Жирона. Скульптор Фидель Агилар

Борис Готман
    Мы шли по одной из старинных улиц Жироны в сторону моста святого Августа.
 
    Поскольку сайт "Проза.ру" иногда не принимает текст со словами, написанными  латиницей, буду писать каталонские названия русскими буквами.

    Так вот, шли мы по улице де ла Корт Реал, как я понимаю, по улице Королевской Карты.

    Впереди эта самая Карта как бы раздваивалась – половина ширины оставалась открытой, половина "ныряла" в старинную галерею.

    В простенке между первой аркой галереи и углом здания стояла скульптура загадочной обнаженной барышни, которую читатель видит в центре моего коллажа.
 
    Загадочная, потому что она олицетворяла либо богиню, выходящую из морской пены, либо русалку – если принять,  что это не пена,  а просто русалочий хвост.

    Дополнительная загадка состояла в том, что на пьедестале была длинная надпись, гласившая, что скульптура поставлена муниципалитетом Жироны в память Фиделя Марка Агилара в честь столетия со дня его рождения. 

    И никакого намёка на название скульптуры.

    Поисковые системы интернета на русское "Фидель Марк Агилар"  не реагировали.
 
    Тогда ввёл это имя на каталонском, после чего узнал, что скульптор Фидель Агиляр и Марко родился в Жироне 20 июля 1894 года в доме на этой самой улице и умер совсем молодым в возрасте 22 лет, успев, однако, добиться определённых успехов и признания.

    В 1905 году по настоянию родителей он поступил в семинарию, но оставил её из-за полного отсутствия призвания к богословию.

    Он увлёкся резьбой по дереву и решил заняться этим профессионально.  Некоторое время он посещал Школу изящных искусств  в  родной Жироне.

    Несколько лет работал резчиком в столярной мастерской, а в 1909 году вместе с партнёром открыл собственную мастерскую по изготовлению и реставрации мебели.

    Вскоре, несмотря на  весьма юный возраст, стал полным хозяином мастерской.

    Параллельно он начал  осваивать лепку и каменную скульптуру.

    В 1914 году Фидель знакомится с известным каталонским архитектором Рафаэлем Масо, последователем Антонио Гауди, создателем нового направления – новосентизма,  органично сочетавшего старину и модерн. 

    Для проектов Масо – "Дом Масо" и "Мукомольная фабрика"  молодой скульптор выполнил несколько больших работ – и в скульптуре, и в резьбе по дереву.

    До сих пор эти здания  являются брендами Жироны.
 
    Но вернёмся к той самой скульптуре, с которой началось наше знакомство с  Фиделем Марком  Агиларом.

    В качестве модели для  отливки скульптуры большего размера принята  оригинальная работа  автора высотой  всего 32 см.

    Мне так и не удалось найти точное название работы. В разных коллекциях она называется по-разному – и "Юная", и "Умоляющая", а  чаще – вообще без имени.

    Изучая легенды Жироны, я прочёл и легенду о необычных  русалках из озера Галигантс на окраине Жироны.
 
    Там в Соборе святого Петра на капителях колонн выполнены барельефы этих русалок-"русалов" и некоторые их детали очень напоминают скульптуру Агилара.

    На маленьком снимке вверху читатель видит фрагмент одной из этих капителей.

    Кстати, место,  где установлена скульптура – в начале галереи – тоже говорит в пользу моей версии: по каталонской традиции крытые галереи ассоциируются с подводным миром.
 
    Но это – моё личное предположение, никаких доказательств я не нашёл.

    На коллаже помещены фотографии ещё нескольких работ Агилара.
 
    Надо отметить, что каталонцы очень гордятся своим земляком.
 
    Да и не только каталонцы – мне попалась карта Испании, на которой были обозначены сотни мест, где установлены работы этого скульптора, навсегда оставшегося молодым.