Жестокость

Таня Сергазина
Жестокость – бесчеловечное, грубое и оскорбительное отношение к другим живым существам. Это морально-психическая черта личности, одно из проявлений злобы. Проявляется  в нанесении морального или физического ущерба, в грубом и деспотичном отношении. Неотъемлемой чертой жестокости является получение внутреннего удовольствия от страданий людей или животных.
               
Жестокость  имеет место  в  тех случаях, когда человек стремится причинить боль, страдания  другому человеку или животному.  При этом  не испытывает жалости  и сострадания к страдающему.
             
Человек, проявляющий жестокость,  не допускает мысли о том, что кому-то  может быть больно, плохо, обидно, досадно. Жестокости сопутствуют эмоциональная холодность, беспощадность, бесчеловечность,  безразличие, отсутствие милосердия. Жестокость несёт в себе осознание верховенства над покорной или слабейшей стороной и может проявляться через осознанное пренебрежение чужим страданием, включая насилие.
      
Жестокость проявляется в психологическом подавлении: злые насмешки, едкие замечания, обидные и унижающие слова, а также в физическом насилии –угнетении, притеснении, побоях, избиениях, издевательствах, убийстве. Целью жестокости является  психологическое подавление жертвы, снижение её способности к сопротивлению.
          
Жестокое отношение может проявиться  в виде безразличия  в критической ситуации: попавший в беду человек просит о помощи,  а другой человек равнодушно наблюдает, хотя имеет возможность помочь.
               
Иногда жестокость формируется  в детстве: дети в играх используют элементы издевательства над насекомыми и животными – бабочками, жучками, кузнечиками, ящерицами, кошками, лягушками, птичками. Впоследствии притесняют более  слабых – физически и психологически –    детей.
            
Детская форма жестокости зачастую совершается  по неведению. Дети могут  совершить жестокий поступок – искалечить животное, поранить товарища, не имея сознательного намерения причинить боль. Поведение объясняется неспособностью представить последствия своих поступков.
            
Ребенок,  вследствие возрастного эгоцентризма,  не в состоянии понять, что другой человек или живое существо так же, как и он, могут испытывать боль и страдание. Он  не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания. Влияет  и недостаточная произвольность поведения, когда многие действия совершаются спонтанно и необдуманно.