Ч. 12 На море всё неожиданно

Владимир Врубель
 


Предыдущая страница http://www.proza.ru/2015/06/30/1484

Пора вернуться к мореплавателям из отряда Кинга.   Английские моряки всегда обращали большое внимание на животный мир тех мест, где их корабли становились на якорь.

Объясняется это не столько любовью к зоологии, сколько практическими соображениями: кого из обитателей тех мест можно отправить к коку на камбуз. То же самое относилось и к их познаниям ботаники.

 Но, так, или иначе, они, можно сказать, вводили в научный оборот новые виды животных и растений, хотя и оцененных своеобразно, с точки зрения пользы для желудка.

В этом отношении они напомнили мне одного сослуживца, который тоже смотрел на природу довольно утилитарно. Если он видел рябину, то она вызывала у него ассоциации только с «рябиновкой». Ботанический диапазон у него был необыкновенно широким.

 Мой сослуживец одним из первых освоил процесс с резиновой перчаткой «привет Горбачёву». «Самое главное, - утверждал он, - не пропустить момент, когда бактерии перестанут производить из глюкозы спирт, и начнут делать из спирта уксусную кислоту». Большой был дока в этих делах, не зря с золотыми медалями окончил училище, и академию.

Кинг в своих записках не забыл подцепить одного из своих предшественников, коммодора Байрона. Коммодор написал в отчёте, что видел в проливе Магеллана огромные буковые деревья, из которых можно делать лучшие в мире мачты для английского военно-морского флота.

Капитан Кинг сослался на Байрона, и язвительно заметил, что бук, который растёт на берегах пролива, в лучшем случае годится только для сельского забора.

Англичане были очень практичными и предприимчивыми людьми. Испанцы в бухте Голодной умирали без еды, а английские моряки вдоволь наелись там отличной ухи. Все английские военные корабли, которые бороздили моря и океаны в любых широтах, были снабжены орудиями для лова рыбы и морских животных.

Кинг с удовольствием вспоминал, как они ловили кефаль, корюшку и много другой вкусной рыбы. Среди моряков было множество охотников, которые приносили с берега различную дичь.

 В то же время, участники экспедиции проводили и серьёзные научные исследования и изыскания, а если они и съедали какой-нибудь из образцов флоры и фауны, не будем их за это строго судить. Свежая пища не давала развиваться страшному врагу всех моряков мира – цинге.

Исследования, проведенные Кингом и его спутниками вдоль береговой черты, мало походили на увеселительную прогулку. Это был тяжёлый и опасный труд, требовавший не только смелости и выносливости, но и обширных знаний в самых различных областях.


Во время одного  из походов по маршрутам, намеченным Кингом, перевернулась гичка (небольшая шлюпка). Два офицера и матрос, которые в ней находились, утонули. И это была не единственная потеря.

Капитан Кинг, расстроенный гибелью трёх опытных моряков, забеспокоился о судьбе барка «Бигль»,  от капитана которого не поступало никаких вестей. Между тем, срок возвращения барка, 1-е апреля, уже истёк. Кинг собрался было отправить на поиски пропавшего судна палубную лодку «Надежда», но шестого апреля вахтенные матросы увидели в проливе незнакомый вельбот, который шёл с юга.

В зрительную трубу Кинг узнал сидевшего в нём лейтенанта Шолла. Внешний вид лейтенанта навёл капитана на самые тревожные мысли о судьбе «Бигля». Но когда вельбот приблизился, офицер, понимая, о чём тревожится начальник экспедиции, сложив ладони рупором, прокричал: «Всё хорошо!», успокоив этим собравшихся на палубе. 
Лейтенант Шолл доложил Кингу, что с «Бигля» обнаружили шлюпку, которая принадлежала шхуне «Принц Саксен Кобург", занимавшейся добычей морских котиков.  Шхуна потерпела крушение у входа в бухту Фьюэри в районе южного входа в пролив Барбара.

Барк стал на якорь в бухте Галант. Капитан Стокс оставил за себя лейтенанта Скайринга, а сам с частью команды на шлюпках отправился спасать потерпевших крушение.

Через несколько дней в Голодной бухте появился и «Бигль». Стокс рассказал начальнику экспедиции о результатах своих исследований и о спасении экипажа шхуны. Он доставил в бухту не только людей, но и запас шкур котиков, который спасли охотники при крушении.

 Капитан «Бигля» хорошо понимал, что людей, потерявших судно, ничего хорошего не ждёт, а деньги, вырученные от продажи шкур, помогут им добраться до дома. Охотников, конечно, жаль, но автор этого повествования целиком на стороне морских котиков, которым вряд ли хотелось расставаться со своими прекрасными шубками.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/04/1240