Ч. 7 Виселицы Магеллана

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/06/22/1491

Всё время дул сильный юго-западный ветер, шли дожди. Только один день оказался светлым, и моряки увидели вдали огромную снежную вершину горы. Она эффектно выделялась на фоне мрачного неба, но настроения морякам это не подняло.

«Бигль» по приказу Кинга ушёл обследовать западную часть пролива с приказом вернуться в бухту Голодную в конце марта. На «Эдвенчере» имелась большая парусная палубная лодка «Надежда». После ремонта Кинг отправил на ней девять человек под командой своего помощника по геодезическим работам Грейвса для изучения протоки св. Себастьяна.

Сам же капитан занялся исследованиями побережья в районе бухты Голодной, составлением её плана и обработкой уже полученных результатов.

Когда смотришь старинную картину, на которой плывёт в неведомую даль корабль с белоснежными парусами, на синее море с белыми барашками волн, то думаешь, как прекрасно оказаться на таком корабле. Увы, плавания того времени мало напоминали трудности туристических походов, в которых многим из нас приходилось бывать.

Тяжелейшая и опаснейшая работа с парусами в любую погоду, отвратительная еда, сырость в корабельных помещениях, вода, по вкусовым качествам не уступающая еде, обилие крыс, от которых невозможно было избавиться, тараканы, клопы и другая мелкая дрянь, поселяющаяся на кораблях в жарких странах.

Добавьте к этому постоянную качку, скрип деревянных переборок и вой ветра в снастях, топот ног по палубе и громкие команды, когда свободная вахта получала возможность завалиться в свои гамаки, но при общем аврале выспаться не удавалось и в таких условиях. Помимо сырости в помещениях, мучил холод, потому что нормально обогреть кубрик и каюты камельками не удавалось.

Непривычный человек, оказавшись в непроветриваемом помещении, в котором спали люди, мог потерять сознание от ужасного воздуха. Не забудьте и резкую смену климата при плавании в различных широтах. К тому же болезни, и даже зубная боль, которую и на суше лечили, вырывая клещами зубы. А моряки жили в подобных условиях годами, если, конечно, не умирали. Смертность была очень высокая.

В отчёте Кинга часто делаются ссылки на Френсиса Дрейка. Когда пишешь исторический очерк, то самое трудное для автора удержаться, чтобы очерк не превратился в многотомный роман. Одно событие цепляется за другое, хочется рассказать и о том, и об этом, приходится всё время дёргать себя за рукав: остановись!

Но, упомянув о Дрейке, чьим именем назван пролив, невозможно промолчать, что это была за личность. Как и у моих главных героев, его  служба на флоте началась в двенадцать лет.

Со временем подросток стал одним из самых знаменитых английских капитанов, пиратом на королевской службе, навигатором, работорговцем и политиком елизаветинской эпохи, награждённый Елизаветой I рыцарским званием.

Испанский король тоже назначил награду, но только не ему, а тому, кто принесёт его голову, – двадцать тысяч дукатов. В наше время такая сумма равняется четырём миллионам долларов.

Из всех подвигов Дрейка  для нас, в данном случае, интересно его кругосветное путешествие, второе после Магеллана.  В 1577 году Дрейк отправился с отрядом кораблей за очередной добычей к тихоокеанскому берегу Южной Америки. Он шёл по пути Магеллана. В пути пришлось  затопить два корабля, потому что на них некому было плыть, экипажи вымерли от инфекционных болезней.

Около островов Зелёного Мыса Дрейк захватил торговый португальский корабль. Он оставил в живых капитана судна, Нуну да Сильва, потому что выяснил, что у того большой опыт плавания у берегов Южной Америки.

Спустя пятьдесят восемь лет после Магеллана английские корабли вошли в мрачную бухту Пуэрто-Сан-Хулиан, где Дрейк решил перезимовать. Англичане обнаружили на берегу остатки виселиц, на которых Магеллан повесил мятежников, и их выветрившиеся белые скелеты.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/24/1011