Основы конституционного права нового социализма

Павел Луков 2
Основы конституционного права нового социализма.

Введение.

Конституционное право нового социализма как самостоятельная отрасль права на момент написания этой статьи ещё не сформировалось. И это дело далекого будущего, выполнить которое должны будут юристы высокой категории. В данной же статье есть смысл поговорить о его основах, важных составляющих принципах, из которых это право будет исходить и что оно в себя обязательно должно включать. Необходимость этого шага состоит в том, что это должно стать новым направлением конституционного права, аналогов которому практически немного. Конституционное право России, составленное на основе Конституции 1993 года, для нового социализма практически не приемлемо. Конституционное право, составленное на основе Конституций советского периода, главным образом, Конституций 1936  и 1977 годов, отражало период определённого этапа исторического развития, в прежнем виде для нового социализма тоже не подходит. Но некоторые положения этих документов вполне могут войти в это новое конституционное право. Это уже будет не прямое повторение данных норм. Здесь они будут иметь несколько иное или более новое содержание. С другой стороны, это будет не просто каким-то видом права. Сюда неизбежно войдут все основные положения и критерии, присущие, в принципе, любому конституционному праву, отличающие их одновременно от других отраслей права.
Другая необходимость в этой работе обусловлена тем, что разрабатываемые положения конституционного права нового социализма, устанавливают основополагающие принципы, которым должны соответствовать другие отрасли права, и которые должны разрабатываться на основе этого конституционного права. Так что здесь очень большое поле деятельности для юристов. Автор, будучи не принадлежащим к их числу, не вправе позволить себе разработку более детального проекта этих правовых норм. Поэтому мной будут обозначены лишь необходимые контуры этого права, чтобы было понятно, что здесь конкретно имеется в виду.
Мной, в частности, уже был разработан и предложен проект Конституции нового социализма, опубликованный в Интернете на сайте proza.ru. Именно этот проект и лёг в основу данной работы.

Источники конституционного права нового социализма.

Под источниками конституционного права обычно подразумеваются те нормативные акты, принятые по соответствующей конституции, и которые непосредственно касаются её статей. Но в данной работе мы разделим такие источники на исторические и традиционные. К историческим источникам можно отнести такие документы, как Конституция СССР 1936 года, Конституция СССР 1977 года, Конституция РСФСР 1978 года, законы, принятые Верховным Советом РСФСР, касающиеся изменениям и дополнениям к Конституции РСФСР, а также Конституция Российской Федерации 1993 года.
Конституция СССР 1936 года – принципиально новый документ своей эпохи, аналогов которому ещё не было в мире. Это – довольно специфический юридический акт, отразивший в себе основные завоевания социализма 30-х годов ХХ века. Здесь подробно расписана социалистическая система власти, основанная на советах депутатов различного уровня, с провозглашением прав и свобод личности, а также организаций в совокупности с их обязанностями. Именно эта Конституция станет правовой основой Конституции СССР 1977 года, других республиканских конституций, как более совершенных. Здесь, например, классовая формула «права рабочих и крестьян» заменена на более нейтральное понятие «права граждан СССР». Именно здесь хорошо выделен способ власти и управления в виде местных советов народных депутатов. Но в то же время это были документы своей эпохи, отражающие отнюдь не все реалии нового времени. Изменения и дополнения, вносимые в Конституции СССР и РСФСР, не всегда успевали за происходившими изменениями, как внутри страны, так и в мире. Да, с одной стороны шло самое настоящее крушение социализма, но с другой – страна как бы постигала понятия принципов и ценностей мировой и европейской демократии, что также не было лишним. Россия в то время, например, ещё не ведала такого понятия, как разделение властей.
Конституцию Российской Федерации 1993 года уже нельзя назвать социалистической, в которой фактически были потеряны многие важные завоевания того времени. Однако, если взглянуть на этот документ с другой стороны, то нельзя не признать, что это всё же довольно грамотный и последовательный юридический акт, хорошо отражающий такие понятия как законодательная, исполнительная и судебная власть, их область взаимодействия и разграничения, принципы федерализма и федеративного устройства, взаимодействие международного права и правовой системы самой Российской Федерации. Данная Конституция, конечно, небезупречна, но в ней есть много, что можно позаимствовать. Именно её текст лёг в разработанный проект Конституции нового социализма.
К традиционным источникам конституционного права всегда относят совокупность установленных конституцией, международными актами, федеральными законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства и функционирования государственной власти, обязанности, права и свободы личности. В эти источники входят сам разработанный текст конституции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, принятые согласно требованиям конституции, нормы международного права, международные договоры, федеративный договор и другие нормативные акты, регламентирующие функционирование государственной власти.

Структура Конституции нового социализма.
 
В основе обобщения конституционных норм в разделы или главы лежит, как правило, единство предмета регулирования, то есть связанность юридических норм характером общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. Последовательность расположения этих норм обусловлена следующими факторами: учёта их взаимосвязи друг с другом, первичности и производности норм друг от друга, определённых концепцией, заложенной в Конституции.
Как и Конституция 1993 года проект Конституции нового социализма состоит из двух разделов. Первый раздел содержит собственно текст Конституции и состоит из девяти глав:
- Основы конституционного строя;
- Права и свободы человека и гражданина;
- Федеративное устройство;
- Президент Российской Федерации;
- Верховный Совет Российской Федерации;
- Совет Министров Российской Федерации;
- Судебная власть и прокуратура;
- Местные советы народных депутатов;
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения». В нём фиксируются прекращение действия прежней Конституции, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу новой Конституции, основания, по которым продолжают действовать ранее образованные органы.
В структуре нового проекта Конституции отражаются те концептуальные идеи, на которых данный проект основан:
- качественное изменение характеристики строя;
- зафиксирован переход на систему власти советов народных депутатов;
- наличие специальной главы о Президенте Российской Федерации;
- последовательно и логично проведён принцип разделения властей;
- закреплены необходимые основы федеративного устройства;
- узаконен принцип государственного планирования экономического и социального развития России;
- приоритет государственной формы собственности предприятий ключевых отраслей экономики страны перед другими формами собственности.

Основы конституционного строя при новом социализме.

В конституционном праве России выделяют обычно четыре группы основ конституционного строя.
1. Правовые основы взаимодействия личности и государства.
В проекте новой Конституции предусмотрено совершенствование государственного аппарата, повышение активности граждан в политической жизни страны, повышение активности общественных организаций, народного контроля, учёта общественного мнения и расширение гласности. Права и свободы личности выделены в отдельную главу, но это не означает, что они безотносительны к самому государству. Такого просто не бывает. Права и обязанности есть производная категория существующего политического режима государства, непосредственно вытекают из прав и свобод общества. И друг от друга они неотделимы. Поэтому все эти категории однозначно находятся в рамках государства и права.
Проект новой Конституции исключил содержание статьи 2 Конституции РФ 1993 года о правах и свободах личности, как высшей ценности. Несмотря на свою привлекательность, данная формулировка довольно неоднозначна.
Во-первых, ни одно государство не существует именно ради указанных категорий. Всё-таки, государство есть высшая форма организации общества с целым набором функций и правил.
Во-вторых, данная фраза принадлежит буржуазно-либеральной идеологии. Ведь не могут быть одинаково ценны права и свободы крупного предпринимателя и простого безработного. Речь здесь идёт, прежде всего, о правах и свободах именно собственника.
В-третьих, права и свободы личности, как уже было сказано, выводятся непосредственно из прав и свобод самого общества, а не наоборот.
Отличительной особенностью данного проекта Конституции здесь является закреплённый статус русского народа как народа-основателя русской государственности, или, как его ещё называют, государствообразующего народа. Это не означает, что русский народ имеет какие-то особые привилегии перед другими коренными народами России, Здесь даже больше применим принцип: хорошо русским – хорошо всем. Но русский народ здесь признан доминирующим, как составляющий большинство населения России, что уже сказано в самой преамбуле проекта Конституции. Это даёт право русскому языку иметь статус государственного языка во всех федеральных образованиях, быть языком всех официальных документов. Языки других народов России могут быть использованы только вместе с русским языком. Наименования субъектов Федерации должны иметь соответственно русские названия. Их национальные названия могут быть использованы только наряду с их русскими названиями, если между ними имеется словесная разница.
2. Принципы взаимодействия государства и общества.
В сущности, они подразумевают собой демократическую характеристику государственного управления, его политический режим. Здесь демократия традиционно именуется как «народовластие», хотя исторически словом «демос» назывался не сам народ Древней Греции, а как бы его «средний класс». Но оставим сложившуюся традицию в силе во избежание её разных толкований. Согласно тексту проекта Конституции народ осуществляет свою власть как непосредственно, через собственное волеизъявление, так и через своих представителей в органах государственной власти, местных советах народных депутатов. При этом запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, расовой и религиозной розни. Поскольку Россия есть светское государство, здесь ни одна религия не может быть обязательной.
3. Конституция нового социализма закрепляет нахождение ведущих и ключевых отраслей экономики в государственной собственности. Государству принадлежит также земля и земельные ресурсы, её недра. Но при этом не исключается наличие других форм собственности, в том числе частной. Но её сфера носит ограниченный характер. Некоторые земельные участки, в качестве исключения, могут тоже находиться в частной собственности. Например, в личных и фермерских хозяйствах. При этом право частной собственности тоже охраняется законом.
4. Принципы отношения государства и права.
Проект Конституции нового социализма подразумевает верховенство Основного закона, а также федеральных законов на всей территории России, общеобязательности законов, обязательного их официального опубликования. Конституцией также признаются нормы международного права, международных договоров в части, не противоречащих законам Российской Федерации. Этим положением обеспечивается приоритет федеральных законов перед международными нормами, как одно из обязательных условий российского суверенитета.

Разделение властей. Государственный суверенитет Российской Федерации.

Принцип разделения властей, как уже было сказано, также закреплён в проекте Конституции нового социализма. В прежних Конституциях СССР и РСФСР этого принципа не было. Но современное понятие демократии включает такое определение. Назначение такого разделения – избежать концентрации высшей власти в одних руках. Но вызвано это ещё дополнительно усложнением функций государственного управления в современном мире.
Сам принцип разделения властей состоит в том, что государственная власть в стране разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Это означает, что в стране не три разных власти, а одна, но состоящая из трёх ветвей. При этом каждая ветвь власти юридически самостоятельна.
Высшую, в том числе, законодательную власть в стране осуществляет Верховный Совет Российской Федерации. Именно он формирует исполнительную и судебную власть в России. В то же время Верховный Совет не один участвует в формировании исполнительной власти, а совместно с Президентом Российской Федерации. Впервые эта должность была введена в России в 1991 году, где в апреле того же года Верховный Совет РСФСР принял Закон о Президенте РСФСР. Положения этого закона непосредственно вошли в текст проекта Конституции нового социализма, определив тем самым место Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти. Ввиду того, что Президент избирается также прямым голосованием, как и Верховный Совет, нахождение Президента в системе исполнительной власти уравновешивает эту власть перед законодательной. Самостоятельность судебной власти обеспечивается подчинением судов только закону.
Государственный суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию и выражается в верховенстве российских законов над иными нормативными актами и договорами. Субъекты Российской Федерации государственным суверенитетом не обладают. Проект Конституции определяет, что к территории Российской Федерации относятся территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, континентальные шельфы. На территории России в первую очередь имеют верховенство только законы и другие нормативные акты Российской Федерации, а также международные нормы, не противоречащие российским законам.

Политические основы конституционного строя.

Политическую основу нового социализма отличает определённое политическое и идеологическое многообразие. Политическое многообразие (плюрализм) предполагает свободу граждан при выборе формы участия в политической жизни страны. Все граждане имеют право создавать на добровольной основе политические партии, вступать в них или воздерживаться от вступления, участвовать в их деятельности и свободно выходить из них.
Следует заметить, что при социализме, как правило, должны функционировать только партии и другие общественные организации социалистической направленности. Объясняется это тем, что при таком строе не должно быть политических сил, которые бы выражали интересы капиталистического строя. Это то же самое, что при капитализме, например, не может быть партий, отстаивающих интересы крепостного права. Поэтому партии и объединения капиталистической направленности должны быть запрещены.
Новый социализм предполагает также идеологическое многообразие. Но так же, как и все партии, они должны быть социалистической направленности. Можно считать, что ушло в прошлое то время, когда могла быть только одна официальная идеология. В то же время, следует понимать, что социализм, как государственный строй, не может быть лишён своей идеологии. В проекте Конституции нового социализма введено такое понятие, как государственная идеология. Ей может считаться та, которой придерживается партия, имеющая большинство мест в Верховном Совете Российской Федерации. Такая партия считается правящей, так как именно ей принадлежит право непосредственно участвовать в формировании исполнительной власти.

Понятия и формы народовластия.

Согласно проекту Конституции нового социализма, народ считается единственным источником власти в России. Народовластие осуществляется через волеизъявления народа в управлении государством непосредственно или через представителей, избираемых самим народом путём свободных выборов. Различают обычно две формы народовластия: непосредственная и представительная, поскольку власть всему народу принадлежать не может. Это есть всё-таки удел меньшинства. Но в любой республике это меньшинство обычно всегда избираемо.
Непосредственное народовластие – это прямое изъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Видами непосредственной демократии всегда считаются:
- референдум;
- выборы;
- мирные собрания, митинги, демонстрации, пикетирования и т. д.;
- индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы власти, местные Советы народных депутатов.
Представительное народовластие есть осуществление управления через представительные органы государственной власти и местные Советы народных депутатов. Органы представительной демократии делятся на два вида: коллективные и единоличные. К коллективным органам относятся Верховный Совет Российской Федерации, Советы народных депутатов субъектов Федерации и другие. К единоличным органам относится Президент Российской Федерации.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Конституционный статус личности, соответственно, складывается из закреплённых в Конституции прав и свобод личности, а также из обязанности индивида перед государством. Проект Конституции нового социализма здесь предусматривает:
- запреты на нарушения прав человека и гражданина, если иное в виде исключения не предусмотрено федеральным законом;
- меры ответственности за такие нарушения;
- экономические, политические, социальные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина.
Как видно, проект Конституции делает различия между понятиями «права личности» и «права гражданина». Понятие гражданства здесь идёт ещё со времён Римского права и предполагает особые, установившиеся отношения между личностью и государством. Исходя из этого, конституционные права и свободы принято делить на три группы.
1. Личные права, которые считаются основой правового статуса. К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, защиту частной жизни, определение собственной национальности, пользование родным языком. Сюда также относятся свобода передвижения, смены места жительства, совести, слова, получения информации и другие.
2. Политические права принадлежат только гражданам, поскольку они связаны с управлением государством, позволяют гражданам активно участвовать в политической жизни страны. Эти права и свободы возникают, соответственно, у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства России, либо, если это гражданство возникло в силу рождения с момента достижения этим лицом совершеннолетия. При этом политические права принадлежат каждому гражданину России в полном объёме. Обеспечение их реализации лежит непосредственно на государстве. Ограничение политических прав личности возможно только при признании в установленном порядке недееспособности этого лица.
3. Социально-экономические права. В их число входят культурные права, право собственности, право на труд, здоровье, отдых, образование и т. п. Эти права также принадлежат лицам, независимо от их гражданства. Но граждане Российской Федерации должны иметь определённые преимущества при осуществлении этих прав, что и закреплено в проекте Конституции нового социализма. Данное положение исходит из того, что государство обязано в первую очередь заботиться о социально-экономическом и социальном развитии именно своих граждан.
Соответственно, правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и определёнными обязанностями. Основные обязанности носят постоянный и всеобщий характер и не зависят от конкретного правового статуса лица. К основным обязанностям относятся:
- соблюдение Конституции и законов;
- уплата законно установленных налогов и сборов;
- сохранение природы и окружающей среды;
- защита Отечества, которая связана со службой в Вооружённых Силах, либо нахождение на альтернативной гражданской службе.




Свобода совести и вероисповедания при новом социализме.

В прошлый советский период атеизм был неотъемлемой частью официальной идеологии, хотя в Конституциях того периода свобода совести официально признавалась. Но нельзя при этом отрицать, что религии и религиозные объединения играют довольно определённую, а порой и достаточно заметную роль в жизни общества. Поэтому Конституция нового социализма предусматривает сохранение и гарантию свободы совести, свободы вероисповедания, то есть право исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и взгляды и действовать в соответствии с ними. Свобода совести должна принадлежать всем лицам, законно находящимся на территории Российской Федерации и не зависеть от гражданской принадлежности лица. При этом, гражданину Российской Федерации гарантироваться должно право на замену военной службы на альтернативную гражданскую, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Одновременно Российская Федерация остаётся светским государством, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения должны быть отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с этим принципом государство не вправе вмешиваться в определение гражданами своего отношения к религии, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями, возлагать на религиозные объединения обязанности органов государственной власти и иных учреждений. Государство также не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если их деятельность не противоречит законам Российской Федерации.
Однако, из этих правил есть определённые исключения. В России, например, должны быть запрещены религиозные секты тоталитарного типа, устанавливающих всеобщий контроль над своими членами, отрицательно влияя при этом на физическое и психическое здоровье людей. Не может иметь разрешения на свою деятельность религиозное объединение, если оно само нарушает принцип свободы совести, не соблюдая тем самым требования российского законодательства.

Принципы федерального устройства Российской Федерации.
 
Исторически Россия сложилась как многонациональное государство, а потому наиболее естественной формой государственного устройства является федерация. Территория России, таким образом, исходя из её географических и этнических особенностей, делится на отдельные и равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа. В основе федерального устройства России лежат следующие принципы:
- государственная целостность Российской Федерации;
- единство системы органов государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации;
- равноправие и внутреннее самоопределение народов России.
Разграничение и предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивают необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их действиях, уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. При этом статус субъекта Российской Федерации включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но и его принадлежность к определённому виду субъектов из-за их различий по национальному, географическому и иному принципу. Субъекты РФ должны обладать, как правило, всей полнотой государственной власти на своей территории, но вне пределов компетенции самой Российской Федерации, иметь своё собственное законодательство. Законодательно также предусмотрена возможность принятия нового субъекта в состав Российской Федерации и образование нового субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации.

Как уже было сказано, должность Президента Российской Федерации была введена в России только весной 1991 года. До этого времени не было должности, которая была бы оформлена конституционно в качестве официального главы государства. Однако, в народном понимании, власть в России всегда воспринималась персонифицированной, причём как до революции, так и после. В советское время понятие главы государства чаще всего связывали с должностью Первого или Генерального секретаря ЦК КПСС, а на официальном уровне – Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Поэтому в проекте Конституции нового социализма целесообразно было сохранить должность Президента Российской Федерации, но в отличие от Конституции 1993 года, оставить его непосредственно в структуре исполнительной власти. Но, в тоже время, было бы неправильно оставить на Президенте только выполнение чисто правительственных функций. Поэтому согласно данному проекту Президент Российской Федерации является высшим должностным лицом Российской Федерации и одновременно главой исполнительной власти. Занимать другие должности и быть одновременно депутатом Президент не имеет права. Поскольку Президент наделён обязанностью гаранта Конституции, то в установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие исполнительных органов государственной власти. Как официальный глава государства Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами выражает основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и международных отношениях. Президент Российской Федерации является также главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Будучи в системе исполнительной власти Президент Российской Федерации не только контролирует деятельность Совета Министров Российской Федерации, назначает или отстраняет федеральных министров. Он также подписывает законы, принимаемые Верховным Советом Российской Федерации. Неподписанный закон Президент вправе снова отправить его на доработку в Верховный Совет Российской Федерации. Говоря иными словами, Президент имеет право вето. Но это вето может быть преодолено Верховным Советом Российской Федерации квалифицированным большинством голосов, на правах высшего органа государственной власти. Также отставку Совета Министров Российской Федерации Президент имеет право принять только с согласия Верховного Совета Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Президент также издаёт указы, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Эти указы, в свою очередь, не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В случае, если указы Президента не соответствуют вышеуказанным нормативным актам, то могут быть отменены Верховным Советом Российской Федерации по постановлению Конституционного Суда Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными обязанностями также назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации, принимает грамоты аккредитованных дипломатических представителей,       возглавляет Совет безопасности Российской Федерации,  структура, полномочия и порядок формирования которого также определяются федеральным законом, ведет переговоры и подписывает от имени Российской Федерации международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации Верховным  Советом Российской Федерации, принимает меры по обеспечению государственной и  общественной безопасности Российской Федерации.
   Президент объявляет   в   соответствии  с  федеральным законом  чрезвычайное положение. При этом, на  территории  республики,  входящей   в   состав   Российской Федерации, чрезвычайное положение объявляется  по согласованию  с  ее  высшими органами государственной власти. Решает также в  соответствии  с законом вопросы гражданства Российской Федерации, предоставления политического убежища, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В случае нарушения Конституции и законов Российской Федерации Президент может быть отрешён от должности Верховным Советом Российской Федерации решением в две трети голосов, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус Верховного Совета Российской Федерации.

Высшую законодательную власть в стране осуществляет Верховный Совет Российской Федерации, выполняя фактически роль парламента в стране, и который призван представлять интересы населения России в целом. В соответствии с проектом Конституции Верховный Совет состоит из 450 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием на альтернативной основе. Половина, то есть 225 депутатов избираются по мажоритарной системе – один депутат от каждого избирательного округа, а остальные 225 депутатов – по пропорциональной системе, то есть по партийным спискам. Данный двойной способ сохранён здесь потому, что ни одна из названных выборных систем не является безупречной, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
Деятельность Верховного Совета Российской Федерации основывается на следующих принципах:
- участвует в формировании исполнительной и судебной власти в Российской Федерации;
- имеет исключительные права на принятие Федерального бюджета и контроль его исполнения;
- имеет право на внесение поправок в отдельные статьи Конституции;
- назначает собственные выборы и выборы Президента России;
- имеет право отрешить Президента России от должности в соответствии с требованиями Конституции;
- утверждает план народно-хозяйственного развития страны;
- имеет право создавать отдельные специальные комиссии по решению конкретных вопросов;
- определяет собственный порядок работы по внутренним регламентам.
Верховный Совет Российской Федерации согласно выборной системе является многопартийным. Партии, избранные в Верховный Совет, должны иметь право на образование собственных фракций, а также создавать партийные коалиции. Партия или коалиция партий, набравшая на выборах большинство голосов, считается правящей, так как именно ей принадлежит преимущественное право в формировании исполнительной власти, в выдвижении кандидатур на должность Председателя Совета Министров Российской Федерации.
Верховный Совет Российской Федерации осуществляет свои полномочия в срок, на который он был избран. По окончании этого срока Верховный Совет сохраняет свои полномочия до избрания нового состава Верховного Совета Российской Федерации.
Федеральные законы принимаются Верховным Советом Российской Федерации большинством голосов от общего состава депутатов. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов депутатов – не менее, чем двумя третями. Принятый закон в течение пяти дней отправляется на подпись Президента, который в течение 14 дней его подписывает. В случае наложения вето на данный закон, последний отправляется обратно в Верховный Совет Российской Федерации с соответствующими замечаниями. Верховный Совет Российской Федерации принимает тогда новый закон, либо преодолевает президентское вето по прежнему закону не менее чем двумя третями голосов. В этом случае Президент России уже обязан подписать данный закон. После опубликования последнего он вступает в юридическую силу.

Конституционно-правовой статус Совета Министров Российской Федерации.

Характерной чертой исполнительной власти Российской Федерации должно быть единство системы её государственных органов, а также её централизация. Во главе всей этой системы стоит Совет Министров Российской Федерации, выполняющий функцию правительства страны, которому подчинены и подотчётны федеральные органы исполнительной власти, которым, в свою очередь, подотчётны органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Совет Министров Российской Федерации направляет деятельность нижестоящих органов исполнительной власти России, утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти.
Совет Министров РФ вправе отменять акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, подотчётных ему, а также создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц в субъектах Российской Федерации.
В состав Совета Министров Российской Федерации входят Председатель Совета Министров Российской Федерации, его заместители, федеральные министры. Кандидатуры на пост Председателя Совета Министров РФ выдвигается Верховным Советом Российской Федерации. Президент Российской Федерации утверждает одного из выбранных кандидатов на пост Председателя Совета Министров РФ. По представлению Председателя Совета Министров РФ Президент РФ назначает заместителей Председателя Совета Министров РФ, федеральных министров. Отставку Совета Министров Российской Федерации принимает Президент с согласия Верховного Совета Российской Федерации.
Совет Министров Российской Федерации осуществляет:
- организацию исполнения федеральных законов, контроль за их соблюдением органами исполнительной власти всех уровней;
- обеспечение управления экономикой всей страны, государственной собственностью;
- разработку и выполнение плана народно-хозяйственного развития страны;
- единую государственную политику в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесённых к ведению России и совместному ведению Российской Федерации и её субъектов;
- разработку федерального бюджета и отчёт о его исполнении;
- обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения;
- иные возложенные на него функции.
Совет Министров Российской Федерации вправе принимать собственные постановления, обязательные для исполнения на всей территории страны. Эти постановления, соответственно, не могут противоречить законам Российской Федерации. При наличии подобных нарушений такие постановления должны быть отменены Президентом РФ, либо Верховным Советом РФ.


Конституционные основы судебной власти в России.

Высшую судебную власть в Российской Федерации должны осуществлять:
- Конституционный Суд Российской Федерации;
- Верховный Суд Российской Федерации;
- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Председатели этих судов назначаются Верховным Советом Российской Федерации.     Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией и федеральным конституционным законом. Судьи других федеральных судов назначаются в порядке, также установленном федеральным законом.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных учреждённых судов Российской Федерации могут быть отстранены от должности Верховным Советом Российской Федерации в порядке, определённым тем же федеральным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации:
- проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом;
- дает толкование Конституции Российской Федерации;
- дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в отношении Президента Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
- выполняет иные функции, определяемые Конституцией и федеральным конституционным законом.
 Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Несоответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации также не подлежат введению в действие и применению.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, в свою очередь, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и также дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
В системе судебной власти в России  осуществляет свою деятельность также Прокуратура Российской Федерации, которая составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Верховным Советом РФ по представлению Президента России.



Основы системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ определяются Конституцией РФ, специальным федеральным конституционным законом и федеральным договором. Деятельность органов государственной власти субъектов Федерации однозначно основана на принципах государственной и территориальной целостности России, верховенства Конституции РФ и федеральных законов, единства системы государственной власти, разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов Федерации, самостоятельного осуществления собственных полномочий органами государственной власти субъектов Федерации.
Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют:
1. Законодательный орган – Верховный Совет Республики, Совет Народных Депутатов Области, Края, Автономной области, Автономного округа, города (федерального значения).
2. Исполнительный орган – Совет Министров Республики, Исполнительный Комитет Области, Края, Автономной области, Автономного округа, города (федерального значения).
3. Судебные органы:
-  Верховный Суд Республики, Областной Суд, Краевой Суд, Суд Автономной области, Суд Автономного округа, городские и районные суды;
- Высший Арбитражный Суд Республики, Арбитражный Суд Области, Края, Автономной области, Автономного округа, города (федерального значения);
- Конституционный Суд Республики, Уставной Суд Области, Края, Автономной области, Автономного округа, города (федерального значения).
В систему судов общей юрисдикции входят также военные суды – окружные и флотские военные суды, гарнизонные суды, полномочия которых приравнены соответственно к судам субъектов РФ и районным судам.
Принципы работы, функции, состав, правила формирования органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Основным законом субъекта РФ – Конституцией Республики, Уставом Области, Края, Автономной области, Автономного округа, города (федерального значения). Порядок его принятия и изменения определяется законодательным органом субъекта РФ.
Законодательные органы  субъектов Федерации избираются аналогично Верховному Совету Российской Федерации всеобщим прямым тайным голосованием, как по мажоритарной, так и по пропорциональной системе. Законодательный орган субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, материально-технического и финансового обеспечения собственной деятельности.
Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ выполняют следующие функции:
- осуществляют в пределах своих полномочий меры по реализации плана народно-хозяйственного развития страны в отношении территории данного субъекта РФ;
- разрабатывает проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
- обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и составление отчёта об его исполнении для предоставления в законодательный орган субъекта РФ.
Исполнительные органы субъектов Федерации формируются теми же законодательными органами субъектов Федерации.
Судебная власть субъектов РФ в своей деятельности руководствуется исключительно Конституцией, федеральными законами, а также постановлениями судов высшей инстанции. Порядок формирования судов, назначения и отстранения судей определяется соответствующим федеральным законом.
Органы государственной власти субъектов РФ во время осуществления своей деятельности вправе издавать собственные региональные акты: республиканские, областные, краевые, окружные законы и постановления, обязательные для исполнения на всей территории данного субъекта РФ.

Местные Советы народных депутатов.

 Местные Советы народных депутатов выполняют функцию местного самоуправления и решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, участвуют в обсуждении вопросов федерального значения, вносят по ним свои предложения.
 В хозяйственном плане, Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством, утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет, осуществляют руководство подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, содействуют укреплению обороноспособности страны.
 В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории, контроль за соблюдением законодательства, расположенными на этой территории, предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, а также координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового обслуживания населения.
В своей деятельности Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством России, субъекта Федерации. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Непосредственную хозяйственную деятельность осуществляют Исполнительные Комитеты местных Советов народных депутатов, избираемые из числа этих депутатов. При этом Исполнительные Комитеты местных Советов народных депутатов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституция по своему назначению должна быть постоянным и довольно стабильным документом. Но это не означает, что в неё время от времени не должны вноситься поправки и изменения. Ситуация иногда требует и таких шагов.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Верховный Совет Российской  Федерации, Совет Министров Российской Федерации, Советы народных депутатов  субъектов Российской Федерации,  группа численностью не менее одной пятой депутатов Верховного Совета Российской Федерации.
При этом, положения глав, касающихся основ конституционного строя, прав и свобод личности, не могут быть пересмотрены Верховным Советом Российской Федерации. Если же предложение о пересмотре положений этих глав Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа депутатов Верховного Совета Российской Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание вправе не только разработать проект новой Конституции, но и принять саму Конституцию двумя третями голосов от общего числа его членов или вынести проект Конституции на всеобщее голосование (референдум). Но перед этим данный проект может быть вынесен на всенародное обсуждение и после внесения в него поправок – на всенародное голосование.
Поправки к остальным главам Конституции принимаются только Верховным Советом Российской Федерации не менее двумя третями голосов после одобрения их Советами народных депутатов более половины субъектов Российской Федерации. Изменения в статью Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона и принимаются Верховным Советом Российской Федерации.

2015 г.
Луков П.Н. Политолог.

P.S. Первая Конституция нового социализма, для обеспечения её всеобщего признания, должна быть принята только на общероссийском референдуме, желательно после её всенародного обсуждения и внесения в неё необходимых поправок, сделанных на основе этого обсуждения. Все решения по принятию данного проекта Конституции может осуществить только высший на тот текущий момент орган власти в России.

Л и т е р а т у р а

Васильева С.В. Конституционное право России: учебник. М.: Эксмо, 2012.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик. 1936 г. М.: 1976.
         Конституция Союза Советских Социалистических Республик. 1977 г. М.: 1977.
         Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 1978 г. М.: 1978.