и немногого, а может, и нет. В притче говорится, что некие люди несли светильники, в которых горел огонь, то есть, Святой Дух, но затем эти светильники погасли. Может показаться несправедливым, но правильнее говорить, что не совсем понятно. Почему можно иметь в себе Святой Дух, но при этом не получить спасение? Я думаю, что недостаточно быть праведным, узнав, что в ином случае тебе грозит ТЬМА. Так и дурак спасётся, ведь никто не стремится к ТЬМЕ. Необходимо ЗАСЛУЖИТЬ спасение. То есть, стремиться продвинуться вперёд, дальше, ближе к Свету. Для спасения недостаточно благонамеренности, нужны сверхусилия! Я думаю, что, если каждый будет напрягать свой мозг и телесные силы примерно на 90%, то этого будет достаточно. Но чаще оказывается, что человек не шибко напрягался, не каждый его день был тяжёл и утомителен, не много он дискутировал на духовные темы. И, я думаю, что, раз уж обычно не с кем говорить о духовности, то пойдут и свидетели Иеговы. В спорных дискуссиях можно развить мозг. Если же никогда и ни с кем не спорить, то данные от природы силы ума деградируют и извилины ослабеют. Для спора необходимы спорные вопросы, и лучше всего, если бы они были даны отдельным списком. Тогда, приходя на церковное собрание, можно заранее подготовиться по теме, почерпнув знания из источников. И, я уверен, что найдутся многие, кто вообще против каких-либо дискуссий! Есть, оказывается, такие «церковные люди», кто на дух не переносит разговоры о чём-нибудь духовном. Они за то, чтобы дома читать книги, но чтобы прочитанное не обсуждать.
Хотелось бы также сказать и о тех, кто не считает нужным вводить церковное собрание (для дискуссий) по той причине, что у нас уже имеются 9 заповедей, которые поведал Иисус в Нагорной проповеди, и больше ничего не нужно. Живи по заповедям – и не майся дурью. Я сам видел таких. Всё, во что надо верить, умещается в несколько строк. Это крайне опасное заблуждение! Так думать – опасно и гибельно для души, это прямой путь в ад. И для разбора этой ереси требуется отдельный трактат. Коротко говорить об огромном не представляется возможным. Пока что я надеюсь, что внутрицерковные еретики задумаются над этим вопросом. И, если у кого-то есть желание, он может посвятить своё время размышлениям на эту тему. А пока что стоит напомнить, что существуют терабайты церковной литературы, которая для кого-то создана, и также магистерские диссертации, которые мало кто читал. Но зато все смотрели «Титаник»! Да и я тоже смотрел. Вот где безумие, вот в чём проблема.
Если же говорить об искренности, то нужно отметить, что это понятие легче осознаётся во фразе «искреннее заблуждение». Согласно церковному учению (могу привести источники), искреннее заблуждение не осуждается. Из этого следует, что путь спасения открыт не только верящим во Христа, но также и буддистам, язычникам, мусульманам. И тут опять встают целые сонмища церковных еретиков, которые говорят, что без веры во Христа и без крещения Святым Духом спастись невозможно. Здесь я бы посоветовал прослушать проповедь Осипова. Тема также огромна, и рассмотреть её коротко невозможно. Можно отметить, что главным условием для спасения нужна искренность. Искренность заключается в поиске Истины, такой, какой бы она ни была*. Таких людей крайне мало, непредвзятость в этом мире – явление редкое. Истину можно и не найти, но важнее искать. Иисус говорил: «всякий ищущий находит». Это вовсе не означает, что можно найти Истину здесь, на Земле. Вернее, Он имел ввиду нахождение вообще. Буддист, если он стремился к Истине, закончив жизненный Путь, встречает Христа, и узнаёт Истину. Поэтому искренность означает путь, который важнее всего. Те же, кто вырос в церковной среде, обязаны гораздо более прочих. Они с детства говорят по-славянски, должны знать Библию и другие духовные книги, а в них изложено верное учение, без ересей. И оттуда ясно следует, что Пастырь, то есть, священник, обязан в первую очередь обучать своих прихожан духовной жизни. Но это совершенно невозможно, если он будет ограничен ритуальной частью своего бытия. Священник проводит ритуалы, а в конце службы произносит несколько слов к народу. Это вовсе не пастырь, который ведёт стадо по полю, это человек, который вышел к овцам, сказал им что-то, и удалился восвояси. Вы там паситесь, как-нибудь, без меня. И тут мы видим, что церковная ересь выходит не откуда-нибудь, а из самого духовенства. В одной брошюре, к примеру, говорится, что спасение исходит вовсе не от знания духовных истин, а от… времени. Надо просто много лет ходить в храм! Но, я думаю, и совершенно уверен, что путь спасения надо народу преподносить, народ надо учить, и делать это надо много и часто. Недавно была такая картина. Ученик воскресной школы подходил ко Причастию, и у него не было креста на шее. Причина в том, что цепочка окислилась, и её сняли, видимо, кто-то из родителей. Ученику было лет 10. Причина незнаний духовных истин и внешних ритуалов заключается как-раз в том, что наши «пастыри» заняты другим делом. Возможно, у них нет свободного времени, потому что служба идёт 2 раза в день, у всех семьи, и есть другие дела. Но, я бы заметил, что всегда следует из общей массы дел выбирать наиболее важные. Всех дел не переделать, можно проводить Литургию 1 раз в неделю, а всё остальное время проводить время в дискуссиях. Вот и время выкроилось. Но, как было сказано, у каждого своя цель. Чья-то цель – спасение своей души, и его не убедить в том, что есть цели поважнее, а чья-то цель – совершенно иная. Каждый, так сказать, как умеет, так и «спасает свою шкуру». Если же кто-то проиграет игру – это его проблемы, он знал, что делал. А наша задача состоит в том, чтобы, во-первых, идти правильным путём, и, во-вторых, если кто-то не желает делать так же, напомнить ему об этом. И само это напоминание будет зачислено нам в заслуги.
Сейчас можно смело говорить о том, что церковная жизнь должна быть резко пересмотрена. Необходимо ввести церковное собрание, куда может войти кто угодно и задать любые вопросы. И на это надо выделить не менее 4-х часов в неделю. Там же можно решать вопрос о крещении и прочем. Если, к примеру, человек хочет покреститься или покрестить другого, то можно его при всех спросить, в самом ли деле он верит во Христа. Задав 3-4 вопроса, можно уже принять решение. Если же среди собравшихся будет сидеть атеист, то чужой пример может и его подтолкнуть спросить о крещении.
Ещё одно, что крайне необходимо сделать – это ввести книгу жалоб и предложений в каждом храме. Это сделать крайне необходимо! И содержание книги должно быть приведено в местных газетах и на сайтах. Может оказаться, что в приходе имеются такие факты, за которыми может последовать низвержение иерея. Да и, по сути, какой это иерей. Это может быть обыкновенный враг, и не заводить книгу – значит скрывать врагов. Должно быть понятно, кому выгодно то, что такой книги нет.
Ещё одно то, что мне не нравится, и что ведёт не ко спасению, а в другую сторону – это церковная цензура. К примеру, в некоторых театрах запретили спектакль «Сказка о попе и о работнике его Балде». Возникает ощущение, что кто-то узнал себя и не желает, чтобы его образ был представлен в таком ракурсе. Если же кто-то не видит себя в роли комедийного попа, то ему это не мешает. Мне так кажется. Известно, что римский папа хотел приехать в Россию, но его не пустили представители РПЦ. Всё это – цензура. Известно, что мусульмане всегда выражают протест против чего-либо антиисламского. Я думаю, что у нас должно быть по-другому. Если же кто-то нарушает чинное богослужение – то не следует подключать сюда уголовный кодекс, меры должны быть мягкие. В интернете много материалов против нашего учения. Я не думаю, что надо всех их отдавать под суд за атеизм и неверие. Атеизм и неверие во всех их формах и разновидностях – это не уголовное преступление. Получается, что некоторые личности внутри РПЦ, понимая, что сжигать людей на кострах в нашей стране не позволено, думают, что я ему хоть чем-нибудь, да отвечу за обиду. Если не выстрелю, то ущипну. Понятно, что это совершенно не церковный человек, а маленький человечек, который попал в церковную среду и думает, как отомстить за обиды. В Евангелии призывается даже к тому, что надо прощать людям преступления. Но не станем брать высоко. Материальный ущерб будем требовать возместить, а моральный простим. Говорят, что они это делают не для себя, а защищая Святыню. Другими словами, вы Бога защищаете? – Круто. Он обойдётся без вас! Нападки на религию должны побудить к усилению проповеди и праведности, и от этого будет польза. Мы прошли эпоху атеизма 1917-1985. Это должно побудить к усилению проповеди и праведности. В ином случае эпоха ничему не научила. Если бы сейчас в России был высокий уровень духовности, то была бы и экономика, и страна в границах 1985-го года, и низкая преступность, и высокая медицина и наука. Даже то, что в России не выпускают компьютеры – это уже доказательство слабой церкви, той, что пишется с маленькой буквы. Когда говорят «он ходит в церковь», то имеют ввиду маленькую букву. Не велико ходить в то, что пишется с минускулы. Там, видимо, и людей таких полно – минускульных. Пусть ходят, но с этим надо что-то делать, нужны позитивные перемены.
Было бы неплохо, если бы в каждом приходе имелся телефон для консультаций на духовные темы. Ещё лучше, если такой телефон будет работать круглосуточно. Для церковных людей должна быть создана ритуальная служба, а также отдельное кладбище. Гораздо было бы лучше, если умерший праведник лежал рядом с другим таким же праведником. Было бы хорошо, если бы в больницах практиковалось причащение вместе с исповедью: достаточно сделать звонок – и можно ждать священника. Можно сказать, что это можно осуществить и в наше время (в какой-то мере), но по факту получается, что число исповедей и причащений в больницах невелико. Помимо прочего, крайне важно разработать какую-то церковную униформу. То есть, если по городу идёт человек, должно быть сразу видно, где он состоит. Это позволило бы и всем другим, кто крещён, но не активен, задуматься о своей жизни. Если ты, к примеру, ортодокс, то где знаки отличия? Сливаясь с толпой, человек начинает понимать, что то, что он «верит в душе» - это пустышка, а не Вера с большой буквы. Можно также создать сайт, где будут скапливаться предложения по церковным реформам. Давно пора проводить проповеди на площадях и в домах культуры. Обычно кто-то едет по городам, и у людей нет выбора. А надо, чтобы народ сам выбрал себе, какого проповедника они хотят. Чтобы проповедников было много, надо дать объявление, затем учить их. Пройдёт всего несколько лет, и появятся сотни проповедников. Но, тем не менее, все предложеннные реформы можно извратить таким способом, что выйдет ещё хуже. Любое дело можно испортить, при определённом умении. Ловкость рук, так сказать. Поэтому я бы добавил, что ни одно дело не увенчается успехом, если не будет делаться так, как должно.
Для расследования преступлений, совершённых в отношении духовенства и монашества, требуется создать свою, церковную службу уголовного расследования. Эта идея может показаться несколько странной, но, если рассуждать логически, каждый ортодокс ценит жизнь и безопасность священника и монаха более, чем их ценит мирской следователь. Для мирского сыщика Епископ – это обычный гражданин России. Среди прочих он его никак не выделяет. Мы, чаще всего, руководствуемся тем доводом, что ничего в мире случайного не бывает, и что любое происшествие надо воспринимать со смирением. Но вместе с тем, читая Новый Завет, мы узнаём, что наше отношение к простым мирянам и к духовенству не должно быть одинаковым. На войне, как говорится, жизнь генерала важнее, чем рядового бойца. Сейчас митрополиты тесно общаются с государством, и добиться должности духовного следователя, я думаю, не составит труда. Не вполне только ясно, почему в государстве не вводится изучение церковной философии, но ответ может содержаться в деталях дела. Бывает такое по форме преподавание духовности, от которого вреда больше, чем пользы. Церковное дело надо преподавать без рассмотрения ритуалов, без священников и поклонов. Это должен быть предмет философии с церковным уклоном. И при этом, если ученик занимает позицию атеизма или эпикурейства, запрещать ему нельзя. В такой форме государство, я думаю, согласится. И, кроме того, я убеждён, что именно такое свободное преподавание может принести наибольшие плоды. Но другие хотят, чтобы в класс входил хмурый священник в длинной чёрной рясе, и все ему кланялись. Затем читаются 5-6 молитв и звучит длинная, нудная проповедь. Вот это-то как раз и отвращает от Церкви! Хочешь испортить дело – не препятствуй ему. Сделай его так, чтобы всех воротило. Если кого-то просят постричься бесплатно, то он сделает такую стрижку, чтобы второй раз не пришли. Главное, что не надо никому отказывать. Тут и благородство, и лень. И в праведники запишут, и беса своего накормишь. Если же говорить о духовном следователе, то он может также расследовать и обычные преступления, если возникнет желание. Должны быть также и церковные темницы, и кто-то охранять их, тоже из церковных людей. Туда должны попадать только за уголовные преступления, а не за ересь и атеизм. И условия содержания должны быть более гуманными, чем в миру. Каждый приговорённый должен иметь возможность беседовать со священником, и срок наказания, в случае покаяния, может быть сокращён в 2-3 раза.
В одной книге я читал, как один добрый старичок из партии КПРФ предлагает свой вариант светлого будущего. Он не призывает ни к закрытию храмов, ни к устранению священства. Он предлагает, чтобы священники были переквалифицированы и стали психологами. Но, я уверен, что 90% из них на это не согласится. Получается, что, несмотря на то, что у нас слабое священство, оно ещё имеет силу убеждения. Думать, что можно уговорами отвести людей от веры, даже слабо верящих – это полная чепуха. Я уверен, что низкая духовность в России не означает полное бессилие. Найдётся масса людей, кто готов постоять за свои убеждения. Задача состоит в том, чтобы сделать эти убеждения более правильными. Говорить о «слабой России» - значит, говорить чушь. Россия слаба мозгом, а не силой. Вот сюда, в мозг, и надо направить поток энергии. Надо меньше двигать руками и ногами, и больше двигать извилинами. Если сейчас эту главную проблему поймут – то сразу же будет резкий прорыв в Будущее. Но, если люди отсталой страны по-прежнему будут считать себя «самыми умными в мире» - такая Россия рухнет. Умный – это как-раз тот, кто себя таким не считает!
Кто-то, так сказать, силён телом, шевелится, двигает руками и ногами. И получает Спасение. А кто-то силён умом, двигает извилинами, и тоже получает спасение. Важно всегда делать своё дело, делать его изо всех возможных сил, чтобы иметь в себе достаточный запас Святого Духа и не проиграть. В этом, так сказать, всё. У каждого свой выбор, своя ЦЕЛЬ. И, я надеюсь, цель каждого будет достигнута. Некоторые, правда, идут не туда. И их цель достигается тоже. И они сами выбрали свой путь. Если же начать представлять отсталое большинство, то и это, возможно, подтолкнёт к новым усилиям на духовной ниве. Чем дальше от всех – тем выше и благороднее. Что может быть хуже, чем быть как все?
*При поиске Истины необходимо руководствоваться принципом «неизвестности»: не стоит заранее иметь ввиду, какова будет Истина, после того, как её удастся найти. А вдруг Истина в том, чтобы прямо сейчас выброситься в окно? Если иметь перед собой такое представление (что почти невозможно), то найти Истину легко. Но мы всегда заранее ограничиваем ту область, в которой должна быть Истина. Именно поэтому происходит деградация в мозгах, человек, унаследовав мозг родителей, вынужден всю жизнь иметь слабый мозг. Но, разумеется, и для него путь открыт!
*Хиорат – дьявол, на языке Зип-Джолзик.
28.06.15. г.Саянск.