Листок

Хелена Руэлли
С  глубоким  сожалением  смотрю,  как  мастеровитого  вида  дядьки  из  «Зеленстроя»  косят  последнюю  осеннюю  траву  на  скудных  городских  газонах.  Хорошо  лишь  одно  –  запах  свежескошенной  зелени  немного  перекрывает  удушливое  амбре  проснувшегося  мегаполиса. 

Ясное  утро  позднего  сентября.  Деревья  стоят  в  призрачной  дымке  ночного  тумана.  Совсем  незаметно  листья  сменили  цвет.  Вот  рдеет  клен,  золотится  береза…. 

На  каштанах  вдоль  дороги  вообще  листья  скрутились  в  нечто,  напоминающее  вонючую  ароматизированную  сигару.  Так  и  застыли  разлапистые  деревья,  будто  многорукие,  многопалые  курильщики  на  лестничной  клетке  высотного  дома.  Время  от  времени  роняют  они  один-другой  колючий  плод.  Эти  плоды  лениво  срываются  с  веток  и  тяжко  падают  на  асфальт,  будто  плевок.

Дует  осенний  ветерок,  и  прохожие  начинают  судорожно  кутаться  в  свои  трепыхающиеся  куртки  и  плащи.  Это  же  дуновение  обдирает  несколько  деревьев.  Асфальт  устелен  золотыми  березовыми  кружочками.  Я  ступаю  по  ним,  словно  по  монетам,  а  березы  жалобно  шепчутся  над  моей  головой.

Молодой  дуб-богатырь,  как  и  полагается  таковым,  стоит  на  страже  ушедшего  лета.  Да,  сбивает  проказливый  ветер  с  него  желуди,  но  зато  листья  почти  все  зеленые,  за  ветки  держатся  крепко.  До  весны,  до  новых  листьев  он  собирается  так  простоять.  Только  убор  его  из  зеленого  станет  медным.

Вдруг  –  что  это?  –  что-то  падает  прямо  мне  на  плечо.  И  при  этом  нахально  шуршит  над  ухом.  Собираюсь  смахнуть  ЭТО  рукой  и  обнаруживаю,  что  мне  на  плечо  приземлился  маленький  дубовый  листок.  И  краешки-то  у  него  загнуты  совсем  как  лапки.  Как  это  его  угораздило  сорваться  с  дерева?  Маленький  он,  наверное,  слабенький  уродился,  вон  как  пожелтел  весь  раньше  срока.  А  может,  он  не  хотел  падать  под  ноги  равнодушному  офисному  стаду,  цеплялся  из  последних  сил  за  ветку,  ждал,  пока  пройду  именно  я,  знал,  что  я  уж  его  не  брошу?

Сегодня  листок  идет  со  мной  на  работу.  Он  тихонько  шуршит  на  моем  столе,  периодически  плавно  спрыгивая  вниз,  на  пол,  и  приземляясь  прямо  мне  на  туфли.  Боится,  наверное,  не  привык  он  к  такой  обстановке,  вот  и  жмется  к  ногам.  Ничего,  потерпи,  малыш,  скоро  принесу  тебя  домой.

За  день  ветер  возмужал,  почувствовал  свою  силу,  разгулялся  среди  ослабевших  деревьев.  Ох,  сколько  листьев  бессильно  падало,  умирая,  наземь!  Ой!  Больно  же!  Об-наглевший  ветер  швыряет  прямо  мне  на  голову  увесистый  каштан.  Не  поднимается  рука  выбросить  это  колючее  подобие  ежика.  Ладно,  отправляйся  ко  мне  в  карман,  идем  домой. 

Так  дома  у  меня  поселяются  Листок  и  Каштанчик.  Они,  как  мне  кажется,  чувствуют  себя  совсем  неплохо,  не  ссорятся,  не  толкаются,  мне  не  мешают.

Вот  только  –  странное  дело!  –  теперь  каждое  утро  за  мной  стал  увязываться  листок  с  какого-нибудь  дерева.  То  осыплет  меня  березовыми  золотинками,  то  клюнет  в  локоть  длинный  ивовый  лист,  то  погладит  по  щеке  пятипалая  кленовая  ладошка.  Всех  их  я  забираю  с  собой.  Мои  первые  жильцы  не  бунтуют,  а  по  праву  старших  указывают  новичкам  их  место.  А  места  всем  хватает.

«Носики»  с  клена  и  ясеня  я  тоже  прихватываю  с  собой.  Чего  вам  тут  валяться,  ожидая  то  ли  дождя,  то  ли  дворников  с  мешками! 

Конечно,  всех  желающих  забрать  к  себе  я  не  смогу.  У  них  другая  судьба:  их  сгребут  граблями  в  огромные  пластиковые  мешки  и  отправят  на  ежегодное  аутодафе.  Им  гореть  рыжим  осенним  пламенем,  взлетать  серым  дымом  в  небеса….  Разлетятся  угли  и  зола,  дворники  вытрут  пот  со  лба  грязными  рукавицами:  «Дело  сделано»….

Мне  не  дано  этого  изменить. 

Позже,  зимой,  когда  день,  так  и  не  проснувшись,  угасает  в  черно-сером  город-ском  снегу,  я  открою  дверь  того  домика,  что  построила  для  своих  питомцев.  Они  лежат  между  страницами  книги,  лежат  смирно  и  видят  сладкие  сны  о  минувшем.  О  минувшем  –  потому  что  будущего,  кроме  как  лежать  здесь,  у  них  нет. 

Они  здесь,  все  здесь,  хрустящие  и  хрупкие,  как  воспоминания.  Я  осторожно  возьму  за  черешок  мои  листочки  и  буду  подносить  их  к  лицу  один  за  другим.  Они  пахнут  как-то  по-особенному.  Это  неповторимый  запах  ранней  осени.  И  я  вспомню,  как  в  дымке  сентябрьского  утра  деревья  роняли  свои  листья,  как  слезы,  мне  на  плечи.