Бродяги Дикого Запада. Беглец от правосудия

Игнат Костян
Начало XVIII века – время активного освоения французами земель бассейна реки Миссисипи и по мере этого освоения они все дальше и дальше продвигались на Запад, основывая свои поселения и торговые фактории.
После смерти первооткрывателя реки Миссисипи Робера де Ла Саля его преемников первопроходческом деле стал уроженец города Неаполя Анри де Тонти, имя которого несколько позабыто в истории.
  Родился де Тонти в 1650 году в семье Лоренцо де Тонти – коменданта крепости Гэта расположенной в 100 километрах от Неаполя,  ставшего в последствии неаполитанским банкиром. Вскоре Лоренцо де Тонти оказался замешан в заговоре против вице-короля Неаполя, и вынужден был с семьей эмигрировать во Францию.
Когда Анри исполнилось 18 лет, он поступил на службу во  французскую  армию.  В  1677  году в одном из сражений  он  потерял  в  бою правую руку и использовал впоследствии вместо нее железный протез, за что впоследствии индейцы прозвали его «Железная Рука».
 Путешествуя вместе с Ла Салем следующие несколько лет  от  Ниагары  до  устья  Миссисипи,  де Тонти  стал  его  верным  соратником.  Ла Саль так характеризовал де Тонти в письме к принцу Конти:  «Его благородный  и дружелюбный характер Вам хорошо известны; но Вы бы не подумали, что он способен на дела, для которых совершенно необходимыми представляются крепкое телосложение, хорошее знание этих краев и наличие двух рук. Тем не менее, он никому не уступает своей энергией и ловкостью. И сейчас, когда все боятся льдов, он вызвался начать в 200 лье (около 1 000 км – И.К.)  отсюда  строительство  форта,  который  я  дерзнул  назвать  форт  Конти.  Он  расположен возле большого водопада, высотой сто двадцать туазов (около 220 метров – И.К.)».
Летом 1686 года у слияния рек Миссисипи и Арканзас на земле, выделенной де Тонти в благодарность за труды, Жан Кутюр, Жак Кардинал и еще четверо французов по распоряжению того же де Тонти возвели торговое поселение Пост де Арканзас (Арканзас-пост, поселение располагалось в дельте реки Арканзас в долине реки Миссисипи на юго-востоке штата Арканзас – И.К.), для торговли с индейцами куапо, на землях, которых оно, собственно, и находилось. Французы рассчитывали приобретать у куапо мех бобра, но индейцев мало привлекала охота на этого зверя, поэтому особой прибыли французам торговля с куапо не принесла. Но, тем не менее, установление  добрососедских отношений с этим племенем  стало неотъемлемой частью других проводимых французами значимых операций.
В сентябре 1689 года де Тонти узнав о гибели Ла Саля, предпринял попытку  помочь  его  спутникам  в  бухте  Сен-Луи  (Матагорда).  В  декабре  (по  другим  данным,  в октябре) он выступил из форта Сен-Луи (в 1763 году на месте этого заброшенного форта французы основали поселение Сент-Луис – И.К.) на реке Миссисипи в компании четырех французов, индейцев шауни и двух рабов, но переоценил свои силы, и, дойдя до северо-западных границ нынешнего штата Техас, изнуренный и испытывающий нехватку боеприпасов, повернул обратно.
В  1690  году де Тонти получил  пушную  концессию  Ла  Саля  и следующие  несколько  лет  занимался торговлей с индейцами ассинибойнами, проживавшими в пятистах лье к северу от Макино (в центре Канады), периодически возвращаясь в Пост де Арканзас, где чувствовал себя хозяином.
Используя Пост де Арканзас как отправной пункт, французские путешественники и бродячие охотники продвигались все дальше на запад, основывая новые форты и расширяя границы французской Луизианы до окраин нынешних штатов Арканзас, Канзас, Оклахома, все более приближаясь к испанским владениям.
Тем временем метрополия заинтересованная этими южными землями Луизианы, в конце 1698 года направила де Тонти в качестве проводника экспедиции иезуитов к устью реки Арканзас.
В 1700 году де Тонти направился в форт Миссисипи (возле нынешнего городка Финикс, штат Луизиана – И.К.), где встретился с новоназначенным губернатором Луизианы Пьером ле Мойном, д’Ибервилем, которому принадлежат пророческие слова: «Если Франция не захватит эту прекраснейшую часть Америки, и не создаст здесь колонию, … колония англичан, которая становится  достаточно  большой,  увеличится  до  такой  степени,  что  менее  чем  за  сто  лет  окажется достаточно сильной, чтобы захватить всю Америку и вытеснить другие нации».
Тонти поступил к д’Ибервилю на службу, выполняя его особые поручения. Так, в 1702 году по заданию д’Ибервиля он способствовал заключению мира, без которого невозможно было успешное развитие торговли с племенами юго-востока чокто и чикасо. Тонти добился согласия вождей этих индейских народов на встречу с губернатором, который не без помощи подарков, склонил индейцев на сторону французов в их конфликте с испанцами.
Путешествуя по юго-востоку в сентябре 1704 года де Тонти выполняя задания д’Ибервиля подхватил лихорадку и умер, но его миссию в деле освоения Дикого Запада взял на себя, сам того не зная, простой французский солдат, авантюрист и просто искатель приключений Этьен де Веньяр, сьер де Бургмон.
  Веньяр родился в апреле 1679 года в деревне Серизи бель Этуаль в центре Нормандии. Его отец Шарль де Веньяр дю Вегер, был хирургом. Неизвестно, чем сын этого уважаемого человека занимался до 19 лет, когда его поймали на территории соседнего монастыря (и не одного, а с отчимом и дядей – деревенским священником),  при попытке соблазнить монахинь к прилюбодейной связи.
Дабы избежать тюрьмы, Этьен де Веньяр в 1698 году бежал в Новую Францию (Северная Америка – И.К.), где завербовался на службу в армию и по поручению Шарля Жушеро принимал активное участие в строительстве сыромятни на реке Уобаш (река протекает в восточной части США и является притоком реки Огайо – И.К.).
Чтобы сыромятня не простаивала, Веньяру  пришлось около года прожить с индейцами маскотен, у которых он скупал меха и бизоньи шкуры, для обработки. В 1703 году дело прогорело, и Веньяр перебрался в Квебек.
В 1705 году, получив чин лейтенанта, Веньяр был направлен для прохождения службы, получил назначение в форт Поншартрен, располагавшийся ранее на том месте, где сейчас находиться Детройт, которым командовал Антуан де ля Мотт де Кадиллак известный и влиятельный тогда в Новой Франции торговец, исследователь и охотник.
 В марте 1706 года Этьен де Веньяр  в отсутствие де ля Мотта своими неразумными действиями спровоцировал нападение на форт отряда индейцев отава, которые у стен форта в сражении столкнулись со своими врагами племенем миами. Веньяр, отдал приказ стрелять по индейцам, после чего индейцы отава обернули свое оружие против обитателей форта.
В  результате  этой стычки  обе стороны понесли потери. Действиям Веньяра со стороны командования была дана не лестная оценка.
Почувствовав, что «запахло жареным» во избежание трибунала Веньяр дезертировал из армии и объявился лишь только в 1709 году в районе озера Эри (озеро в Канаде и США, в системе Великих озер – И.К.), где поселился в лесной хижине, и долгое время занимался охотой.
  В 1712 году де Веньяр вернулся в окрестности форта Поншартрен, где помогал индейцам алгонкинам, миссури и осейджам бороться с их врагами фоксами.  В этот период Веньяр находясь еще «вне закона» за дезертирство, женился на девушке из племени миссури и имел от нее детей.
Церковь не могла спокойно смотреть на брак христианина с язычницей  и осуждала Веньяра «за распутство».  «Он возмущал  миссионеров, беспокоил власти, и даже вызвал гнев некоторых придворных», – писал о Веньяре священник отец Марес в письме к духовнику короля архиепископу Реймсу, а тот в свою очередь сообщил об этом морскому министру, по приказу которого де  Веньяра полагалось вновь взять под арест  «при первой возможности». Но этот приказ де ля  Мотт,  к  тому  времени  ставший  губернатором  Луизианы,  проигнорировал,  осознавая  пользу, которую мог принести де Веньяр своими знанием индейских нравов и местности.
Губернатор надеялся, что с помощью индейцев Великих равнин, если с ними установить союзнические отношения, удастся вытеснить испанцев из Техаса и Новой Мексики, расширив, таким образом, французские владения в Новом Свете до Калифорнии.
Веньяр был тут как тут, и предложил губернатору в этом деле свои услуги. В сентябре 1713 года он тайком перебрался на юг в Мобил (штат Алабама) и там составил «Точное описание Луизианы, ее гаваней, земель и рек,  и  названий  индейских  племен,  населяющих  ее,  торговли  и  преимуществ,  которые  можно извлечь из освоения колонии».
В марте-июне 1714 года Веньяр с отрядом индейцев миссури прошел по долине одноименной реки от ее устья до нынешнего городка Пьера в Южной Дакоте (по другой версии, до  впадения  в  нее  реки  Платт,  и  он  первым  транскрибировал  ее  индейское  название  –  «Небраскье», отсюда и название американского штата Небраска – И.К.).  В  пути  де  Веньяр  делал  записи,  на  основании  которых потом написал исследовательскую работу  «Путь,  которым можно подняться по реке Миссури», с приложением первых карт местности. Эта его работа попала к картографу Делилю, который высоко оценил ее.
Когда в 1718 году губернатора французской Луизианы де ля Мотта де Каллака на этом посту сменил де Бьенвиль, то последний  ходатайствовал перед французским властями о награждении де Веньяра крестом Святого Людовика за его «описания путешествий».
Через год Совет колонии объявил де Веньяру благодарность, а еще через год в 1720 году вручил ему вышеуказанный орден.
По поручению Совета колонии Веньяр отправился к индейцам, проживавшим на территории современного штата Алабама, для того, чтобы уговорить их прийти на встречу с властями колонии на острове Дофин (Алабама). Однако в пути все делегаты, кроме одного вождя, умерли из начавшейся эпидемии. Оставшегося в живых де Веньяр сопроводил обратно, после чего вернулся в Новый Орлеан и потребовал вознаграждение 7 279 ливров «за оказанные услуги». Совет колонии, вынужден был заплатить ему, ибо кроме Веньяра, других кандидатур, могущих влиять и общаться с индейцами, в распоряжении властей Луизианы пока не было.
Веньяр бахвалился: «Для меня нет ничего невозможного в том, что касается индейцев. Я заставляю их делать то, чего они раньше не делали». Индейцы также были заинтересованы в поддержании отношений с Веньяром, ведь через него они получали порох, ружья, чайники и одеяла, в то время как у испанских трейдеров товаров было меньше и зачастую худшего качества.
 В июне 1720 года Веньяр с сыном полукровкой посетил Париж, где его встречали как героя фронтира. По сути его чествовали за то, в чем его заслуги абсолютно не было – это изгнание испанцев с территории Центральных равнин.
Существует байка о том, что в 1720 году из Санта-Фе якобы вышел отряд испанцев, собиравшихся покарать индейцев миссури за беспокойство, которое они причиняли испанцам.
Испанцы намеревались перед нападением на миссури заручиться поддержкой своих союзников осейджей, но по ошибке перепутали их с миссури и изложили при встрече с их вождями свой план отмщения. Миссури не стали разубеждать испанцев, приняли от них оружие и боеприпасы и в одну ночь перебили весь отряд испанцев, оставив в живых лишь священника.
Сегодня к этой истории исследователи в большей степени подходят как к легенде либо искаженной версии гибели отряда испанцев под командованием  генерал-лейтенанта Педро Вилласура, который 16 июня 1720 года выступил из Санта-Фе с целью захвата французских торговцев, хозяйничавших на Великих равнинах. Эту территорию испанцы считали своими владениями, хотя формально она ее оспаривала Новая Франция.
Испанский отряд насчитывал около сотни человек и двенадцать проводников апачей. Ночью отряд генерала расположились лагерем к югу от слияния рек Луп и Платт, в районе нынешнего городка Колумбус (штат Небраска), а утром 14 августа, на него напали ото и пауни, которые убили генерала Вилласура  и  перебили  половину  его  отряда  (священник  тоже  погиб,  но  ходили  слухи,  что  он попал в плен и позже бежал). Оставшиеся в живых, 6 сентября вернулись в Санта-Фе и поведали о случившемся.
Разгром испанского отряда индейцами положил конец испанскому влиянию в центре Великих равнин, чем и воспользовались французы.
Что же касается Веньяра и его заслуг в этом деле, то они равно такие как и у всех французских колонистов того времени, просто Веньяр был наиболее известным фротирсменом и за его плечами был опыт похода в Небраску. Косвенным же результатом этого события стало производство де Веньяра в капитаны колониальных войск. Но есть в этой истории одна неувязка, звание ему присвоили за месяц до разгрома испанцев «дружественными» индейцами.
Находясь во Франции, в мае 1721 года Веньяр женился на односельчанке Жаклин Буве де Бордо, а в июне вместе с ней отплыл из Франции в Новый Орлеан.
  После  долгой  болезни,  в  январе  1722  года  он  обратился  в  Совет  колонии  за  средствами на двухлетнюю экспедицию на Запад, но Совет не спешил с принятием решения из-за ограниченности финансовых средств у метрополии. Только в феврале 1723 года Совет изыскал необходимые средства на экспедицию.
К февралю 1724 года Веньяр находился на территории современного Канзаса к востоку от нынешнего города Канзас-Сити, где французы строили форт Орлеан в качестве форпоста для организации экспедиций на Запад и  для защиты от нападений падуков (апачей).
Для того чтобы беспрепятственно стартануть из Орлеана на запад, де Веньяр рассчитывал заручиться поддержкой индейцев племени кау (те же канза – И.К.), проживавших в районе современного городка Донифан (штат Канзас). Для переговоров с ними он по воде отправил отряд численностью 26 человек с подарками и продовольствием, а сам в составе партии из 64 осейджей и 100 миссури 3 июля 1724 года выйдя из Орлеана, двинулся по суше.
8 июля экспедиция пересекла реку Миссури и разбила лагерь на расстоянии выстрела от большого селения канза, в котором проживало 1,5 тысячи человек индейцев. В ходе встречи с вождями канза, последние заверили де Веньяра, в своей поддержке и готовности предоставить в распоряжение французов своих молодых воинов, для похода в земли падуков. Канза жаждали мира с падуками, мечтая заполучить через них лошадей, чтобы стать «лошадиным народом» (т.е. влиятельным среди окружавших их племен народом, благодаря наличию лошадей – И.К.)
Канза устроили в честь Веньяра, одарившего их подарками, пиршество. Однако когда речь зашла о  покупке у канза пяти лошадей для экспедиции,  индейцы заартачились, запросив высокую цену. Кроме лошадей де Ваньяр приобрел у канза шесть рабов индейцев, еду, меха и шкуры.
25 июля 1724 года экспедиция покинула селение канза.
Теперь команда де Веньяра состояла из двух офицеров, горного инженера, сержанта, кадета, капрала, девяти солдат, трех канадских охотников, двух помощников горного инженера, трехсот воинов канза с не меньшим количеством собак, восьмиста индейских женщин и детей, а также ранее упомянутого количества индейцев миссури и осейджей. Женщины и собаки несли на себе весь багаж, в то время как мужчины взяли на себя заботы по охране и непосредственно охоте.
В конце июля на равнинах установилась невыносимая жара. Когда до территории населяемой падуками оставалось десять дней пути, де Веньяр заболел. Он приказал изготовить паланкин и нести себя. Однако его болезнь прогрессировала и ему необходима была квалифицированная медицинская помощь. В этой связи он развернул свой тысячный отряд в обратном направлении.
В знак доброй воли к падукам он отправил индейскую женщину и юношу 17 лет принадлежавших к этому племени и долгое время находившихся в рабстве у канза,  в сопровождении одного из солдат по имени Галар. Эти парламентеры должны были известить соплеменников, о болезни командора, который «как только выздоровеет, то обязательно придет к ним для того, чтобы торговать».  Кроме этого Веньяр обязал Галара передать вождям падуков два письма на испанском и на латыни.  Он рассчитывал, что среди падуков Галар может встретить испанских пленников, или священников-миссионеров, кто смог перевести содержание письма на язык индейцев. В этом письме де Веньяр просил индейцев к концу августа выдвинуться к нему на встречу.
Галар с парламентерами отыскал лагерь падуков на реке Литлл-Арканзас в месте, где сейчас расположен город Лайонс (штата Канзас) лишь только к 25 августа, о чем де Веньяр узнал  6 сентября из письма к нему сержанта Дюбуа.
Экспедиция де Веньяра возобновила маршрут после выздоровления командора в середине августа, вновь выступив из форта Орлеан.
27 сентября отряд де Веньяра прибыл в селение канза, а 2 октября в лагерь экспедиции вернулся солдат Галар в сопровождении трех вождей и трех воинов падуков. Основной отряд падуков. По словам вождей, численностью 80 воинов, находился в четырех днях пути от лагеря де Веньяра.
После переговоров с падуками 8 октября экспедиция покинула деревню канза. Численность повторной экспедиции значительно сократилась, на этот раз в команде де Веньяра состояли: 15 французов и метисов, 5 проводников падуков, 7 человек миссури, 5 воинов канза, 4 из племени ото, и 3 айова. Провизия была навьючена на 10 лошадей.
Отряд двигался вдоль реки Канзас, встречая на пути огромные стада бизонов. В один из дней движением отряду преградили тридцать стад бизонов по 300-500 голов в каждом. «Наши охотники убивали, сколько хотели», –отмечал де Веньяр в своей  походной тетради.
Кроме бизонов команда охотилось на такие же бесчисленные стада оленей и диких индеек.
11 октября экспедиция пересекла реку Канзас около современного Россвилла (штат Канзас) и через неделю повстречала 80 всадников падуков, которые двигались навстречу путникам. Вскоре отряд достиг селения падуков, состоявшее из 140 вигвамов, в каждом из которых проживало около 30 человек.  В целом численность населения этого поселения падуков составлял около 3,5 тыс. человек.
По случаю встречи с де Веньяром и его командой верховный вождь падуков устроил пиршество в своем вигваме. По словам вождя, он являлся лидером еще двенадцати таких селений падуков, в которых проживало в четыре раз больше людей, чем этом селении.
На следующий день де Веньяр ораторствовал перед двумя сотнями вождей падуков. Он знал, что  индейцы весьма падки на красивые обороты речи и с уважением относят к тем людям, кто умеет красиво говорить.
«Падуки, земли, которых простираются на запад, враждуют с дружественными французам племенами  на северо-западе от реки Миссури, – говорил де Веньяр, по словам автора работы «История Луизианы» Антуана Симона ле Паж дю Праца, – и поэтому мы хотели бы их примирить. Достаточно слез матерей и слез отцов и детей. Мы все люди этой земли, мы все братья. Вы придете к нам и будете пировать с нами. Мы придем к вам и будем пировать у вас. Все будут довольны. Зачем воевать?».
Индейцы положительно отреагировали на призыв де Веньяра и были впечатлены его проникновенной речью, что в итоге  воодушевило оратора, и он высказал вождям просьбу, разрешить французам ходить через земли падуков в Новую Мексику.
Для умилостивления падуков французы разложили перед ними свои товары: ружья, сабли, кирки, топоры, мотыги, красную и синюю лимбургскую  ткань (дешевая  ткань  «модных»  расцветок,  очень  востребованная  среди  французских  колонистов  в Луизиане, которые шили из нее верхнюю одежду и продавали индейцам, – предположительно, груботканый лен – И.С.), рубахи, ножницы, ножи, расчески, кремни для ружей, устройства для извлечения пыжей, шила, разнообразные бусы, толстая, и тонкая медная проволока (для ожерелий),  кольца,  киноварь.
Индейцы никогда не видели столько всякой всячины, и поэтому с округлыми глазами, восхищаясь  французами, заключили с ними мирный договор, согласно которому французам было позволено проходить через земли падуков, а союзным с французами племенам беспрепятственно торговать у падуков.
До 22 октября де Веньяр находился среди падуков, изучая их образ жизни.
«Падуки проживают в стационарных селениях. Каждые 5-6 дней они снаряжают охотничьи отряды по 50-100 воинов. Как только один отряд возвращается, на смену выступает другой, и так происходит постоянно. Они сеют немного кукурузы, тыквы и табак. Лошадей приобретают у испанцев в обмен на дубленные кожи…», – описывал Веньяр жизнь падуков.
На обратном пути экспедиция добравшись до селения канза, путь  к форту Орлеан продолжила на бизоньих лодках (каркасные лодки овальной формы обтянутые шкурой бизонов – И.К.) вниз по течению реки Миссури, достигнув форта 5 ноября.
Заручившись мирным соглашением с падуками, осейджами, ото, айовами, канза и омаха, де Веньяр не стал долго почивать на лаврах и  приступил к организация визита вождей этих племен во Францию.
В ноябре 1724 года Совет колонии сформировал делегацию, в которую  первоначально вошли  четверо вождей миссури, столько же осейджей, один лидер ото, пятеро иллинойсов, иезуитский монах Николя Игнас Бобуа индейская жена де Веньяра, сам Веньяр, его французская жена Жаклин, его краснокожий слуга и сержант Дюбуа.
Веньяр не собирался возвращаться обратно, и поэтому решил пристроить индейскую жену к своему слуге, в качестве супруги которого она и представлялась во Франции.
 Перед самой отправкой Совет колонии сократил число делегатов до одного представителя от каждого дружественного французам племени.
В марте 1724 года на шхуне «Ля Беллону» делегация вождей в сопровождении губернатора Бьенвиля отчалила во Францию, но  само начале пути судно затонуло в бухте Мобил, и по этой причине делегацию пересадили на корабль «Ля Жиронде», на котором она достигла Франции и в сентябре посетила Париж.
  Юный король Людовик XV принял делегацию из «подвластной» Луизианы в Фонтенбло.  Индейцам показали «чудеса» и мощь Франции:  Версаль, Шато  де  Марли,  оперу  и  королевскую  охоту. Демонстрация французского величия продлилась недолго, и в конце года делегация уже вернулась в Америку.
Индейская жена де Веньяра была крещена во Франции и была там выдана замуж за сержанта Дюбуа сопровождавшего делегацию, с которым и вернулась в Америку. После гибели Дюбуа в стычке с индейцами эта индеанка вышла замуж за капитана милиции и проживала в Каскаскии до 1752г ода. Судьба ее сына от де Веньяра неизвестна.
Сам же де Веньяр более в Америку не возвращался. Состояние, которое он накопил, позволяло ему вести оседлую светскую жизнь на родине, проживая совместно с Жаклин в Нормандии. От брака с ней у него родились четверо детей, которые умерли в раннем возрасте.
Закончил свой земной путь Этьен де Веньяр сьер де Бургмон в 1734 году.
Основанный им за западном фронтире форт Орлеан, был заброшен  уже к 1726 году и в последующие десять лет французы не предпринимали попыток проникнуть в глубь Дикого Запада, поскольку договор, заключенный с падуками, действовал недолго, по причине вытеснения падуков с занимаемой ими территории команчами.
Этьен де Веньяр вошел в историю первопроходцев Дикого Запада в качестве одного из первых французских исследователей, который задокументировал маршруты продвижения на Запад по рекам Миссури и Платт, и на основании которых в начале ХVIII века были сделаны первые европейские карты этой территории Северной Америки. Он составил описания индейских племен, с которыми ему приходилось сталкиваться, и тем самым внес неоценимый научный вклад в антропологию. Именно он является основателем первого европейского форпоста на реке Миссури близ устья реки Гранд-Ривер (форт Орлеан,  на месте которого расположен современный город Брансуик в штате миссури – И.К.). И венцом первопроходческой деятельности де Веньяра, конечно же, является поход на Великие канзасские равнины, с целью установления торговых отношений с падуками (апачами) – самым воинственным равнинным племенем индейцев на тот период.

Библиография

Baker, Lea Flowers Henri de Tonti [Electronic resource]. Norall, Frank. Bourgmont, Explorer of the Missouri, 1698-1725 Lincoln: University of Nebraska Press, 1988, – p. 24
Osler, E.B.  Tonty, Henri (de) / Dictionary of Canadian Biography [Electronic resource]. URL: http://www.biographi.ca/en/bio/tonty_henri_2E.html.
Pierre Le Moyne d'Iberville / The explorers [Electronic resource]. URL: Parkman, Francis France and England in North America: A series of Historical narratives. Pioneers of France in the New World, 1865
Стрельцов, А.А. Покорители Великих Равнин: из истории освоения Южной Луизианы (часть I). – Приволжский научный вестник №5 (33), Ижевск, 2014 – с. 73-80