Олег Видов Часть 2 Глава 38 1975г. Семья Ивановых

Александр Руденский
                ГЛАВА 38
               - 1975г. КИНОФИЛЬМ « СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ »         
 
   В этом  фильме Олег Видов снимался по приглашению режиссера – Алексея Салтыкова. Знакомство и симпатии к Олегу Видову у режиссера возникли еще во время съемок фильма «Друг мой, Колька!». И в дальнейшем хорошие отношения между ними продолжались многие годы. И не смог Олег отказать своему самому первому режиссеру:

   - «... я приступил к работе в картине режиссера А.Салтыкова «Ивановы» (это было рабочее название фильма).
       Во-первых, сценарий написан Юрием Нагибиным.  Это настоящая,   профессиональная драматургия. Но есть еще одно  обстоятельство, которое   делает  эту работу особенно приятной.  И связано оно с воспоминаниями детства и отрочества.

    Мне было четырнадцать лет, когда А. Салтыков и А. Митта ставили  свою  первую  художественную  ленту  «Друг  мои,  Колька!». Я снялся тогда в эпизоде  на мотоцикле, который не вошел в фильм при монтаже, и в небольшом эпизоде, где в кадр попал со спины.  Сказать, что именно эта  картина положила начало моей   творческой  биографии, я не могу .... Я буду играть простого парня, моего современника.  Мы хотим рассказать о сложном мире человеческих чувств, о радостях и бедах, о поисках счастья, призвания, о верности в любви, чистоте идеалов и устремлений.  Одна  из первых наших задач — выйти за пределы расхожих  представлений  о производственном  конфликте, показать, как  производственные отношения создают и формируют  характер человека, определяют  его нравственную,               моральную позицию.»

Напомню моему читателю, что Олег Видов не просто снялся в двух эпизодах «Друг Мой Колька», а проработал на съемках этого фильма в Крыму несколько месяцев осени 1960 года. 
                *  *  *
 
   Старый уральский городок. в который приезжает  ничем не занимающийся москвич Николай. Придя в парк, где репетирует местный молодежный ансамбль, он знакомится с солисткой этого ансамбля Людмилой. В результате симпатии и чувств возникших между ними, он попадает в семью потомственных сталеваров, Ивана Ивановича (Рыбников) и Марии Петровны  ( Нона Мордюкова ). Как следствие разных жизненных обстоятельств, он пробует себя в роли рабочего на металлургическом заводе, где работает отец Людмилы.

    Но там же на заводе работает и Николай Осинцев, герой Олега Видова, который с детства любит ту же Людмилу, и которая прежде отвечала ему взаимностью. Но оказалось, что у нее это была еще не зрелая юношеская влюбленность. Большого конфликта между всеми участниками этого треугольника в результате не произошло. Точно также, можно сказать  «пастельными» тонами, изображено почти  все в фильме. Происходят разные, совершенно жизненные обстоятельства, но все они, как бы сглажены, все происходящее, как бы существует в полсилы. Конфликты есть, и при  этом их как бы и нет. И при разных достоинствах этого фильма (отличные актеры, работа оператора, талантливый режиссер, известный сценарист) он событием не стал.
               
                *   *   *
 
  Ну а причины у Салтыкова  снимать этот фильм о рабочем классе по сценарию Нагибина были разные. И одной из них,  возможно,  была необходимость  после неприятностей со съемками  «Директора» активно работать как режиссер. И вполне  возможно, что на самом Мосфильме кто-то очень был заинтересован в этом фильме.  Для самого  Юрия Нагибина это была возможность заработать как всегда деньги, чтобы потом можно было заниматься чистым писательством, ни в чем себе не отказывая.  Хотя в реальной жизни не всегда можно было определить, что в этом было  первично , а что вторично.  Возможно , что это он больше всего был заинтересован в этом фильме.  Ведь гонорар всех создателей не зависел от качества фильма.
                *   *   *
 
   О режиссере Алексее Салтыкове следует рассказать подробно,  Он оставил о себе  очень добрые и теплые воспоминания у Олега. Ведь он, по сути, был тем первым режиссером,  у которого Олег  сделал  « свои первые шаги » на съемочной площадке.  Алексей Салтыков был яркой и талантливой личностью. В свои тридцать лет, снимая практически вторую самостоятельную картину, он сделал  фильм, о котором будут говорить, и смотреть  многие годы. Это был  « Председатель » с Ульяновым в главной роли. Как маленькое отступление, хочу сказать,  что именно с этой роли началась всесоюзная известность  М. Ульянова,  и благодаря ей он приобрел и первое свое солидное Звание «Лауреата Лениинской премии» и  все то, что в дальнейшем сделало его звездным актером-режиссером. Уточню, что он не относится к актерам, которые имели отношение к  Олегу Видову,  и не о нем речь в моем  повествовании.
    
  Ну а с того фильма начался творческий союз режиссера и писателя – сценариста  Юрия Нагибина. Именно он написал сценарий « Председателя ». Несколько опытных режиссеров отказались снимать этот фильм. Но сценарий понравился Пырьеву и тот вместе с директором Мосфильма настоял, чтобы «Председателя» снимал Алексей Салтыков, запретив ему снимать другой фильм.  Этот фильм – «Председатель»,  который вначале разрешили, потом запретили, сняли с проката буквально за час до премьеры, а потом опять  разрешили, имел такое сильное воздействие на все общество, что не   признать его достоинства было невозможно. Всех создателей фильма наградили "Ленинской премией СССР". Но в день объявления об этом     произошла трагедия во время съемки следующего фильма по книге Нагибина «Директор» . Исполнитель главной роли Урбанский, который не захотел взять   дублера перевернулся в машине во время съемки одного из эпизодов и погиб.  Примечательно то, что  самого  режиссера в это время не было на съемках. Он был в Москве и показывал на студии  отснятый материал. Иначе говоря не мог нести ответственность за случившееся. Но все равно его вычеркнули из списка награжденных за «Председателя». И ,конечно, от чувства своей причастности   к этой трагедии он долго не мог избавиться.   
               
     Его сотрудничество с Нагибиным продолжилось не смотря ни на что.
   
   И фильм «Семья Ивановых» был продолжением этого сотрудничества. Но того мощного запала, который был у режиссера в 1964 году, через 11 лет в 1975-м , уже не было.  Да и страна уже была не та. 11 лет при Л. Брежневе изменили её:  изменили  жизнь,  изменили  людей, изменили творческую атмосферу и конечно кинематограф.   
               
  У  Алексея Салтыкова  с Олегом было много общего: оба росли без отцов, оба перед поступлением во   ВГИК занимались в школе рабочей молодежи,  даже профессии в начале у них были похожие.   Алексею был симпатичен этот 16 летний трудолюбивый юноша, возможно напоминавший ему  самого себя.   Тем более, что это были те годы, когда в душах у нашего поколения была настоящая «оттепель».
         
                (Биографическая информация)
                Салтыкова Алексей Александрович.
   
         Родился в Москвев в 1934 году.               
 В 1961г.  окончил режиссёрский факультет  ВГИКа  (мастерская Михаила Ромма).

  Наиболее известные его фильмы «Друг мой, Колька!» снят Салтыковым совместно с Александром Миттой) – их дипломная работа во ВГИКе)  и «Председатель».
 
    К двум своим фильмам — «Экзамен на бессмертие» (1983) и «За всё заплачено» (1988)  написал сценарии.

             Снял как режиссер 17 фильмов:               

     1959 — «Ребята с нашего двора»               
     1961 — «Друг мой, Колька!» (совместно с Александром Миттой)               
     1962 — «Бей, барабан!»               
     1964 — «Председатель»               
     1967 — «Бабье царство»               
     1969 — «Директор»               
     1971 — «И был вечер, и было утро...»               
     1972 — «Сибирячка»               
     1973 — «Возврата нет»               
     1975 — «Семья Ивановых»               
     1978 — «Емельян Пугачёв»               
     1982 — «Полынь — трава горькая»               
     1983 — «Экзамен на бессмертие»               
     1984 — «Господин Великий Новгород»               
     1986 — «Крик дельфина»               
     1988 — «За всё заплачено»               
     1992 — «Гроза над Русью»
    
     В 1980 году ему было присвоено звание « Народный артист РСФСР ».

  Ушел из жизни  8 апреля 1993 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.         

                *  *  *
 
    И вот после всего вышеизложенного о режиссере не могу не сказать о сценаристе этого фильма..               
                Для этого есть несколько причин.

 Автором сценария этого фильма был известный всей стране писатель – публицист               

                Юрий Нагибин.

    Он был единственным известным советским писателем, имевшим сценарное образование и активно работавшим на этом поприще . Им были написаны более 40 сценариев.

  - По его сценариям были сняты очень известные советские фильмы. Среди них такие как:               

     в 1964 г.  -   « Председатель »;               
     в 1967 г.  -   « Бабье царство»;               
     в 1969 г.  -   « Директор », « Красная палатка », « Чайковский »;               
     в 1975 г.  -   « Дерсу Узала », « Семья Ивановых », « Ярослав Домбровский »;               
     в 1984 г.  -   « Загадка Кальмана »;               
     в 1987 г.  -    « Гардемарины вперед »;               
     в 1991 г.  -    « Виват гардемарины ».;               
     в 1992 г.  -    « Гардемарины 3 ».
    
    Нагибин, по оценке режиссера Андрона Кончаловского, был «талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом, но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и                самым откровенным произведением писателя».

    Он был единственным, как говорили в то время,  маститым, человеком признанным на равных сразу в двух творческих союзах – Союзе писателей и Союзе кинематографистов.  Обычно такого не происходило. Очень завистливо относились и те и другие к  повышенному вниманию к отдельно взятой личности. Ох, не любили  эти творческие  союзы, если кто-то из их членов уж очень выделялся над средним их уровнем, становился более успешным, более обеспеченным, более независимым, чем им   хотелось бы и так сказать, было положено. Такие люди становились как бы   независимыми, не управляемыми творческими чиновниками.  А это очень им не  нравилось.   А он как раз и был таковым.

        (На фото Юрий Нагибин и  японский режиссер  Акира Курасава)

                ( Биографическая информация)

  Русский писатель-прозаик, литературовед, знаток кино, живописи и музыки, автор                многих монографий о деятелях искусств, журналист, киносценарист.
      
        Родился Юрий Маркович Нагибин 3 апреля 1920 года в Москве..

Его отцом был  Кирилл Александрович Нагибин - дворянином. Его расстреляли           в 1920 году как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя)  был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 г. "за сочувствие мужикам". Кирилл Александрович оставил беременную жену Ксению Алексеевну своему другу адвокату Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы Юрию Марковичу рассказали, кто его настоящий отец. Мать дала сыну отчество Маркович, чтобы никто не узнал о его  дворянском происхождении. И благодаря этому он смог с отличием закончить школу и поступить на сценарный факультет ВГИКа.
 
  Его отчима - Марка Левенталя московского адвоката в 1927 году сослали в  Сибирь, где в 1952 он умер.. Втайне от своих знакомых и друзей Юрий ездил к своему отчиму:  «Я должен быть ему (Марку Левенталю) благодарен больше,  чем любой другой сын — своему отцу, кормившему, поившему, одевавшему его. Я его кормил, поил, одевал.  В этом отношении мое чувство совершенно свободно. Но благодаря ему я узнал столько боли всех оттенков и родов, сколько мне не причинили все остальные люди, вместе взятые. Это единственная основа моего душевного опыта. Всё остальное во мне — дрянь, мелочь».
               
В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва, который                стал первым наставником будущего писателя в литературных пробах.
            
  В 1938 Юрий поступил в Первый московский медицинский институт, но уже                в 1939 поступил во ВГИК  на сценарный факультет.

     Писать и печататься  начал в 1939 году, ещё будучи студентом.
 
      В 1941 году, не закончив институт, ушёл на фронт.               

              Участвовал в боях  Великой Отечественной войны.
      После ранения работал военным корреспондентом в газете «Труд».
             
            Были опубликованы сборники его произведений:
    — 1960 -  «Перед праздником»
    — 1965 -  «Далекое и близкое»),
    — 1971 -  «Переулки моего детства»,
    — 1977 -  «Остров любви» ,
    — 1984 -  «Река Гераклита»;
    — 1986  -  «Поездка на острова» (повести),
    — 1987  -   «Встань и иди»  и другие.

        Один из самых экранизируемых  советских писателей.

       В кино  с 1956 года, первый сценарий — «Гость с Кубани».

  Последняя его работа в кино в 1994 г. —  видеофильм о Сергее Рахманинове).
 
                Ушел из жизни 17 июня 1994 года
               Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
               
 (На фото Юрий Нагибин и Владимир Васильев с призами "Золотой приз" ММКФ и "Оскар" фильму "Дерсу Узала".)               
               
                *   *   *

      Съемки фильма «Семья Ивановых» проходили в Свердловске (Екатеринбурге) на металлургическом заводе, в Подмосковном Зеленограде и в  Волгограде (по воспоминаниям Олега).
      
      Со съемкой хоккейного матча для этого фильма были связаны следующие обстоятельства.  Во время съемок в Волгограде на металлургическом заводе Олег простыл и  плохо себя чувствовал. Когда дело дошло снимать сцены  хоккея, ему сказали, чтобы он не боялся, что его посадят в специальный возок и будут возить по льду и снимать. По сюжету герой Олега являлся капитаном хоккейной команды завода.. . Олег своим ответом их немного озадачил, сказав, что сам сможет кататься на коньках и не нуждается в имитации. Когда же он откатался и фрагмент        был снят, то все остались очень довольны. А сам Олег отправился домой лечиться.
               
                *   *   *
 
   Одну из главных ролей – заслуженного рабочего сталевара в этом фильме сыграл Николай Рыбников .

                (Кадр из фильма Семья Ивановых»)

    Николай Николаевич  Рыбников  родился 13 декабря 1930 года в Борисоглебске                Воронежской области  РСФСР. Его  отец Николай Николаевич и мать Клавдия Александровна были  из простой рабочей среды. Николай рано остался без матери, и когда отец в 1944 году уехал в Сталинград, будущий актер последовал за ним. Рос он в Сталинграде, где закончил железнодорожную школу. Жил вместе с отцом. Во время учёбы с немалым успехом выступал в художественной самодеятельности. Не смотря на то, что  начал учёбу в медицинском институте, решил все изменить и пойти учиться на актера   В  1948 году уехал  в Москву  поступать во ВГИК.
В 1953 году закончил учебу в мастерской С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой.                В  1953 году был принят  в  Театр-студию киноактёра. Его дебют в кино прошел почти незамеченным.               
               
       Он снялся в роли Дроздова в  фильме « Команда с нашей улицы »

Популярным  он начинает становиться после 1956 года,  когда на экраны  выходят фильмы:               
        - "Весна на заречной улице",  "Чужая родня",               
        - в 1957 году,"Высота"               
        - в 1961 году  "Девчата".
       
    Во время съёмок фильма «Высота» он  познакомился с актрисой Аллой Ларионовой и 2 января 1957 года они поженились.  В июне 1961 года у них родилась дочь Арина.
 
   В 1964 году он был удостоен Звания  «Заслуженный артист РСФСР»
   А в 1981 году – «Народный артист РСФСР»
 
  Он снялся в 52 фильмах, в 6 –ти из них звучат песни в его исполнении.               

   Четыре документальных фильма  рассказывают о нем и его творчестве.

    Ушёл из жизни Николай Рыбников утром 22 октября 1990 года в Москве.
   
    Актёр скончался от сердечного приступа, не дожив немного до своего  шестидесятилетия.

    Похоронен Рыбников на Троекуровском кладбище в Москве.    

                *   *   *   
               
   Партнершей  Николая Рыбникова в этом фильме была  актриса Нонна Мордюкова.

 Все, вспоминающие и пишущие об этом фильме, говорят о великолепной игре этих двух прекрасных актеров.

   Ноябрина Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в селе Константиновка, Артёмовский округ Донецкой области, УССР.

Её родители: отец – Мордюков Виктор Константинович,  мать – Мордюкова Ирина Петровна.
      
   Детство прошло на Кубани – в селе, где её мать работала председателем колхоза.  С детства  Нона мечтала стать киноактрисой, но началась война. Во время оккупации Краснодарского края, она скрывалась от гитлеровцев, на хуторе Труболет (Новоурупский) Отрадненского района, чтобы её не отправили на принудительные работы в Германию
       
  В 1943 году её семья переехала в Отрадную, а в 1944 году она  с матерью  уехала в город Ейск.
 
  В 1945 году Нонна Мордюкова начинает осуществлять свою мечту - поступает на актёрский факультет ВГИКа  в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Руководители курса видели в ней актрису играющую героинь в классических русских и зарубежных пьесах. Но сама Нона Мордюкова увереннее себя чувствовала на сцене в телогрейке и сапогах. Уже под конец учебы за ней стало закрепляться амплуа «простой русской женщины».

    В 1950 году после окончания ВГИКа она была принята в Театр-студию киноактёра и до 1991 года состояла в его штате.
      
    В 1965 году была удостоена Звания «Заслуженная артистка РСФСР».
    В 1969 году удостоена Звания «Народная артистка РСФСР».
    А 13 Марта 1974 года удостоена Звания «Народная артистка СССР»

Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь, Нонна Мордюкова сыграла, ещё учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» в 1948 году.
               
  Она создала образ героини краснодонского подполья Ульяны Громовой.

Заметным событием в ее творческой биографии стала в 1952 году эпизодическая  роль                колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова». Она в                этом образе была настолько правдива и убедительна, что Всеволод Пудовкин даже хотел отдать ей главную роль.
    
  Многие в этой эпизодической роли увидели ее потенциал и  тогда режиссёры начали                предлагать ей главные роли.

Настоящей удачей для Нонны Мордюковой была роль в фильме «Чужая родня» у  режиссёра Михаила Швейцер в 1955 году. Она с большой достоверностью очень ярко и колоритно сыграла Стешу Ряшкину. Этот фильм, бывший во второй половине 1950-х годов событием, стал в судьбе Нонны Викторовны переломным моментом.
       
В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, ёмких, стала определяться и актёрская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с             трудной судьбой. Своими работами она вдохновила драматурга Будимира Метальникова, написавшего специально для неё «Простую историю». Фильм снял режиссёр Юрий Егоров. В нем Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи неожиданно легло бремя председательства в отстающем  колхозе.  Актриса сыграла драматизм и тяготы пути из простых  колхозниц в  председатели,  горечь безнадёжной любви и – преображение души, обретение чувства собственного достоинства.

    Такое сложное понимание характера в образе вообще свойственно Мордюковой, чьи драматические роли всегда глубже простой, хотя и точной обрисовки определенного                социального типа. А в комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно                социальный типаж.
               
                Среди ее актерских работ :
         
   1964 год - в  «Председателе»  Доня Трубникова (режиссёр А. Салтыков )                в  «Женитьбе  Бальзаминова»  купчиха Белотелова  (режиссёр Константин Воинов )
   
   1965 год - в  «Тридцать три» чиновница Пристяжнюк  (режиссёр Георгий Данелия).
   
   1967 год - в  «Комиссар»  комиссар Вавилова (режиссёр Александр Аскольдов)
   
   1969 год - в  «Бриллиантовая рука» ЖЭК активистка Плющ (режиссёр Л. Гайдай)

   1971 гож -  в «Русское поле» Федосья Угрюмова  (режиссёр Николай Москаленко),

   1973 год - в  «Возврата нет» крестьянка Антонина Каширина (режиссёр А.Салтыков)

   1975 год - «Они сражались за Родину» солдатка Наталья, сыгранная в блестящем дуэте с Василием Шукшиным.  (режиссёр Сергей Бондарчук),
       
   1977 год – в  «Трясина» (режиссёр Григорий Чухрай)
      
   1981 год - в  «Родня» Мария Коновалова  ( режиссер Никита Михалков)

  После 1991 года, уйдя из театра и почти не снимаясь, ездила на встречи со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и  принимала участие в работе кинофестивалей, осуществляя своим присутствием, как бы, «связь времён».
       
    Ещё учась во ВГИКе, Нонна Мордюкова начала встречаться со своим однокурсником                Вячеславом Тихоновым (1928-2009). 28 февраля 1950 года у них родился сын Владимир. Через некоторое время молодые родители поженились. Однако этот звёздный союз продлился 13 лет  и,  когда в 1963 году умерла Ирина Петровна – мать Нонны, они расстались. Их общий сын Владимир тоже впоследствии стал актёром. Невестками Мордюковой были актриса Наталья Варлей и танцовщица Наталья Егорова.

  В июне 1990 года Владимир Тихонов умер от передозировки наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни актрисы.
               
               О ней  сняты документальные фильмы:
 
  «Нонна Мордюкова. Неукротимая» (2007, Первый канал, режиссёры Татьяна Косовцова,                Роман Газенко).

  «Нонна Мордюкова. Как на свете без любви прожить» (2010, ТВ-Центр, режиссёр Филипп                Суров).
 
  «Нонна и Слава. Жестокий роман» (2010, НТВ).
 
  «Нонна Мордюкова. Такой её никто не знал» (2010, Первый канал, режиссёр Фуад Шабанов).

   Имя Нонны Мордюковой присвоено одной из малых планет Солнечной системы.


 В 1949 году ей  присвоено Звание « Лауреат Государственной премии СССР » за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия».

 1973 году – Звание « Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых » за роли в фильмах: «Председатель», «Журавушка» и др.).

В 1992 году  редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who») включена в десятку самых выдающихся актрис 20 века

 В 1996 год  награждена  Премией  «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру».
      
 В  2000  году награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени  за большой личный вклад в развитие киноискусства.

 В 2005 году,  награждена кинематографической премией «Ника»  - «За честь и достоинство».

   Ушла из жизни Нона Мордюкова  поздним воскресным вечером 6 июля 2008 года на 83-м году жизни в Центральной клинической больнице города Москвы.

Похоронена актриса 9 июля  на Кунцевском кладбища рядом с могилой единственного сына – актёра Владимира Тихонова.

   6 июля 2009 года, в годовщину смерти актрисы на её могиле  установлен памятник. в виде чёрной стелы из карельского гранита, на котором выгравированы два портрета – самой Нонны Викторовны и её сына Владимира Тихонова. Ниже указаны даты их рождения и смерти...   Внизу изображены пшеничные колосья,  как напоминание о фильме «Русское поле».               
    
    В этом фильме в 1971 году актриса снималась  вместе со своим сыном.

                *   *   *    
          
  В роли  девушки, в которую был влюблен персонаж Олега Видова, снималась Ольга Прохорова. 
 
                (Биограафическая информация)

      Прохорова Ольга Ефимовна родилась 24 марта 1948 года в Риге.

       В Риге она окончила балетную школу и музыкальное училище.               

  А в 1971 году  актерский факультет ВГИКа  в мастерской С.Герасимова и Т. Макаровой.

Впервые она снялась в кино в пятнадцатилетнем возрасте. Это был научно-популярный   фильм Рижской киностудии.
               
         В игровом кино дебютировала в 1970 году.

           Снялась в 11 фильмах.   Среди них:
          
           в 1972 г.  «Любить человека»,               
           в 1973 г.  «Возврата нет»,               
           в 1978 г.  «Емельян Пугачев» ,               
           в 1979 г.  «Задача с тремя неизвестными» ,               
           в 1981 г.  «Полынь трава горькая»               
      
             Это был ее последний фильм в СССР. 
 
  В 1975 году, когда снимался фильм « Семья Ивановых » она была женой режиссера фильма Алексея Соловьева.
         
      В 1984 она уехала в Канаду. А потом в Калифорнию. Жила  в Лос-Анджелесе, работала в фирме «Буллок», представляя косметику, снималась в телевизионных фильмах.               
                Из Калифорнии уехала во Флориду.
               
                *   *   *
 
   Наверно, следует сказать и об актере, герой которого оказался соперником у героя Олега Видова.  Им был  Ерёменко Николай Николаевич (младший). Интересно, что во время съемки этого фильма он служил в армии. Правда служба эта проходила в кавалерийском полку при Мосфильме. Полк распологался в Алабине. И актер имел возможность кроме воинской службы сниматься в кино, что он с успехом и делал, снявшись за два года в трех фильмах. 
               
                (Биографическая информация)
               
Он родился 14 февраля 1949 года в Витебске, в семье народного артиста СССР Николая Николаевича Ерёменко (1926-2000) и народной артистки Белорусской ССР Галины Александровны Орловой   (род. 1928).         
               
  В 1971 году он окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская    С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой) и был принят в труппу «Театра-студии Киноактёра».

 Сергей Герасимов очень любил Колю Ерёменко и снял его в своих шести фильмах, больше только снялась жена Герасимова — Тамара Макарова.

        С 1976 года — актёр киностудии имени Максима Горького.
 
         В 1980 году стал Лауреатом Премии Ленинского комсомола. 
      
  В 1981 году за роль в фильме «Пираты ХХ века» по опросу журнала «Советский экран» был назван - Лучшим актёром года.
               
          В 1994 году удостоен Звания «Народный артист России».

 C  2001 года работал советником по культуре посольства Белоруссии в Москве.         

 В середине 1990-х годов Ерёменко решается на режиссёрский дебют — «Сын за отца», где он снимается со своим отцом. После совместного фильма Ерёменко-старший возвращается в театр и кино, где плодотворно работает ещё пять лет.

    Николай Ерёменко ушёл из жизни в воскресенье 27 мая 2001 года в Боткинской больнице Москвы, от острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта).
               
Похоронен актёр 30 мая в Минске на Московском (Восточное) кладбище, рядом с могилой отца,  которого он пережил лишь на 11 месяцев.
               
                *   *   *    
               
                ПРЕССА О ФИЛЬМЕ:
               
     1974.12    Журнал «Новый фильм»  №23 Фильм «Семья Ивановых»               
    
     1975.11    Журнал «Новый фильм»  №21 Фильм «Семья Ивановых»               
    
     1975.02    Журнал «Новый фильм»  №3 Фильм «Семья Ивановых»               
    
     1975.02    Журнал «Советский фильм» №2  Владимир Скоморохов – « Oleg Vidov » 
    
     1975.03    Журнал «Soviet Film  №3  – « Семья Ивановых » 
         
               
                ОТЗЫВЫ О ФИЛЬМЕ  «СЕМЬЯ ИВАНОВЫХ »:
    
         Татьяна (москва) 17.10.2008 -
« Очень интересный фильм, такой жизненный, актёры снимаются  как то- легко, прямо как будто сливаются с образом своих героев. Да ещё какие актёры, один лучше другого. Жаль, что они уже покинули наш бренный мир, оставив память с телеэкранов в наших сердцах. Мы любим вас дорогие и будем помнить, пока живы мы..».
               
         Элла (Томск) 14.05.2009 -
« Согласитесь, много в фильме неправдоподобного, но из-за великих я его смотрю каждый раз.»

         Настя Л. (Москва) 20.09.2009 -
 « Только сейчас обратила внимание, что режиссёр этого фильма - Салтыков. Это он снял "Друг мой, Колька!", "Председатель", "Бабье царство". Сильнейшие фильмы!
А сценарист - Нагибин! Если не гениальный, то очень талантливый писатель. Два таких имени в советском кино!    И артисты старшего поколения подобраны один к одному - Мордюкова, Рыбников, Ларионова, Хвыля! А молодёжь вся такая красивая - Ерёменко, Видов, Прохорова!  И такой откровенно слабый фильм! Почему?  Неужели слабый нагибинский сценарий? Или режиссёр всё испортил?»
               
         Алекс (Москва) 18.03.2010 -
« Смотрел в молодости, еще тогда фильм убил своей советской фальшивостью – такая               агитка про рабочий класс и про то, что у " нас все хорошо прекрасная маркиза..." А актеры - особенно старшее поколение - конечно, хороши. Сейчас случайно посмотрел - точно такое же впечатление. Откровенно слабый фильм с фальшивым примитивным сюжетом. Был страшно удивлен, что сценарий Нагибина.»
               
         Стефа (Тольятти) 5.05.2010 -
« Для меня этот фильм - не о работе и рабочих. Хотя там этому уделяется много внимания, начиная от лозунгов и заканчивая вопросами Еременко о смысле жизни. Для меня этот фильм - о взаимоотношениях людей, о том, что и за 50 можно любить так же,  как и 20 лет назад, не менять "одну 40-летнюю жену на две 20-летних". О том,  что все же родители имеют право советовать детям, но не должны указывать им, как жить и кем работать. О том, что счастье - не в вещах и квартирах (хотя это и немаловажно). О том, что можно по вечерам ходить в клуб и петь или играть в хоккей, а   не пить пиво на лавочке у подъезда. Поэтому и смотрю этот фильм. А актеры там и вправду великолепны. »
               
        Shicotus (Oslo) 11.11.2011 -
« Все вы по-своему правы. И те, кто говорит, что фильм надуманный, слабенький, фальшивый, и те, кому он нравится. Даже в далеком 1975-м он казался ненатуральным. А песенка  Прохоровой  "Я на танцы пришла, а тебя не нашла..." просто потрясла мою детскую, неизбалованную "Самоцветами" и "Песнярами", душу. Актеры играли,на мой взгляд, так, как им было велено. Еременко, Видов, Ларионова выполнили план, но не более,  а Мордюкова  с Рыбниковым просто не умели играть средне и потому выдали очередной  свой шедевр. Это был госзаказ - показать образцовую, передовую советскую семью, советский образ жизни с хоккеем, производством, рабочим классом, возможностью летом рвануть на "Золотые пески".  И, согласитесь, многое из того, что было показано в фильме, существовало в реальности. По крайней мере, я видел это своими глазами. Фильму не хватает глубины. Если сценарий растянуть на пять-шесть серий, то мог бы получиться неплохой сериал. А так, увидела певица симпатичного бродягу, тут же привела домой: "Родители - Ивановы, мы знакомы уже три часа и я люблю этого бракодела." А родители расквасились: "Ну что ты поделаешь с этой девчонкой! Совет вам, да любовь." И все это за каких-то пять минут. Все происходит очень быстро и поэтому кажется ненатурально. Конечно народ в СССР жил не так красиво, как показано в фильме и таких генеральских сынков, как Еременко, не желающих жить по родительскому блату, практически не было.  Но все мы смотрим "Семью Ивановых", потому что видим любимых актеров, быт 70-х годов, моду тех лет, прически, одежду. Мы вспоминаем минувшую эпоху. Поэтому хорошо, что этот фильм есть и хорошо, что мы о нем спорим.»          
               
        Билихмаер Елена, Москва) 4.09.2009      
 «Сегодня на канале "Звезда" посмотрела фильм "Семья Ивановых" с участием Ольги Прохоровой. Смотрела с большим удовольствием. Какие замечательные артисты,   какое доброе время.»               
 
                ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ:  « Семья Ивановых »
         
         Полнометражный художественный широкоформатный фильм - мелодрама.

   Режиссер постановщик  Алексей Салтыков               
   Сценарист: Юрий Нагибин               
   Оператор постановщик Владимир Боганов               
   Второй оператор В.Полянский               
   Композитор: Андрей Эшпай               
   Текст песен М. Ножкин               
   Дирижеры: Г.Гараян, Э Хачатурян               
   Художник: Стален Волков               
   Звукооператор  В. Шмелькин               
   Режиссер  Г. Морозов               
   Редактор А. Степанов               
   Музыкальный редактор А. Лаписов               
   Режиссер по монтажу  К.Москвина               
   Художник по костюмам  Н. Фирсова               
   Грим  П. Кузминой               
   Мотаж И. Кузнецовой               
   Ассистенты:               
   режиссера :  Н.Парийский, Т.Жидкова               
   оператора: П. Петухов, В. Куклин, Л. Корох               
   Художник декоратор Ф.Билимов               
   Мастер по свету Д. Пахомов                               
   Комбинированные съемки:               
   оператор А Ренков               
   художник З. Морякова                            
   Дирижер оркестра               
   Директор фильма Ю. Носиков.
   
                В фильме снимались актеры:

  Нонна Мордюкова - Мария Петровна Иванова мать Людмилы               
  Николай Рыбников - Иван Иванович Иванов-старший знатный сталевар,               
  Ольга Прохорова -Людмила Иванова дочь, певица ВИА               
  Николай Ерёменко (младший) - Алексей Чистохвалов               
  Александр Хвыля -  Сергей Петрович Чистохвалов генерал, фронтовик               
  Алла Ларионова - Валентина Николаевна Чистохвалова мать Алексея,               
  Олег Видов - Николай Осинцев рабочий, капитан хоккейной команды,               
  Гурген Тонунц - Вазген Давидян               
  Алексей Крыченков – Алексашин               
  Фёдор Одиноков - Запрягаев Сергей Васильевич металлург ударник -               
  Борис Кудрявцев - Степан Егорович Куликов заводское "начальство"               
  Степан Бубнов - Петр Ватрушкин               
  Евгений Шутов - Игнат Голошубов               
  Ганчо Ганчев - продавец на пляже в Болгарии               
  Любовь Калюжная – эпизод               
  Валентина Владимирова - Валентина Запрягаева               
  Борис Новиков - Василий  пьяный на вокзале               
  А. Трошин – эпизод               
  Олеся Иванова - жена Васи               
  С. Гарцев -  эпизод               
  Виктор Файнлейб – доктор               
  В. Гонтюрев - эпизод

   Производство Киностудии «Мосфильм»  1-ое ТО  1975 г.                               
   Фильм цветной, звук моно, на русском языке, пленка 35 мм.               
   Продолжительность фильма 90 мин.  10 частей 2682 метра.               
   Премьера фильма состоялась  13 октября 1975.                        
   В 1975 фильм посмотрело 25 миллионов 900 тысяч.                               
   
                *  *  *    

   После окончания съемок Олег смог  немного подлечиться. Но сидеть на месте у него не получалось. 
Не забывало о нем Бюро по пропаганде советского кино с его многочисленными поклонниками, и начинавшийся в
июле очередной Московский  кинофестиваль. 
             
                Вот о нем и пойдет рассказ далее.      
               
                *   *  *  *  *