Узбекистан Консерватория на распил, или Сказ о том

Сетора Старр
В середине октября прошлого года за должностные прегрешения без особой огласки сняли с работы очередного главу объединенного министерства по делам культуры и спорта Минхожитдина Хожиматова, для которого приказ о его отстранении прозвучал как гром средь ясного неба.
Поговаривают, что, несмотря на менее чем двухлетнее нахождение на высоком посту, Хожиматов успел навредить отечественной культуре больше, чем некоторые из его предыдущих коллег. Кстати, временно исполняющим обязанности главы Минкультспорта теперь назначен бывший руководитель эстрадного объединения «Узбекнаво» Баходир Ахмедов.
Незадолго же до этого также без «шума и пыли» освободили от занимаемых должностей руководителей узбекского детского театра (РТЮЗ) Саида Алимходжаева и Госконсерватории (ГКУ) – Окилхона Ибрагимова.
Если скудная информация об увольнении министра все же просочилась в печать, то о выдворении скандально известных двух последних персон в СМИ не было упомянуто ни слова.
Осведомленные в кулуарных интригах утверждают, что в свете происходящих безобразий особенно «образцово-показательной» представляется личность экс-ректора ГКУ, которому его близость к могущественным боссам и большие связи давали возможность личного обогащения за счет безнаказанного развала культуры. Факты, ставшие достоянием музыкальной общественности после прокурорского надзора, ужасают и шокируют.
К сожалению, подобным плачевным образом обстоят дела не только в Минвузов и Минкультспорта (консерватория опекается этими двумя ведомствами), но и во всех других сферах жизнедеятельности страны.
«Частная лавочка» ректора?
Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина и прокуратура Ташкента, наконец-то, вняли возмущенному гласу культурно-музыкальной общественности, долгое время добивавшейся привлечения к уголовной ответственности главы музыкальной сокровищницы, и освободили Ибрагимова от должности.
Состоялся даже суд - ему инкриминируется целый ряд статей УК (ст. 167, п. 3; ст. 205, п. 2; ст. 209, п. 1 и др.), с обязательством вернуть государству свыше полумиллиарда сумов нанесенного материального ущерба. Согласно данным проверки, только своим близким родственникам, составлявшим едва ли не половину штатных работников консерватории, и только по линии профсоюза Ибрагимов выплатил более 70 миллионов сумов! И это всего лишь за один 2013-й год.
По утверждениям тех же источников, в бытность Хожиматова министром ректор ГКУ входил в круг его особых приближенных, а дышащее и без того на ладан искусство в главном музыкальном вузе страны откатилось на десятки лет назад. Высококлассных   специалистов, имеющих собственное мнение, руководство вуза подвело под сокращение  под разными предлогами. Немалая часть имущества консерватории за время правления Ибрагимова было растащено и распродано.
В это трудно поверить, но бывший ректор, в сговоре со своим близким родственником проректором по хозяйственной части ГКУ Сайфитдином Шахабутдиновым, имеющим в прошлом судимость высокопоставленным сотрудником правоохранительных органов, умудрился продать даже здание старого общежития ГКУ (на массиве Бешагач)! Специалисты музвуза перешептываются, что хозяин Кабмина Мирзияев, узнав об этой темной сделке, рвал и метал, требуя вернуть проданное госимущество. Но скандал, судя по всему, удалось замять.
Несмотря на то, что приказ об отставке Окилхона Ибрагимова был подписан 26 августа, еще в продолжение целого месяца никто из его рядовых подопечных даже не подозревал об этом, а окружение тщательно скрывало нежелательную информацию.
В настоящее время известно, что Ибрагимов, оказавшийся не у дел, беспробудно пьет, а временно исполняющим обязанности главы музвуза назначен человек из его окружения – рядовой преподаватель-гобоист (даже не доцент!) Равшан Негматов.
«Консерватория разваливается на глазах, но ни правительству, ни Минкультуры нет до нее никакого дела, напротив, из нее сделали дойную корову, - признаются в сердцах немногочисленные гражданские активисты, осведомленные в происходящем и продолжающие обивать пороги высших инстанций с целью навести хоть какой-то порядок в вузе. – До этого вузом целых восемь лет правила предшественница Ибрагимова Дилора Мурадова, которая сильно подпортила имидж Храма искусства своим пристрастием к праздникам-оргиям на рабочем месте, но та хоть была теоретиком искусства от Бога.
А с тех пор, как во главе ГКУ стал Ибрагимов, возомнивший себя единоличным властелином (хвастался, что за ним стоит все министерство, даже сам премьер Мирзияев), единственная в своем роде на всю Центральную Азию кузница музыкальных кадров стала однозначно деградировать».
«Своим» - все, неугодным – аттестация?

Здесь никого уже не удивляет, что пьянки-гулянки в стенах вуза стали обыденным явлением, вместо профессиональных специалистов со студентами имели дело совершенно случайные люди, приглашенные ректором на работу по принципу личной благосклонности (даже соседи), большинство из которых его близкие родственники и любовницы.
Профессионалов высокого уровня и просто инакомыслящих экс-ректор, со слов собеседников, на дух не переносит. Поэтому первое, что сделал этот человек, сев в руководящее кресло, - избавился от целого ряда талантов и знатоков своего дела, отдавших десятки лет служению музыке.
Поскольку недовольных действиями Ибрагимова становилось с каждым днем все больше и больше, то он не придумал ничего лучшего, как разделаться со «строптивым» коллективом ГКУ разом, проведя аттестацию всего профессорско-преподавательского состава и рядовых сотрудников. Собеседники ответственно заявляют: ректор использовал аттестацию для расправы с неугодными, введя, к тому же, в заблуждение руководство страны.
Ожидаемым результатом «целевых» придирок стало то, что всех своих якобы не выдержавших тестовые испытания оппонентов, несмотря на их непререкаемые заслуги перед отечеством и в ущерб учебной программе и интересам студентов, ректор кого убрал, кого поставил перед унизительным выбором – либо становиться…  лаборантами, грузчиками и даже дворниками (?!), либо навсегда покинуть учебное заведение.

Излишне говорить, что в «черный список» в итоге попали лучшие из лучших сотрудников учебного заведения. Такие, как Шоиста Ганиханова, кандидат наук искусствоведения, доцент, имеющая почти 20-летний стаж работы в консерватории, чье призвание и степень мастерства утверждены Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при АН РУз, которой беззастенчиво было предложено место… лаборанта.

Дипломированному ведущему специалисту руководителю кафедрой профессору Любови Хабибовне Джумаевой (ее статус и регалии также утверждены ВАК), проработавшему в главном музыкальном вузе более 35 лет деканом и завкафедрой, предложили должность рядового преподавателя кафедры.

Получилось так, что накануне государственной аттестации студентов ректор Ибрагимов убрал (под предлогом не прохождения аттестации) практически весь профессорско-преподавательский состав и тех, кто отказался работать грузчиками и уборщиками. Среди уволенных имеются и узкие «штучные» специалисты, которым найти замену просто невозможно. В частности, под раздачу попал единственный в своем роде прекрасный альтист и талантливый молодой преподаватель Дмитрий Овчинников.

Между тем, никто из его соратников и родни, также не сумевших набрать нужные баллы, но уже по причине собственной элементарной безграмотности, не пострадал. Напротив – у некоторых из них даже появилась редкая возможность продвинуться вверх по служебной лестнице.

К примеру, преподаватель кафедры традиционного исполнительства и любимчик ректора Салахитдин Азизбоев. Мало того, что его сделали доцентом на кафедре, так еще и  выдвинули на звание заслуженного артиста.

А бывший проректор по учебной части Аваз Мансуров, отсидевший за решеткой полгода тюремного срока за взяточничество, - теперь «уважаемый» профессор на кафедре композиции и инструментовки…

Храм, превращенный в Содом   
Инспектирующие комиссии и раньше не раз заглядывали в консерваторию. Одна из них посетила вуз  в феврале, но члены ее сплошь и рядом состояли из закадычных друзей ректора. В частности, председателем был высокопоставленный сотрудник Министерства по делам культуры и спорта Азиз Исроилов – из ближайших соратников Ибрагимова.

Замминистра культуры Давлатбек Мулладжанов, к примеру, - в прошлом благодарный ученик Окилхона Ибрагимова (последний когда-то руководил его диссертацией). Надо ли говорить, какую роль в дальнейшей судьбе своего «домулло» (учитель) сыграл Мулладжанов, который еще в недавнем прошлом состоял в команде непотопляемого госсоветника президента по вопросам культуры и прессы Хайритдина Султанова, имея возможность лично контролировать все жалобы, поступающие из консерватории.
 
Поводом к скрупулезному расследованию деятельности зарвавшегося ректора, при желании, уже тогда могло бы послужить множество причин. Это и подделка подписей, и регулярные исчезновения  документальной отчетности, и беспричинные увольнения имеющих собственное мнение специалистов, и отсутствие контрактных соглашений с (так называемыми) педагогами при приеме их на работу. Добавим сюда незаконные выплаты материальной помощи через профсоюз исключительно своим родственникам и единомышленникам, завладение громадным объемом выплат по депонентам... 

Но самое большое преступление Ибрагимова и Ко перед историей искусства, по мнению музыкальных специалистов, состоит в том, что за короткий период они уничтожили лучшую часть профессиональной интеллигенции, отдав консерваторию на откуп сомнительным людям с улицы. Невежественные, малообразованные люди, не понимающие специфики музыкального вуза, с легкой руки ректора обосновавшиеся в ГКУ, успешно помогали ему разрушать уникальную сокровищницу узбекской культуры.

С содроганием вспоминают специалисты музыкального вуза одного из таких – Михаила Рыбашова, уволенного в январе лишь под страхом заведения на него уголовного дела по настоятельным требованиям родителей студентов (приставал к девушкам). Этого человека, ранее ни дня не проработавшего в системе образования, ректор брал к себе на работу по «доброте» души своей, после очередного совместного застолья.

Действуя по принципу «своя рука владыка» и внемля просьбе своей сердечной подруги Саиды Агзамходжаевой (об этом информирована вся консерватория, вплоть до студентов), ректор принимает на работу приятельницу последней – 74-летнюю пенсионерку Антонину Горенкову, человека без базового образования. Сместив ради этого с должности 61-летнего профессионала своего дела, кандидата философских наук доцента Татьяну Расулову.

Все замечания относительно пагубности подобных действий для творческой мастерской Ибрагимовым воспринимаются в штыки – советоваться со столпами музыкальной культуры он не привык и не намерен. По тому же принципу он распрощался с известными замечательными музыкантами-педагогами – супругами Янов-Яновских, подверг травле и репрессиям грамотного специалиста проректора по науке Саиду Касымходжаеву и многих других, кто имел смелость противостоять его интригам.

Вместе с тем, завкафедрой общественных наук, доктора философских наук Саиду  Агзамходжаеву, не сумевшую внятно ответить ни на один вопрос аттестации, несмотря на свой «кричащий» статус, не только оставили на месте (кто бы сомневался), но данный факт не помешал ректору продвинуть любимую женщину дальше - «на профессора».

«Все без исключения соратники-компаньоны ректора, хотя и не прошли аттестацию, но при этом не только не были уволены, а некоторые даже пошли на повышение», - возмущается хорошо осведомленный в ситуации известный в стране деятель искусства, не пожелавший раскрыть своего имени.

Даже видавшие виды чиновники  от культуры в ступоре от того, что Агзамходжаевой сегодня предложена должность профессора на кафедре, хотя она не проработала в ГКУ еще и года».

По его словам, профессиональная непригодность не помешала стать деканом также закончившему Термезский пединститут по начальным классам протеже ректора Курбонниезу Панжиеву, который за неполный год работы на посту проректора по  учебной части своими невежественными действиями успешно развалил всю ее деятельность, поставив под угрозу срыва весь учебный процесс консерватории. Для этого  бесстыдно «подвинули» с места замечательного специалиста Дильдору Саипову.

Коллеги по цеху сетуют: поскольку местничество у Панжиева в крови, в консерватории за короткий срок успела обосноваться почти вся Сурхандарья, откуда Панжиев родом. Во всяком случае, второй ее этаж уже, говорят, полностью стал «сурхандарьинским»…

«Семейно-приятельский подряд» в стенах ГКУ

Примечательно, что еще в апреле, не дожидаясь начала нового учебного года, Ибрагимов лично распорядился «убрать кого-нибудь» с кафедры языков, лишь бы освободить место для своей чрезмерно амбициозной племянницы Нилуфар Толиповой, которую тут же и определил старшим преподавателем. Такие же «тепличные» условия дядя-ректор создал и для другой своей любимой племянницы – Ироды Ибрагимовой – специалиста с большой натяжкой.

В ГКУ известен еще один «серый кардинал» - жена родного брата ректора Аида Ибрагимова, мать Ироды, которая, по утверждениям знающих ее людей, ведет себя так, будто бы консерватория – это частные владения клана Ибрагимовых. Похоже, «командный голос» и коммерческая жилка выработались у нее еще в бытность менеджером у певицы Юлдуз Усмановой.

Сотрудники консерватории, ломая голову над тем, как мог ректор предложить Аиде Ибрагимовой, также не прошедшей аттестацию, должность научного сотрудника в Научном центре консерватории, иронизируют: дескать, побоялся, видимо, Ибрагимов доверить своей малообразованной невестке «ответственную» должность уборщицы или лаборанта.

Занятно, что сам директор этого центра Олим Беков тоже не осилил тестовые состязания, но и он не остался в накладе, обзаведясь непыльной должностью заведующего кафедрой теории музыки.

А вот заслуживающий уважения специалист доцент этой кафедры Светлана Матъякубова вынуждена была подать заявление об уходе – в протест противоправным действиям Бекова. Являясь специалистом по истории макомов, тот окончательно и бесповоротно развалил деятельность кафедры, не имея ни малейшего представления о методике преподавания теории музыки.

Проректор по хозяйственной части Сайфитдин Шахабутдинов, пользуясь близкородственными отношениями с ректором, привел «своего» нового начальника отдела кадров – некую Рахилю Каххарову, не имеющую, как того требует инструкция, даже юридического образования (закончила бакалавриат Ташкентского транспортного института).

Вопреки «проигранной» этим малограмотным специалистом аттестации, ее поставили… завсектором подготовки научных и научно-педагогических кадров.

«Лауреаты» за тысячу долларов
«Куда только ни обращались творческие люди, чтобы остановить творящиеся в вузе безобразия и коррупцию, но тщетно. Ведь ключевые посты практически во всех  кураторских ведомствах занимают «свои» люди Окилхона Ибрагимова, проще говоря, его  бессменные компаньоны, «по-дружески» закрывающие глаза на произвол под его руководством», - возмущается компактная группа тех, кому небезразлична судьба музыкальной сокровищницы, ныне превращенной - стыдно в этом признаться, но это так! - в бедлам.

Музыкальные специалисты считают, что вынужденный уход с поста министра Хожиматова во многом как раз и спровоцирован развалом музыкального вуза №1 страны. С их утверждений, именно в министерстве обосновались те, с легкой руки которых на базе ГКУ действуют  различные лжеконкурсы, как, например, обнародованный не столь давно «Жемчужины Востока», организованный  коммерсантами с улицы под покровительством чиновников от культуры. Выезжающие в их составе за границу проплачивали по 1000 американских долларов, а оттуда они уже возвращались с дипломами «лауреатов». По рассказам, выступления т. н. конкурсантов при этом нередко даже проходили в дешевеньких борделях…

«В последние годы в консерватории этих «горе-лауреатов» хоть пруд пруди, - возмущаются собеседники. – Но пока не уберут с должностей таких «махровых» коррупционеров-взяточников, как начальник Управления по учебным заведениям Минкультспорта Абдулазиз Назаров, нынешний директор Академического лицея для одаренной молодежи при ГКУ Алишер Юлдашев (который из любого бесталанного ученика, изъявившего желание поступить в лицей для одаренных, за 1000 у. е. «сделает» таланта!) или начальник отдела кадров Минкультспорта Дильшод Остонов, ожидать на ниве искусства позитивных перемен не приходится».

«Прежде чем войти в консерваторию, снимите грехи!..»

Любопытно, что автореферат докторской диссертации Окилхона Ибрагимова, посвященный канонам музыкальных макомов, начинается с молитвенных строк Корана «Бисмиллоху рахмони рахим!».

Для многих музыкантов ГКУ не секрет, что этот человек на заре перестроечных перемен был одним из активистов запрещенной в Узбекистане организации «Бирлик». По словам подчиненных, Окилхон Ибрагимов, будучи ярым приверженцем ислама, с первых дней не уставал повторять: «Прежде чем перешагнуть порог этого святого места (то бишь,  консерватории), не забудьте принять омовение и прочитать молитву - снимите грехи!». Запамятовав при этом, что он сам и его собутыльники подвержены одному из самых страшных пороков, согласно религиозным канонам, - пьянству.

Дошло даже, рассказывают, до того, когда во время празднования «Шарк тароналари-2013» ректор напился до такого состояния, что свалился на пол, насмерть перепугав иностранных гостей. Ну а разве не грех для благоверного мусульманина, каковым он себя считает, приставать к молоденьким педагогам и студенткам?!

За год своей работы в должности ректора Ибрагимов сделал все, чтобы уничтожить старейший музыкальный вуз Узбекистана – вопреки своим пафосным обещаниям   «сделать все, чтобы сохранить уникальный коллектив консерватории, который славится своим профессионализмом и традициями».

Однако, не просидев в кресле ректора и месяц, он начал свою деятельность с того, что вынудил уволиться молодого перспективного преподавателя, дабы на ее место посадить свою племянницу Нилуфар Толипову.

За год работы на посту главы консерватории Ибрагимов не только не сделал ничего путного и достойного уважения, а практически полностью разрушил то, что было создано до него. Так, из 5 деканатов он оставил 3, видимо, решив «сэкономить» государственные средства на образовании во благо собственного кармана. Это путь невежды и разрушителя, считают музыканты, поскольку ни одно государство не может существовать цивилизованно, если культура в загоне или уничтожена.
Между тем, здание консерватории разрушается - в самом прямом смысле этого слова. Потолки из гипсокартона на третьем и четвертом этажах рушатся прямо на головы несчастных студентов и преподавателей, дорогостоящее музоборудование и инструменты практически уже вышли из строя, так как они не раз тонули под дождем и их по прихоти руководства многократно перетаскивали с этажа на этаж...