Зверинец

Татьяна Азарова Плесовских
Впервые в жизни я была в зоопарке в далёком детстве. По городу развешали красочные афиши. На картинках животные выглядели красивыми и счастливыми. Для небольшого областного центра, где я проживала, приезд  зверинца был целым событием.

 За копейки купила входной билет. Увиденное привело меня в шок. Вонь, тесные клетки. Красивых и счастливых животных я здесь не увидела. А увидела  животных затравленных, измученных, подавленных. Одни, забившись, в угол, смотрели на нас  несчастными непонимающими глазами, другие, отвернувшись, спали - вот так тихо-тихо умирали от полной безнадёжности. Третьи - нервно вышагивали по клетке,  не привыкли ещё  к своей новой жизни, не понимали, что это навсегда, не могли смириться. Только можно ли это существование назвать жизнью?

 До сих пор без содрогания не могу об этом вспоминать. Не могу забыть, не могу успокоиться.
 
Человека в тюрьму садят тогда, когда он совершил преступление, но там и то лучше. А какое преступление совершили эти животные? Никакого. На каком основании человек хватает животных, садит их в клетки и возит из города в город себе на забаву и денег ради. Есть возможность животное вблизи рассмотреть, в познавательных целях, так сказать.
 Что познаём? Чему детей учим? Издевательству над животными? А сами в клетку хотим?

С тех пор я не хожу в зверинцы, в зоопарки, в цирк с животными.

 Впрочем, в прошлом году посетила выставку тропических бабочек. Их тоже возят туда-сюда, нам показывают, деньги на них зарабатывают. Душное помещение. Бабочки очень красивые, крупные, разные. Кругом разложены, развешаны дольки цитрусовых, это их питание. Вот бабочки и порхают туда-сюда, нектар пьют.

 Словно поймав мои мысли, словно оправдываясь, парень, хозяин-барин этого бизнеса, сказал: " Они долго не живут".

 Да, бабочки живут несколько часов, или дней, или недель в зависимости от вида. Вот создал же их Господь, чтобы они летали, вносили свой маленький вклад в экосистему Земли, украшали собою мир, приносили радость любования ими. А эти. Эти лишены возможности прожить свою коротенькую, но счастливую, настоящую жизнь, полетать на просторе, увидеть живые цветы, порадоваться солнышку.

 Я очень люблю бабочек в природе, созерцаю, тихонечко подкрадываюсь с фотоаппаратом, чтобы заснять прекрасное мгновенье, мысленно умоляю, чтобы не спешили улетать. А среди них есть такие доверчивые. Садятся на руку, дают себя разглядеть, словно говорят, знаю, не обидишь. Ну конечно, крошка моя, как я могу тебя обидеть?

 Я за такое общение с природой. Пусть все звери, птицы, насекомые живут той жизнью, какой им определено природой.

 Человек, не надо быть царём природы, надо быть просто человеком.