СЕПТУАГИНТА или ВУЛЬГАТА?
История открыла, а учёный мир принял два варианта библейской хронологии: по Септуагинте (перевод Семидесяти) и перевод блаженного Иеронима (латинская Библия). Первый, как известно, на полтысячи лет ближе к оригиналу - к ТАНАХ (еврейскому Ветхому Завету).
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Мы знаем: по Септуагинте Адам стал отцом третьему своему сыну Сифу в 230 лет, а по переводу Иеронима — в 130 лет (странное дело, но латинская датировка внедрилась и в Синодальный перевод Библии).
Так какой из переводов истинен?
2. Ной... И Авраам... Если построить диаграмму опираясь на латинский текст Библии, станет очевидным, что Ной жил долго и умер, когда его потомку Аврааму (это через десять(!) поколений) было около 60-ти лет. Этот факт мне не внушает доверия. Септуагинта же не имеет этой хронологической погрешности.
3. Потоп... И Авраам... Если исходить из датировки по переводу Семидесяти — время рождения Авраама отдалено от времени Потопа 1072 годами. По Иерониму - 292 годами.
Так какой же из переводов в большей степени внушает доверие?
Я ПОСТАРАЛСЯ НАЙТИ ОТВЕТ
Индикатором в построении хронологии, способной к адаптации к современному летосчислению служит указание на года жизни отца Авраама Фарры.
Предлагаю открыть Библию. Отец Авраама прожил 205 лет. Это по латинской Библии.
По Септуагинте же 205 лет жизни Фарры - это года не всей его жизни, а года жизни в Харране на пути в Ханаан.
Ну, и?.. Так латинская Библия или перевод Семидесяти - истина?
Почему же я верю переводу Семидесяти.
Очень не хотел бы навязывать готовое решение. Надеюсь, что читатель и сам способен найти ответ. Попробуйте!.. Однако замечу, что Библия откроется только тому и только тогда, когда будут найдены ответы на вопросы:
Первый вопрос. Кто из сыновей Фарры родился в год его 70-ти летия: Аврам, Аран или Нахор?
Второй вопрос. Указанные в Библии 205 лет жизни Фарры - это года всей его жизни или года жизни в Харране?
Карандаш и лист бумаги вполне могут помочь в этой "арифметике".
Итак, у Фарры было три сына. Третий сын родился в год его 70-летия. И каждый видит, глядя на диаграмму, что Фарра умер значительно позднее, чем исполнилось 75 лет Авраму (тут Иероним и Септуагинты солидарны).
Но как такое может быть, если это прямо противоречит тому, о чём повествует Библия: Авраам покинул Харран, только после того, как похоронил отца.
Может ли быть такая «накладка» во времени?
(Кстати... Если вы чертили схему, что у Вас получилось?)
А ничего не получилось! Если рисовать схему следуя библейской датировке буквально - без учёта системы исчисления лет в исследуемый период, исследователь Библии попадает в числовую ловушку.
Но огорчаться не стоит вам. Даже столпы богословия пожимали крутыми плечами в растерянности, печально говоря об очередном "самом трудном месте Библии для комментария".
Но ситуация вдруг проясняется, если взять за основу перевод Семидесяти, в соответствии с которым 205 лет — это, разумеется, не года всей жизни Фарры, а года его жизни в Харране. И, что самое главное, не забыть о системе подсчёта лет, принятой сразу же после Великого потопа, начиная от Сима, а именно:
года жизни стали исчисляться по современному "солнечному" календарю, но не по полному кругу движения Солнца, а от верхней до нижней точки солнцестояния, т.е. год равен 180 суткам.
И вот - как результат - приходит понимание: третьим сыном Фарры был именно Аврам. Это первое.
Второе что станет очевидным: Фарра покинул Ур, двинувшись по направлению к Харрану, будучи 55-летним.
Третье. По прибытию в Харран, караван отца и младшего своего брата - Авраама встречал Нахор — второй сын Фарры.
Четвёртое. Семнадцать лет (да, да! именно семнадцать!)лет Фарра прожил в доме своего сына Нахора — своего наследника.
(Надеюсь, понятна причина, по которой Нахор (второй сын) отделился от рода отца, переселившись в Харран? Ведь тогда ещё был жив наследник Фарры - старший из братьев - Аран, умерший, как известно, в Уре Халдейском).
А ещё становится очевидным из хронологии принятой по Септуагинте, что отец Авраама Фарра умер, прожив 72 года (а не 205 лет).
Вот такой получается «детективный» сюжет, если вдруг подобрать ключ к загадочной календарной коллизии: "ста лет Симу при рождении у него сына Арфаксада через два года после Потопа".
Не открыв этот замок, библейская хронология останется наполнена «нестыковками», «неточностями» и «ошибками». А Библия,увы, останется для всех сборником мифов и сказок, чего Слово Божье, убеждён, не заслуживает.