Свет нерукотворного факела любви и милосердия

Жизнь есть только там, где есть любовь. [1 ]

Махатма Ганди

Только око милосердия ясновидяще…[2]

П.Чаадаев

 

Это очевидно:  каждый человек хочет быть счастливым. Но не каждый знает, как этого достичь. В самом общем понимании этого   человеческий  опыт доказывает: достигнуть счастья можно лишь, заботясь о других.

Не  все верят в это. Ибо априори -  не все милосердны.   Святой   Павел говорил, что  милосердие всему верит. Оно не противоречит, а  дружит с правом давности. В нравственности, как и во всём остальном, ныне не совершается ничего такого, что не случалось вчера. Вне  этой связи, как и в природе, и в обществе,  не существует явлений нравственного порядка.

Поэтому события давнего времени так же, как и нынешние, окрашены в определённую степень нравственности и наоборот.

Человек «делает себя» сам в последовательности времени. При этом, незаметно для себя, он вдохновляется жизнью. Его вдохновение, в какой бы области ни проявлялось, отнюдь не сверхъестественное явление. Скорей всего  - это следствие  действия непознанного начала  на силы  нравственной природы, того «нерукотворного  факела», свет которого люди воспринимают как данность.

А ведь он несёт вместе  с вдохновением духовный рост, такое откровение, которое одаривает человека высшими знаниями.

Странствующие в поисках смысла жизни души людей, о которых пойдёт речь ниже, постоянно обновлялись купелью благородства и любви, преданности  родной земле, бескорыстного милосердия и жертвенности.

Для них пророчества Святого Писания – это  не просто свидетельства или предсказания, а прежде всего такие наставления, которые  вечны, относятся ко всем временам.

После того, как  уже много рассказано о прошлом, остаются ещё  предположения, разгадки. Тогда множественность событий, хаос фактов исчезает, подчиняясь логике; на место просто информации  появляется аргумент, силлогизм и, в конце концов, нравственный закон времен.

Уяснить его и осмыслить может не каждый, ибо не каждый одарён талантом слова или кисти, любого мастерства в любом деле. Вместе с тем,   без отзывчивой среды и сочувственной атмосферы им не звучать и не являться взору.

К тому же, видимо, красота создана для того, чтобы помочь людям понять суть самого  мира и его Создателя.

Красотой, гармонией любуются все, а её творцами –  являются  только те, кто постиг  нравственный закон времён, кто  разделяет  его критерии и нормы. Можно, конечно, «создать» своё сердце умом и жить им в пределах своего внутреннего «рамочного»  мира. Но есть среди нас  и другие люди, те, которые  «мыслят» сердцем. Вот они и идут «впереди планеты всей», потому что в их чувствах и ощущениях больше разума, чем в разуме -  чувств. Именно они  способны постичь и  высшее  благо, и  то совершенство, к которому они стремятся без корысти, с единственной  лишь целью приобщиться к нему.

«Только поверив в недостижимое благо, мы можем приблизиться к благу достижимому. Без этой светящейся точки, которая сияет вперед нас в отдалении, мы не могли бы продвинуться ни на шаг среди глубокой окружающей нас тьмы. Всякий раз, когда этот блестящий светоч затмевается, приходится останавливаться и выжидать его появления на беспросветном небосклоне. И именно на пути, ведущем к абсолютному совершенству, расположены все те маленькие совершенства, на которые могут притязать люди».[3]

Много есть «поэтов», фактически  не  написавших стихов, как и  «живописцев», не создавших полотен. Ирония этих строк  уместна, если соотнести её  с нашим неспокойным временем «массовой культуры».

Но именно она оттеняет от   псевдо творцов  тех  двух   мастеров слова и кисти, двух созидателей  народного  искусства, двух благословенных Богом душ, для которых любовь и милосердие  никогда не были просто  словами  и  с которыми  мне хочется познакомить наших читателей.

*

 Как случилось, что я не посещала этот замок на Закарпатье ранее, ума не приложу.  Ведь  бывала в регионе десятки раз.Это же одно из пяти  самых романтических мест на Украине наряду с городом Ужгородом и его окрестностями, сёлами Бояны Новоселицкого района  Черновицкой области, Дземброня  Верховинского района  на Ивано-Франковщине  и Великими Сорочинцами Миргородского района  на Полтавщине. [4]

 На сей раз, видимо,  мой  Ангел-Хранитель -  Николай Чудотворец позвал в дорогу, и я  посвятила один из дней пребывания  на отдыхе  в этом крае   самостоятельной поездке в  посёлок Чинадиево, в средневековый замок дворцового типа  «Святой Николай» или  «Сент-Миклош». (Благодарна за  «случайный» рассказ о нём   местной жительнице, доктору  Ольге Мальцевой).

Чинадиево – небольшой уютный, потопающий в так характерном для региона «царстве цветов», особенно роз, посёлок. Он  окружён горными  синеющими склонами, расположен  в долине самой длинной в Закарпатье, строптивой и богатой  реки Латорица в отдалении от  города Мукачево на 12 километров. С ней связаны многие легенды. Одна из них, к примеру,  отражена в картине Архимандрита Василия (Пронина) -  « Явление Ангела на реке Латорица князю Фёдору Корятовичу».

Не найдя  убедительного обоснования   названия городка, после посещения  старинной  крепости,  мне бы хотелось его обозначить, как «ЧУДОдиево». Ибо то, что мне поведал во время индивидуальной экскурсии по замку (в том числе,  и мистические явления, происходящие  в нём) сам его нынешний хозяин, известный  литератор, поэт, композитор, художник Йосиф Бартош, иначе, как чудом, не назовёшь.

Аура  таинственности  охватывает посетителя сразу же, как  только, ещё издали,  взгляд цепляет  загадочное здание  зримой прямоугольной формы с двумя трехъярусными угловыми башнями.

В XIV веке  недалеко расположенный от Чинадиево  перевал «Русские ворота» диктовал характер строительства оборонительных сооружений в округе. Такой была и мотивация  возведения  этого замка. Не случайны опоясывающие  его крышу бойницы, наличие стен метровой толщины, тайных проходов между ними, ещё и сегодня не всех обнаруженных, глубокие подвалы для хранения зерна и т.п.

История  замка  богата разными победными и осадными  событиями, штурмами и отступлениями, какое-то время она была тесно переплетена с судьбой  известного мукачевского  замка «Паланок». Там, кстати, на одной из террас можно увидеть  скульптуру Илоны Зрини, её сына Ференца Ракоци.[5]

Как только земля, на которой возведён  чинадиевский замок, переходила в руки нового завоевателя или владельца, тут же  менялись  и его хозяева:  от  аристократического   рода баронов  Перени,  венгерского графа Ракоци и его супруги  Илоны Зрини (она прославилась жёсткой борьбой против австрийской короны),   графов  Теленди или   Шенборнов,   до…современного  арендатора -  самобытного  художника  Йосифа   Бартоша  и его талантливой супруги – преподавательницы  живописи, рисунка и композиции в Чинадиевской школе искусств, художницы,  прославившейся своими прекрасными писанками-«шкрябанками»,   Татьяны Бартош (Петричко). [6]

Вот такую цепочку  имён составляет неумолимое время.

Образ Илоны Зрини для супругов Бартошей  является музой не только в  повседневном творчестве, но и в духовной жизни, преобразующей  мир в  вечную   гармонию и красоту.

*

Вот ради них и  во имя их, и им подобных  людей, живущих  среди нас,   и написаны эти  строки.

Встретившись впервые в 1999 году  на  Международном плэнере художников, они связали свои судьбы не только житейским браком,  Верой, но и  возвели свою  взаимную любовь в степень духовной   любви  к истории края, к замку «Святого Николая», положив на её алтарь все свои материальные накопления, ценности, квартиру, другие семейные блага.

Они впитали  сквозь века переданную замковой несказанной  атмосферой  историю любви  княгини  Илоны Зрини и предводителя венгерских повстанцев, трансильванского аристократа  Имре Текели,  драматизм которой,  без преувеличения, в своё время потряс  всю Европу. Недаром с тех пор  замок «Сент-Миклош» называют  ещё «Замком Любви». [7]

Связь княгини, которая была на четырнадцать  лет старше своего избранника, а после и  свадьба с протестантом, вызвали  шквал осуждения и непонимания у чванливой европейской аристократии и властной элиты. Княгиня впоследствии за свою мужественную протестную борьбу   была выслана за пределы Австро-Венгрии.  У неё отобрали всё - и детей, и имения, и землю, и титулы.

Десятилетие она прожила со своим  избранником в изгнании в городе Измире в Турции, где вначале княгиня, а через два года и  граф  Имре Текели,  навсегда  покинули этот бренный мир.

*

 Их борьба за свою родину и  свободу была скреплена большой и вечной любовью.

 «Никакое испытание меня от Вашей милости не разлучит,- писала Илона Зрини своему возлюбленному в одном из своих посланий.- Только чтобы Ваша милость  меня не покинула. Я готова идти даже пешком, только бы услышала, что Вы есть. Действительно, Вы всегда были частью моего сердца, и если хорошо пойдут наши дела, то вместе будем торжествовать, если нет – друг друга будем поддерживать. Вместе понесём крест…».[8]

 И влюблённые пронесли его вожделенно и мужественно, не отрекаясь и не предавая  своё чувство.

Не вдаваясь в исторические подробности   жизнедеятельности княгини, отметим, что, оказавшись  перед  выбором: власть, богатство или любовь,- мужественная женщина выбрала чувство, которое воодушевляло её, помогало жить и бороться,  украшало её женскую судьбу и дарило ей истинное  человеческое  счастье.

Эта любовь оказалась настолько животворящей, духовно образующей, что, переселяясь в души многих, узнававших о ней, становилась  побудительной силой  благословенно милосердных, поступков, среди которых, несомненно, уже  вписан в историю  и  жертвенный акт  аренды полуразрушенного замка на 49 лет   великодушной семьёй Бартошей  с целью его реставрации, возврата к полноценной жизни в статусе задуманного  супругами  Международного Центра  культуры, искусства и туризма.

Уже сегодня  замок  может похвалиться  интересной жизнью: супруги  Бартоши, начиная с 2001 года,  проводят в облагороженных, отреставрированных  залах замка художественные плэнеры, обустраивают  выставки и  галереи живописи,   организуют ежегодные мероприятия в рамках  Международного фестиваля средневековой культуры «Серебряный Татош»,  литературные и музыкальные вечера, презентации  новых произведений  украинских, русских, венгерских  писателей и художников и, конечно же, предоставляют   возможности древней крепости  для проведения брачных церемоний.

«Здесь проходят пышные и романтические брачные обряды, а любовники приглашают своих прекрасных дам в замок, чтобы поклясться им в любви и верности. Хозяева планируют отреставрировать спальню княгини Зриньи, чтобы молодожены могли провести в замке свою первую ночь. Ведь по старинной традиции считается, что первая брачная ночь, проведенная в культовом месте, может стать залогом счастливой супружеской жизни.

В "Сент-Миклош" можно заказать необычную, рыцарскую свадебную церемонию. Кроме того, хозяева замка предлагают гостям множество интересных развлечений: выступления камерных оркестров, театрализованные программы, изготовление монет, проведения плэнеров. Романтически настроенные туристы могут заказать вместо обычной экскурсии осмотр замка в свете факелов»- читаем  в  нескольких  красочно изданных буклетах.

Преград и трудностей на  пути энтузиастов, не говоря  о  главных, - финансовых и материальных,-  много. Но, слушая Йозефа Бартоша, его вдохновенную экскурсию, видя искорки огня  в его глазах при произношении имени Илоны Зрини, понимаешь, что такие люди одержимы,  не сдаются, что принесённые в жертву  общественному  делу  личные блага,   рано или поздно окупятся сторицей,  и  их имена останутся навечно в благодарной народной памяти.

В эпилоге  своей документальной  повести «Илона Зрини. Жизнь и борьба»  писатель Йозеф Бартош  отмечает:

« Мы все носим в своём сознании маленькие крохи великих понятий, таких, как истинная любовь, верность, любовь к своей земле, своему народу, роду, но очень немногим удаётся прожить эти понятия тотально. Блуждая в обманчивых устремлениях, обходим стороной  мерцающий огонь факела нерукотворного, тысячелетиями дающий нам верный ориентир в бесконечном путешествии. Такой факел держали крепко в руках Великая Княгиня Илона Зрини и граф Имре Текели».

От себя добавлю: он  и сегодня -   в надёжных руках  мужественных, щедрых, талантливых и благородных супругов Бартошей, что и составляет  их большое человеческое счастье.   Великая им за это благодарность и низкий поклон.

 

Литература

1.Махатма Ганди. Моя жизнь.М.: Азбука-Аттикус/Азбука/Азбука-классика. 2011. Перевод Р.Ульяновский, А.Вязьмина, Е.Панфилов. ISBN 978-5-389-01656-9

2.П.Я.Чаадаев. Отрывки и разные мысли (1828-1850гг.) Издательство «Книга по Требованию». 2011. ISBN 978-5-42-41-2401-3

3. «Закарпатье: 1919-2009: история, политика, культура.»  Двуязычное издание: на украинском и венгерском языках. Ужгород: Издательство:  НИИ политической регионалистики УНГУ, 2008. Украинский вариант: Ужгород:  Полиграфцентр «Лира», 2010. ISBN 978-966-2195-98-9.

4.П.Я.Чаадаев.Там же.

5. Замок Паланок. Википедия. https://uk.wikipedia.org/wiki/

4.Й.Бартош. Илона Зрини . Жизнь и борьба: Документальная повесть. – Ужгород: Полиграфцентр «Лира», 2014.ISBN 978-617-596-152-0

 6.М.Темнов-2. Волшебница Туниш из замка «Сент – Миклош».                 http://www.proza.ru/2012/04/27/1516

 7.Чинадиевский замок. Замок любви .- Ужгород: ООО «Патент», 2015. На укр.языке. ISBN 978-617- 589-055-4

8. Й.Бартош. Илона Зрини . Жизнь и борьба: Документальная повесть. – Ужгород: Полиграфцентр «Лира», 2014.ISBN 978-617-596-152-0

 

Примечание:  фото автора

 


Рецензии
Здраствуйте Светлана!
с Удовольствием окунулся в Ваши яркие и красочные строки экскурсии!
с Праздником Весны,Матери и Любви!

Максимушка   08.03.2016 21:44     Заявить о нарушении
Извините, Максимушка, что отвечаю с опозданием. Спасибо, что заглянули на страницу и отозвались. Добра Вам!

Светлана Демченко   27.09.2016 20:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.