Эге-хая

Светлана Бабаева Мальцева
     Когда мне было три года, мама увезла меня на Север, куда она поехала работать по договору.И первые мои детские и очень яркие впечатления - о севере.
Мы летели на самолёте до Якутска, потом другим самолётом до Батагая и машиной - до посёлка Эге-Хая.

     Мама работала в посёлке фельдшером, отец - проходчиком на шахте. Посёлок был маленький, я помню две улицы с северными деревянными домиками, в конце улицы - большие качели, а дальше - тайга, сопки.С другой стороны улица вела в магазин, детский садик и была дорога на шахту через быстрый шумящий ручей по деревянному мосту, где был фельдшерский пункт.Именно туда я ходила с мамой на работу, а иногда и ночевала там. Рядом лежали большие камни, и начиналась крутая сопка, а в камнях часто появлялись еврашки. Большие, с толстыми животами, они поглядывали на людей. Когда кто-то шел по дороге, любопытные зверушки становились на задние лапки, вытянув передние лапки вдоль туловища, стояли, как столбики, и смотрели, кто же там идёт.А когда люди подходили совсем близко, они со свистом удирали.

     Мама, отец и я жили в деревянном доме на две семьи, с общей кухней, печкой и кладовкой. В доме было паровое отопление и печь, наверняка на тот случай, если из-за больших морозов случится авария и откажет отопление, то, чтобы не замёрзнуть в пятидесятиградусный мороз, можно будет топить печь.Мы жили в небольшой комнате втроём, и жилось нам весело, потому что мы дружили с соседями, у которых было две дочки, чуть старше меня.

     В посёлке многие имели ружья, ходили на охоту, били зайцев, куропаток, белок, а пушнину сдавали государству или сами выделывали шкурки и шили обновки. Семьями ходили за ягодами, за грибами. Летом тайга щедро кормила северян.

     У нас дома, между оконными рамами, кто только не жил: белки, горностай, бурундуки, даже полярная сова. В кладовке, на антресолях, жили две белки, шустрые и очень дикие.Мы, дети, туда постоянно лезли, хотя нас не пускали.Однажды разрешили нам взять их в руки в толстых ватных рукавицах. Я тоже решила подержать, но белка вывернулась и цапнула меня за руку, палец хорошо прокусила. Потом я долго к ней не подходила. Остальные животные быстро привыкали и становились совершенно домашними.

     Хотя возраст был у нас детсадовский, мы собирались стайкой из нескольких домов и гуляли по посёлку одни. Ходили на сопку, собирали шишки от стланика, ели голубику и бруснику.

     Один раз мы обнаружили на нашей улице много беспризорных кошек. Нам было их очень жалко и мы стали потихоньку их собирать повсюду и стаскивать себе под дом. Набрали мы их штук двадцать. Когда в один прекрасный день наши родители их обнаружили, был большой скандал.

     Летом, конечно, было настоящее раздолье, но оно заканчивалось, и наступала суровая зима. Я помню, что большее время я сидела дома, а когда меня на санках вытаскивали на улицу, то одета я была как зимовщик на Северном полюсе, На меня надевали ватный стеганый комбинезон, тридцать три одежки и шубу. Я становилась совсем неповоротливой. Сверху ещё наматывался шарф, оставляющий только глаза.
И в таком виде скорей-скорей в быстром темпе меня переправляли из одного дома в другой.

     Под Новый год случилась авария в котельной - треснул котёл.
 Дома без конца топили печку,утепляли окна, а нам было это только интересно. Возраст такой был интересный, когда всё воспринимается, как приключение, и проблем особых никаких, и родители всегда рядышком, и кажется, что так будет всегда.

     Всё на Севере было необыкновенным.Я очень удивилась, когда наступил полярный день, ночь никак не наступала, было постоянно светло и, чтобы заснуть, окна занавешивали одеялами и путали день и ночь.Кстати, новости мы узнавали по радио, а телевизора у нас не было, зато был замечательный проигрыватель с пластинками. А любимая моя  музыка в то время - это "Летка-енка","В нашем доме поселился замечательный сосед", сёстры Пинац со смешной песенкой "Дари-дарики-дари..."

     Многие события, происходившие тогда, вспоминаются неясно или вообще забыты. Память вырывает из прошлого только яркие запомнившиеся пятна - впечатления и эмоции. Детские, но тем не менее осознанные и дорогие, поэтому, наверное, всё, что помнится, часто обрывочно и не всегда имеет продолжение.

Фото из интернета: поселок Эге-Хая, Якутия