Ч. 10 Никогда не сдаваться

Владимир Врубель
 


Предыдущая страница http://www.proza.ru/2015/06/26/1000


Из двадцати трёх кораблей, отплывших к берегам Южной Америки, дошли до входа в Магелланов пролив только пять. Все претерпели за время плавания столько всяких бед, что испанцам было не до строительства крепости.

Ближайший порт, где можно было приобрести продовольствие, отремонтировать потрёпанные штормами суда, был Рио-де-Жанейро. Сармьенто с небольшим числом людей остался на берегу, а свои уцелевшие корабли под командой Риберо отправил в Бразилию. В Рио-де-Жанейро моряки увидели четыре корабля из части отряда, которой командовал Диего Флорес де Вальдес.

Флорес, в сущности, дезертировал, потому что обязан был следовать в Магелланов пролив с людьми и грузами, а только потом отправляться в Бразилию.  Он встретил коллегу с кислой физиономией. Флорес считал Сармьенто выскочкой. Зависть – страшное чувство, а теперь к ней добавился и страх о том, что Сармьенто доложит в Мадрид. Свои чувства он перенёс на Риберо.

Флорес пакостил Риберо, как только мог, о помощи с его стороны вообще не шло и речи. Но, несмотря на все чинимые им препятствия, пять кораблей отремонтировали, а запасы продовольствия и свежей воды пополнили. 

В декабре 1584 года они вернулись в пролив Магеллана. Там, в месте, где пролив разделялся на два рукава, Сармьенто основал город, который назвал Иисусом. Конечно, «основал город» слишком пышно сказано. Просто он высадился на берег  с тремястами людьми, и объявил, как Пётр I, что «здесь будет город заложён».

Погода стояла ужасная, корабли несколько раз относило в море. Во время последнего возвращения корабль «Тринидад» волнами вышвырнуло на берег. Когда его разгружали, напали индейцы. От них с трудом удалось отбиться.

Риберо, опасаясь, что очередной шторм разобьёт в проливе все суда, оставил в распоряжение Сармьенто корабль «Мария», а сам с оставшимися тремя судами самовольно ушёл в море.

Педро Сармьенто де Гамбоа был не из тех, кто теряется в трудных обстоятельствах. Он оставил сто человек в «городе» Иисуса заниматься его обустройством, а сам с остальными людьми направился к месту, обозначенному на карте, как  пункт св. Анны. Он шли вдоль берега, а корабль «Мария» следовал за ними по проливу в пределах видимости.

Вспомним одежду испанцев того времени, железные доспехи, тяжёлое оружие, которое они несли, порох, свинец для ружей, но и это ещё не всё. Они так же несли на себе продовольствие и воду во флягах. Не забудем и пронизывающий холодный ветер с ледяными дождями. В пути на них несколько раз нападали индейцы. Один испанец был убит и десять человек ранены. Теперь понятно, почему это был  такой мучительный переход.

На импровизированных носилках из пик пришлось ещё нести раненых, которые всё равно в тех условиях были обречены на смерть. Недовольство людей переросло в мятеж, который был подавлен после высадки вооружённого десанта с «Марии», куда Сармьенто подал условный сигнал.

После всех этих злоключений всё же добрались до намеченной цели. Там, с соответствующей церемонией, Сармьенто торжественно объявил о закладке города имени короля Филиппа, Сан-Филипе. После окончания торжественной части приступили к строительству жилищ.

Зима, оказывается, наступает внезапно не только для коммунальных служб в России.

В конце марта повалил густой снег и не прекращал идти пятнадцать дней подряд. Положение испанцев было отчаянным. Неудивительно, что вспыхнул новый мятеж с требованием оставить эту затею с крепостями и вернуться домой. В записках ничего не говорится о больных и умерших, о цинге, но можно не сомневаться, что они косили испанский гарнизон.

Сармьенто в очередной раз подавил мятеж. Он отобрал тридцать человек, на которых мог положиться, и на корабле отправился к «городу» Иисуса, чтобы проверить, как там ведётся сооружение крепости.

Но когда подошли к строившемуся укреплению, начался сильный шторм, и корабль унесло в открытое море. Все люди были обморожены, многие ослепли.

Причина слепоты в записках не указана. Но если вспомнить похожую ситуацию с русскими моряками, то, скорее всего, виновницей была «куриная слепота», вызванная отвратительным питанием и отсутствием витамина А, о существовании которого, испанцы, конечно, не подозревали.

Двадцать дней корабль носило по океану. Сармьенто направил его в Рио-де-Жанейро. У берегов Бразилии его корабль сел на мель. Как говорится, бедняку всегда ветер в очи. Тогда он, зная, что его люди в проливе голодают, зафрахтовал в Пернамбуку купеческое судно, чтобы доставить им муку, оружие и порох, который был у оставшихся в проливе на исходе.

Там же он купил большие лодки, чтобы стащить с мели судно, и занялся его спасением. Но судьба продолжала смеяться над мужественным испанцем. Новый шторм окончательно разбил корабль, и лодки. И всё же, Сармьенто не сдался. Он купил новое маленькое судёнышко, загрузил его всем необходимым и отплыл к югу.

На широте 39 градусов его судно попало в жестокий шторм, и только благодаря отчаянным усилиям экипажа и его умелому управлению, они не затонули, однако оказались вынужденными добираться до Рио-де-Жанейро. Там, к своему ужасу, он увидел судно, которое сам месяц назад отправил в пролив Магеллана.

Оказалось, что и оно попало в шторм, и в бедственном состоянии пришло в Рио-де-Жанейро. Сармьенто был просто раздавлен обрушившимися на него несчастьями. Чтобы спасти людей, оставленных в проливе Магеллана, он решил вернуться в Испанию за помощью, уже не думая о гневе короля и собственной судьбе.

Но если читатель полагает, что на том несчастия испанца окончились, то это заблуждение. В океане Сармьенто встретили три английских корабля, капитаны, которых несказанно обрадовались попавшей им в руки добыче.

Корабль и пленных испанцев доставили в Англию.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/30/1484