Нефритовое ожерелье 45. Военный совет

Андрей Воин
Картинка с сайта voenn.claw.ru

 
Глава 45. Военный совет

Настал первый день разлива великого Нила, когда его воды достигли первого порога. Божественный Ра в образе Солнца медленно поднимался над восточными горами, оглядывая зеленеющую долину. Уровень воды в реке быстро повышался. Поверхность воды бурлила и пенилась, приобретая оливково-коричневый, а потом коричнево-бурый оттенок из-за частичек ила, которые приносили с собой воды Голубого Нила.
Мутные воды реки огибали острова Па-иу-рек, Сетет и другие, постепенно затапливая их. Остров Абу, расположенный последним по течению Хапи в районе первого порога, гордо возвышался среди вспененных потоков бурой воды.

Часовой, дежуривший на сторожевой вышке крепости Абу, зорко всматривался вдаль. Вдруг он различил маленький силуэт лодки, приближающийся к острову. На первый взгляд это была обычная тростниковая лодка малого размера, похожая на сотни других таких же средств передвижения, беспрерывно снующих на север и на юг по водам великого Нила.
Но у данной лодки была одна отличительная особенность, а именно, длинный развивающийся на ветру красный флаг, привязанный к верхушке мачты.
Часовой наклонился над деревянным бортом вышки и зычно крикнул стражнику, дежурившему внизу, на стене крепости:
- Передай по цепочке: едут гонцы со Священной Горы.
Страж кивнул головой в знак согласия, прошёл десяток шагов к внутренней стороне стены, перегнулся через защитный бруствер и в свою очередь передал информацию воину, стоящему во внутреннем дворе крепости.
Когда лодка с красным флагом причалила к пристани острова Абу её уже ждал Еврипил и четверо стражей. Еврипил проводил трёх жрецов-отшельников к Алексиппу, а стражи донесли нехитрые пожитки гонцов.

***

В комнату жрицы вбежал мальчик в схенти с вышитыми по подолу иероглифами храма бога Хора.
- Привет, Тефи! – с порога радостно выпалил он. – Да будет божественный Хор всегда защищать тебя на поле брани!
- Привет, Зор! – с удивлением воскликнула жрица. – А ты как здесь оказался?
- Мой отец и два старших брата в составе первой сотни воинов-жрецов нашего храма прибыли на войну с флотом Та-Сети. Нами будет командовать уважаемый Сау Бусирис, – обстоятельно рассказывал юноша. – А я напросился с ними. Теперь я состою на службе у начальника крепости Алексиппа, посыльным, – важно закончил он.
- Рада за тебя, – улыбнулась Тефи. – А вдруг начнётся ужасная кровопролитная война? – нарочито преувеличенным страшным голосом спросила жрица. – Не страшно?
- Нет, не страшно, – улыбнулся Зор. – Интересно!
- Ну, тогда молодец, – ободряюще произнесла жрица.
- Ой, совсем забыл! – встрепенулся мальчик. – Тебя и других жрецов храма Хора начальник Алексипп вызывает на военный совет, который состоится в зале совещаний через четверть часа. Хотя уже, наверное, раньше, – поправил себя Зор. – Ну что? Я побегу предупредить остальных?
- Беги, беги, – улыбнулась жрица.
Радостный посыльный умчался.

Тефия прислушалась – в соседнем зале жрецы продолжали петь гимн божественному Хапи:

О, творец света, приходящий из темноты,
Вскармливающий стада.
Могущественный образ всего.
Никто не может жить без него.
Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях.
Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно,
Спустившись с небес*...

Жрица прошла внутрь комнаты и опустилась на колени перед клеткой, стоящей у стены.
- Как же мне тебя назвать? – обратилась она к белочке.
Та, казалось, пыталась понять о чём её спрашивают. Она опустилась на задние лапки и замерла, всматриваясь бусинками зрачков в улыбающееся лицо жрицы.
- Ладно, имя я тебе придумаю, а пока нужно немного подкрепиться, – с нежностью вымолвила Тефи.
Она развязала один из холщовых мешочков и насыпала в клетку горсть очищенных грецких орехов.
- Не скучай без меня! – с этими словами жрица встала, поправила боевой схенти и бинты, прикрывающие грудь, и вышла из комнаты.

***

Когда Тефия вошла в просторную комнату, именуемую «залом совещаний», почти все были в сборе. Лучи Солнца, проникающие через горизонтальные окна под потолком, освещали несколько тростниковых столов, выстроенных в одну линию, вокруг которых сидели военачальники и кормчие крепости Абу, а также группа Клития в полном составе. Не хватало только начальника крепости Алексиппа и старшего начальника отрядов Варсутина.
Не прошло и минуты как вышеозначенные персоны вошли в зал. Алексипп обошёл собравшихся и опустился на тростниковый табурет с торца стола. Перед собой он положил длинный свиток папируса:
- Варсутин, помоги, – произнёс он, разворачивая свиток.
Когда они совместными усилиями разложили папирус и придавили его по углам камнями перед взором присутствующих предстала карта крепости Абу и прилегающей местности, с нанесёнными на ней оборонительными сооружениями и дислокацией гарнизонов.

- Дорогие соратники! – начал Алексипп. – По последним сведениям, доставленным жрецами Священной Горы, нубийский флот приближается к первому порогу божественного Хапи. Им осталось идти несколько часов, – начальник крепости выдержал паузу. – Есть вероятность того, что они сходу начнут форсировать порог. Но воды великого Хапи поднялись над порогом только на шесть локтей*. Этого может оказаться недостаточно для прохождения больших деревянных судов.
Для противника было бы разумнее подождать до восхода божественного Ра, тогда вода должна будет подняться ещё на три-четыре локтя. Но мы обязаны быть готовыми к любому развитию событий, – Алексипп обвёл тяжёлым взглядом военачальников. – Наш передовой отряд на острове Сетет подаст нам условный сигнал в случае начала перехода противника через воды порога. Какие будут предложения? – Алексипп опёрся мощными руками о край стола.
Варсутин поднял правую руку, защищённую накладкой из толстой кожи.
- Говори, – разрешил Алексипп.
- Если нубийский флот остановится на ночь перед порогом можно атаковать его малыми силами, и с помощью огненных стрел сжечь столько лодок и кораблей сколько сможем. В этой вылазке нам может помочь Ур Хеку Клитий и жрецы храма Хора.
Клитий поднял руку. Алексипп кивнул ему головой.

- Начальник Варсутин выдвинул смелое предложение, но оно имеет ряд недостатков, – молвил Клитий. – Если мы выдвинемся малыми силами, скажем пятью десятками лодок, и навяжем противнику встречный бой, это конечно принесёт свои плоды.
Мы в какой-то степени нанесём противнику урон, но и сами потеряем много лодок, учитывая тот факт, что грести против течения в бурлящих водах порога, чтобы быстрее приблизится к возможно ожидающему нас противнику, не лучший вариант. К тому же нашим раненым воинам, оказавшимся в воде, тяжело будет выплыть назад, к острову Сетет, в беспокойных водах реки.
Кстати, за ранеными нужно будет послать ещё пару десятков лодок. А если противник предпримет контратаку мы можем потерять и эти лодки.
Если же мы нападём значительными силами, то в затянувшемся бою рискуем потерять большое количество лодок и остаться без резерва, необходимого для успешного выполнения плана обороны, – жрец выдержал паузу. – Так что предлагаю не нападать на противника, а ограничится выполнением нашего плана. Да хранит всех нас божественный Осирис.
В зале совещания повисло тягостное молчание. Все обдумывали слова Клития.
- Ну что же, – через некоторое время произнёс Алексипп, – если других предложений нет предлагаю остановиться на плане обороны, если конечно не будет изменений обстановки, – уточнил он. – Все знают свои места и обязанности в соответствии с планом. Прошу разойтись по боевым отрядам.


* Спустившись с небес* – отрывок из древнего гимна ежегодного разлива Нила.
* шесть локтей – приблизительно 2,7 метра.