Дикий гладиолус или шпажник черепитчатый

Вера Мазухина
   Дикий гладиолус или шпажник черепитчатый - это цветы моего детства. В нашем маленьком хуторке их называли просто - сокирки. Наверное, потому, что форма цветка похожа на маленький топорик, секиру или по-украински – сокиру. По историческим данным в нашей донской местности было много переселенцев из  различных областей Украины еще в 19 веке, поэтому в хуторах прочно прижились  многие украинские названия.

   Сразу за нашими левадами начинается большой заливной луг. Должна сказать, что это уникальное местечко, где с ранней весны до поздней осени цветут различные цветы и травы и где всегда воздух пропитан их головокружительным ароматом.

   Я всегда с нетерпением жду той поры, когда зацветут мои сокирки, а луг от края и до края станет розово-малинового цвета. Очень хочется полюбоваться на  удивительные цветы, вдохнуть запах трав и луговой земли, тот особенный родной запах, который часто снится ночами.

   Уже несколько раз за месяц наведывалась на свой лужок, чтобы не пропустить желанное цветение. В этот раз мой путь проходил как раз мимо моего бывшего хуторка. Оставив машину на противоположной стороне реки, по привычке у бывшего подворья моей подружки детства Любочки, прямо под ее любимой грушей, я отправилась пешочком по знакомой дорожке к нашей речушке.

   Моста давно и в помине нет, но можно перейти на другую сторону по мелководью  в узком месте речушки по выложенным  кем-то камешкам. И я с веселым озорством, как в детстве, пробежала по этим камешкам и даже ни разу не оступилась! Ух!

   Дальше надо чуть-чуть пройти по луговой дороге, каждый шаг по которой навевает  столько разных воспоминаний. Здесь, у поворота к реке, я в детстве ехала на велосипеде, не успела притормозить и вылетела вместе с велосипедом прямо на луговую весеннюю травку. Коленки, локти и платье были испачканы в травяной зелени. Было и обидно, и смешно явиться домой в таком зеленом виде!

   Справа от дороги виднеется розово-малиновая россыпь цветущих сокирок, а издали  кажется, будто в луговой траве затерялась яркая утренняя заря. Уже попадаются первые желанные сокирочки, наклоняюсь и слегка касаюсь прохладных лепестков.  Мои сокирочки, стоящие на тонкой длинной ножке, даже от легкого дуновения  ветерка покорно наклоняются под тяжестью цветочного колосочка, будто кланяются мне. 

   Иду дальше, и уже передо мной колышется цветущее розово - малиновое море цветов. Опускаюсь на луговую землю прямо в густую влажную траву, наклоняю и собираю живые сокирки в импровизированный букет, не срывая цветов. В моих руках луговые цветы - маленькие сокирочки, нежные и удивительно красивые колосочки. В каждом колосочке до десяти розово-малиновых цветочков - маленькая копия современного садового гладиолуса.

   Такое чудо природы рука не поднимается срывать, да и нельзя - шпажник черепитчатый занесен в Красную книгу. Можно только от всей души восхищаться и фотографировать на память, чтобы круглый год любоваться уникальной красотой.

Фотоколлаж автора.