Узбекистан вынужденно признал опасность от безрабо

Сетора Старр
Похоже, узбекские власти вынуждены официально признать опасность от безработной молодежи, миллионами выезжающей в поисках куска хлеба за рубеж. Часть из них, в силу своей необразованности и невостребованности на родине, на чужбине легко подпадает под влияние религиозно-экстремистских сил, занимающихся вербовкой молодых узбеков-мусульман для ведения диверсионно-подрывных действий  против Узбекистана.
Признать – признали. А дальше?
Судя по высказываниям узбекского президента, Каримов в последнее время лично проявил озабоченность практически бесправным положением узбекских трудовых мигрантов в ряде стран зарубежья, в частности, Российской Федерации. Как поведали местные СМИ, при недавней встрече в Ташкенте со спикером Совета Федерации России Валентиной Матвиенко он предложил решить проблему мигрантов через квотирование трудовых ресурсов.
«Президент Узбекистана эмоционально и с болью говорил об унизительном, бесправном положении мигрантов… Иностранный работник должен заранее знать, какая у него будет зарплата, в каких условиях ему придется жить, и как принимающая сторона обеспечит его социальную и правовую защищенность. При этом он должен быть официально представлен министерством труда своей страны, а не подобран где-то на вокзалах или обочинах. Это здравое суждение одного из лидеров СНГ. Именно таким образом можно будет легализовать мигрантские потоки, оформив все эти обязательства соответствующими соглашениями», - цитирует «Российская газета» слова Матвиенко.
По мнению наблюдателей, вектор суждений по одной из самых болезненных  проблем у главы узбекского государства кардинально поменялся, нежели он настроен признать существование трудовой миграции, от которой отнекивался еще текущим летом, называя гастарбайтеров «лентяями», подавшимися на чужбину за «длинным рублем». 
Отныне остается лишь ожидать, считают эксперты, когда же Каримов, наконец, удосужится признать и катастрофическую сущность проведенных им социально-экономических преобразований, гигантские масштабы безработицы и мифологичность собственно «модели» узбекского развития. А главное – констатировать факт «держания на плаву» экономики страны на валютных вливаниях тех самых рабочих-«лентяев», составляющих в год свыше 5 миллиардов долларов США.
«И дай-то бог, чтобы миллионы мигрантов, задействованных на российском рынке труда, и далее продолжали кормить свои семьи «дистанционно». В случае, если их «оптом» депортируют, вот тогда может произойти в Узбекистане настоящая катастрофа, связанная с глобальной безработицей и, как следствие, социальным и этническим взрывом…» - таков безутешный прогноз независимых специалистов.
Безработная молодежь – «лакомый кусок» для радикалов

Как сообщает «Средняя Азия в Интернете», Исламское движение Узбекистана (ИДУ) готовится в ЦА к активизации деятельности, и, главным образом, в направлении Узбекистана.

Несмотря на то, что ИДУ уже многие годы действует в зоне пакистано-афганской границы, его внимание сконцентрировано на дестабилизации ситуации в Узбекистане.

«Ведется серьезная подготовка как со стороны ИДУ, так и других террористических организаций, которые в попытке укрепить свою материально-техническую базу ищут новые источники финансирования», - считает сотрудник Службы национальной безопасности (СНБ) Нозим Атакулов.

По его словам, ИДУ сейчас ищет источники финансирования, чтобы усилить свое влияние в Средней Азии в следующем году: «Один из их методов - помощь в рекруте боевиков в Сирию. Они получают за это довольно высокие дивиденды».

По данным СНБ, ИДУ сейчас пытается набирать новых людей, в том числе и из среднеазиатского региона.

Как говорит Атакулов, органы безопасности усиливают свои антитеррористические меры, направленные на совершенствование профилактических мероприятий, ключевым из которых СНБ видит в улучшении работы агентурной сети: «Мы должны работать на опережение, на несколько шагов вперед».

То есть, вместо материальной и иной поддержки нуждающиеся молодые люди получают от органов власти традиционный набор нарушения их прав – преследования за интерес к исламу, репрессии и тюрьмы.

Альтернативой идеологии радикалов послужило бы, по мнению наблюдателей, создание вполне легальной светской оппозиции с демократическими взглядами. Но это в условиях нынешнего Узбекистана – из разряда голубой мечты…
При этом СНБ умалчивает о том, какое количество необразованной, полуголодной и безработной узбекской молодежи, особенно из областей, в силу своей неопытности и социальной незащищенности за двадцать с лишним лет независимости уже успели пополнить ряды религиозных фанатов.

Между тем, по данным правозащитных организаций, к настоящему моменту с обвинением в уголовной статье «терроризм» (ч. 1 ст. 155 УК), зачастую и сфабрикованным, в узбекских лагерях томятся около 9000 узбекских граждан.

В качестве эффективного инструмента в борьбе с религиозным экстремизмом власти называют общественный институт махалли, который, с их подачи, является едва ли не основным гарантом противодействия ИДУ.

Учитывая, что махаллинское руководство не выбирается, как положено по закону, а назначается по указке районных и городских администраций, аксакалов можно с легкостью причислить к внештатным «эсэнбэшникам», главная задача которых – вовремя «настучать» куда следует.   

Лишь комментарий, приводимый в статье от лица преподавателя Национального университета Узбекистана (НУУ) Маруфжона Касимова, блещет зернами истины: «Надо работать с молодежью, обеспечивать людей хорошо оплачиваемой работой. Угроза для нас - не только ИДУ, мы должны помогать нашей молодежи, тогда у них не будет интереса в экстремизме и терроризме».

«Афганский синдром» по узбекским нервам
Парадоксальный факт: чем убедительнее силовые ведомства рапортуют о мерах по борьбе с наркотрафиком через афгано-таджикские каналы, тем больше год от года становятся потоки наркоторговли, часть которых так или иначе попадает в Узбекистан.
Не отрицают это и в СНБ. По утверждениям Атакулова, «несмотря на предпринимаемые меры, в прошлые годы был рекордный урожай наркотиков».
Представители узбекской власти и силовых органов убеждены, что риски в этом направлении будут усиливаться: «Учитывая, что «наркотрафик пролегает через страны СА, можно ожидать увеличения потребителей наркотиков и вовлечения большего количества людей в распространение наркотиков».
ИДУ тоже не дремлет, вовлекая все новых членов и используя шантаж наркозависимых или же посредников в продаже смертельно опасного зелья.
Но узбекские власти, по утверждениям сотрудника Института стратегических и межрегиональных исследований Равиля Хайрулина, «хорошо осведомлены об опасностях, и страна готова к ситуации в военном плане» (?!).
Надо ли говорить, как неприятно слышать от чиновника такого ранга очередную дежурную банальщину вроде «борьба с наркотрафиком должна способствовать улучшению ситуации». Сами-то хоть верят?..