коза

Нина Шарыгина
Я на тему гостей, которые задержались…
Родители моего мужа жили в Воронежской области, в деревне. Я была у них один раз, когда дочери было полгода. Все эти полгода мы с ней лежали в больнице и, выписавшись, поехали к деду – бабе.
Надо сказать, что у мужа это не родная мама. Отец с фронта, миновав дом, уехал к фронтовой жене, которая его выходила после тяжёлого ранения. Зацепом прихватил вагон леса на дом. Хозяйственный дед! Ну и в итоге остался там и с новой женой. Произвели на свет ещё четверых сорванцов.
 Мой муж ездил почти каждый год на покос к отцу. Приезжал счастливый и загорелый.
Писали письма, знали все их новости – они наши. Свекровка присылала мне шаль (как она писала – каждый год одну шаль посылала кому-то из детей и родных.)
И вот в один из дней к нам приехал дед! Как он объяснил – поругался с женой и ну её на ..й,  я остаюсь жить у вас. Это мой сын. Имею право!
 Муж поехал с ним на завод, отпроситься или подмениться на работе. Оставил отца в управлении и побежал в цех. Папанька пьяненький, сидит ко всем цепляется. В конце концов договорился до того, что он японский шпион мацаду! И так дальше… люди на заводе серьёзные, бдительные, завод наш алюминиевый стратегического значения, поэтому срочно вызвали милицию. И когда муж мой пришёл за отцом, его уже вели по коридору под белы ручки, как шпиона японского… Кое-как муж отстоял отца. Показали документы и справки о ранениях, и что он фронтовик. Ну, бывает. Ну, выпил человек. Короче – обошлось.
Моим детям было 13, 10 и 9 лет.
Ну, останешься, что делать – оставайся. А дед, мой голубь, взялся совращать моего мужа, своего сына… Что ни день, то пьянка - то пиво, то вино, то водка. Каждый день на всю квартиру этот перегар. Дым сигарет. Маты.
Сколько-то я терпела. Всё же человек старше меня, как мне его урезонивать?..
Потом начала ворчать, ругаться со своим. Не понимают. А муж уже и на работу под «мухой» ходит. Это реально можно потерять работу.
Стала деньги забирать, бутылки прятать. Работу им находить, чтоб не пили. Ничего не помогает. Тогда стала напрямую говорить отцу – уезжай! Ехай домой, к семье.
А ему воля понравилась. Хорошо гулять! Надзирателей нет. И мои дети, чувствую, стали разбалтываться.
Ну всё! Зажала по всем правилам и деду ничего не осталось, как собраться до дому. И вот прихожу как-то с работы, а он сидит в окружении внуков и разглагольствует – как хорошо у него в деревне. Зовёт среднего с собой. А надо сказать, наш средний копия деда и папы! Ну, вот видно дед потому и выбрал его.
 У меня коза дома, у ей две титьки – одна тебе, другая мне… Дочь в рёв – а мне?!.
И тогда дед, поняв свою ошибку, поправляется – что ты, что ты! У меня же много коз! Целое стадо.
А надо сказать, к слову, там и правда в каждом дворе козы. С весны пастух собирает коз со всей деревни и ведёт их на всё лето на луга. Там и котятся, и уже приводит домой с приплодом. Договариваются об оплате – с каждого двора по две козы или козлят. А уходят где-то с апреля и по октябрь. Пастух, наверно, самый богатый! А мясо всякое – вяленое, сушёное, копчёное… Кто какое умеет делать. И молоко и сыр в обилии по осени. И ещё дед ходил на речку и ловил раков. Какая вкуснятина! Я в первый раз их там попробовала. Целый тазик на стол поставили – ешь от пуза!
И вишни! Прямо с дерева. Объедение! Пироги, вареники с вишней. Чудо! Там вообще здорово жить. Кажется ничего не делаешь, оно само валится в руки.
Девчоночки маленькие, лет по шесть – семь, идут стайкой по пыльной дороге, по середине деревни, у каждой клубочек в кармане, а в руках спицы. Чирикают, смеются, а ручки работают. Не глядя даже! Шали вяжут прямо на ходу.
Вот коз пригоняют домой и начинают стричь и чесать. И пока до морозов они успевают обрасти опять.
…Ну,дед кой-как успокоил внуков. А мы, пока он согласился ехать, собрали его и отправили домой. Но что это был за гость, я до сих пор помню…