Хангалас

Светлана Бабаева Мальцева
     Второй раз я уже попала на Север в восемь лет.Мы приехали втроём: я, брат Вовка и  тётя Лида. Мама и отец перебрались сюда раньше и уже устроились на работу и получили жильё. Посёлок был совсем маленький и назывался Хангалас.
     Летели самолётом от Москвы до Якутска, дальше до Усть-Неры, а потом уже машиной ехали до посёлка по бездорожью, переезжая через многочисленные притоки Индигирки.
     Вокруг посёлка - бесконечные сопки и тайга, а сам посёлок - золотоносный прииск.Территория его делилась на две части: промышленную и жилую, как мы говорила: верх и низ, а между ними проходила дорога. Внизу находилось длинное общежитие, рядом отдельный дом для семейных работников, и эти два дома и составляли улицу, с одной стороны её стоял магазин, а с другой - медпункт, одна половина которого, т.е. комната, была медпункт, а другая - наше жильё. Мама работала фельдшером в медпункте, о отец - на шахте. В доме была большая печь, а всю мебель сделал отец сам: шкаф, топчаны, табуретки, стол.Водопровода, конечно, не было, туалета - тоже.Дом стоял крайний в посёлке, а дальше - сопка, стланик и редкие лиственницы.
     Сопки на Хангаласе низкие, пологие, ручьи прозрачные, мелкие и ледяные, а вот галька в ручьях - произведение искусства - гладкая, идеально обточенная водой. Камни попадаются такой идеальной формы, что просто удивительно, что это сделала природа, причём это не один-два или десять штук, а основная масса камней. Попадаюся объёмные, как яйцо; или как тонкая пластинка, или в форме медальона, круглые, овальные, на любой вкус и цвет, особенно яркие они в воде, а на берегу сереют и тускнеют.
     Вода в ручьях холодная, но мы всё равно возились, выбирали камни, потому что пройти мимо таких сокровищ было невозможно.
     Из ручья за домом родители брали воду, носили её в бочку, а зимой рубили её ломом и в мешках носили домой - топить в вёдрах на печи. Ещё на нашей нижней территории была баня, за ней ручей с маленьким деревянным мостиком, а за мостом - вертолётная площадка. Без вертолёта на Хангаласе никак не обойтись, т.к. он окружён множеством ручьёв, которые летом разливаются, дорог нет и добраться машинам до посёлка невозможно. Зимой, когда замерзают ручьи, машины едут из районного посёлка по руслам, по льду, как по дорогам. Летом тоже , бывает, умудряются проезжать по мелким ручьям. А между многочисленными ручьями островками растут лиственницы, красивые, пахучие, к осени - яркие и разноцветные, красно-желтые.
     Есть в посёлке маленькие домики-балки, примерно домиков десять. Вот и весь посёлок. Да, ещё построен гараж, а в нём старая грузовая машина, "газик", покрытый брезентом и трактор.
     Дорога из нашей части посёлка идёт вверх, немного в гору, рядом с сопкой, а с другой стороны дороги тянутся многочисленные насыпи-отвалы горной породы, вывезенной из шахты на вагонетках, а также какие-то конструкции, похожие на длинные ленты с бортиками, где промывается, насколько я знаю, горная порода. Дорога идёт к шахте, к так называемому "верху". Рядом с дорогой течет ручей, но он мутный грязный, течет со стороны шахты. На верху есть один жилой дом, "амонитка", где выдают шахтерам аккамуляторы и фонари и несколько хозяйственных построек. Шахта находится рядом с домами, туннель горизонтальный и уходит вглубь горы, из неё выходят рельсы, по которым катятся вагонетки с породой. один раз мне устроили экскурсию - я немного прошла вместе с отцом в глубь этого тоннеля, почувствовала, что стало труднее дышать и вернулась.
     Посёлок был очень маленький, жили там люди в основном без детей или с дошкольниками. Школы и детсада не было, но всё равно человек десять детей набиралось. У многих дети приезжали на лето, а осенью отправлялись на материк, к родственникам. Зато летний отдых в посёлке просто замечательный: рыбалка, грибы, ягоды. Грибов и ягод так много, что можно не утруждать себя их поиском. Лег на мягкий ягель на полянке и собирай ягоду с куста прямо в рот, пока не объешься. Единственная неприятность - комары. Приходится ходить в накомарнике.
     Было недалеко от посёлка очень живописное место. Ручей петлял, создавая островки, ямки с поваленными деревьями. Интересно, что шум ручья заглушал звуки, и иногда было не слышно, даже если кто шагает к ручью, гремя по гальке резиновыми сапогами. Это место осталось у меня в памяти, как фотография. Ручей огибает часть сопки, вокруг стоят высокие лиственницы, часть сопки без растительности выступает и скала выдвигается ближе к ручью. Она сложена из чёрных гладких и тонких пластин, напоминающих плиты толщиной один-два сантиметра. Я долго разглядывала это чудо, выдвигала из скалы плиты с идеально ровной поверхностью. К этому месту мы часто ходили. Отец ловил в ручье хариуса, варили уху здесь же. Рыба - просто объедение!
     Отец иногда ходил на охоту и приносил зайцев, из которых мама готовила вкусное рагу с картошкой. А один раз к дому вышел олень. Все переполошились. Кто был не на работе хватали ружья и бежали к нашему дому. Но не успели, олень убежал. Долго ходили разговоры, что отец упустил оленя, долго возился. А потом я узнала, что он просто пожалел его.
     Когда мы приехали на Хангалас, мы с братом были уже школьниками, я закончила 1 класс, а Вовка - третий. Мы собирались остаться только на лето, но всем так понравился посёлок, что ходили разговоры, чтоб остаться здесь подольше. Но школы не было, а вариант с интернатом никого не устраивал, и осенью тётя Лида и брат улетели в Москву, а меня мама оставила на свой стах и риск до следующего года.
     Однажды мне пришлось попутешествовать и на вертолёте. Вместе с мамой я ездила в другой поселок за медикаментами. А обратно ручьи разлились, и проехать было невозможно. Мы полетели вертолётом. Летели недолго, но впечатлений осталось много. Во-первых, когда поднялись в воздух, то я не смотрела в иллюминатор, пока устроилась, привыкла к шуму.А когда взглянула вниз, то не поняла, где мы и что за фантастический пейзаж расстилался внизу! Просто, когда стоишь на земле, теоретически ты знаешь, что на многие километры простирается тайга и горы, но представить это, охватить взглядом не возможно, пока , конечно, не увидишь это собственными глазами. Просто я не узнала землю. С высоты это был неземной ландшафт - нескончаемые бугорки и ямки, поросшие каким-то мхом. Через пару секунд я конечно поняла, что это распадки и сопки, но первое впечатление другой планеты так и осталось!


фото из интернета. Колыма.