Легенда. Новелла

Николай Пахомов
Село Жигаево – одно из многих сёл нашей области, находящееся в Конышевском районе. Сейчас оно, как и другие населённые пункты края, в связи с отрицательными демографическими процессами, к сожалению, переживает не самые лучшие времена: сократилось не только население, количество домов и подворий, но и сама территория села. Сжалась, съежилась, как шагреневая кожа. А в начале 60-х годов прошлого 20-го века оно было большим и многолюдным, раскинувшимся на добрый десяток километров вдоль русла речки с одноимённым названием (Жигаевка), по обоим ее берегам. Сколько населения было в то время в Жигаево, сказать не берусь, как-то не задавался такой проблемой. Но то, что в нём было три начальных школы, а во всех старших классах по два параллельных класса – это факт. Вот и судите о населении села Жигаево того, на мой взгляд, золотого времени.
В 1967 году в Жигаевскую (в те годы ещё восьмилетнюю) школу прибыла новая учительница истории Тихачёва В.Ф., выпускница исторического факультета Курского педагогического института, полная сил и энергии. Увлечённая историей Курского края, она не раз участвовавшая в археологических экспедициях вместе с выдающимся педагогом и археологом Ю.А. Липкингом. Находясь под обаянием его рассказов и книг о древности края, она задумала воссоздать историю нашего села. И первым делом дала задание всем ученикам собрать через старожилов интересные факты из его «биографии». И вот тогда, я – её ученик, пытаясь выполнить задание преподавателя, стал донимать соседских стариков и старух всевозможными вопросами о прошлой жизни села. Многие отмахивались: мол, и без тебя забот, что чужой огород – всего с лихвой хватает. Однако не все. Нашлись и такие, кто вполне серьезно отнесся к моему «домашнему заданию».
Благодаря им, мне довелось услышать легенду о возникновении названия села Жигаево и одного из его окраинных мест, называемого в обиходе Погибелкой. Насколько эта легенда основана на фактических событиях, судить трудно, поэтому передам её такой, какой когда-то услышал сам.
В стародавние времена, когда на тех местах, где сейчас находится село, было всего лишь небольшое поселение, которое и названия-то не имело, жил один бедный дворянин, чьего имени уже никто и не помнит, да десятка полтора его крепостных мужиков со своими семьями: бабами да ребятишками. Был дворянин небогат, зато имел красавицу жену. И любил её больше своей жизни. В окрестностях же того безымянного поселения были дремучие леса, перемежающиеся с топями да болотами. Это сейчас вокруг села, куда ни бросишь взгляд, до самого горизонта всё поля да поля, паханые и перепаханные, сгладившие курганы высокие да овраги глубокие. Лесочки же лишь кое-где у самого окоема малыми островочками чернеют… А тогда были леса непроходимые да топи непролазные, через которые и пролегала одна единственная тропка-дороженька, ведущая в сторону Льгова-городка, так как нашего райцентра, Коныщевки-то, и в помине не было. По этой тропке-дорожке время от времени лишь малочисленные всадники проскакивали да иногда, в сезонную пору, купеческие обозы, поскрипывая колёсами на колдобинах, передвигались: иного-то пути ведь не было.
Вот в этих лесах дремучих да непроходимых и завёлся как-то разбойничек по прозвищу Жиган. Какого он роду-племени, сын чьих отца-матери – то неведомо. Правда, старички поговаривали, что был он побратимушкой знаменитому атаману Кудеяру, орудовавшему на Курщине в те незапамятные времена. Но поссорился с ним из-за раздела награбленного злата-серебра да и ушёл в наши края заниматься прежним промыслом. Поселился же он недалече от того местечка, что ныне Погибелкой зовут, с такими же забубёнными головушками, не к вечеру будь они вспомянуты. Это сейчас Погибелка лощина лощиной, непроходима лишь в весеннюю распутицу: в снегах, набрякших водой, ни конному не проехать, ни пешему не пройти. А в те стародавние времена она и в вёдро была местом тёмным да пагубным, не говоря уже о ненастной поре, когда превращалась в исчадие адово.
Вот и стал жить в наших местах атаман Жиган да разбойничать –  то коня у крестьян уведёт, то коровушку; поросёнком, барашком тоже не брезговал. Ведь другого добра, злата-серебра, они, крестьяне-то, и не имели. Не пропускал он и купеческих обозов, обдирая гостей торговых, как медведь липку. Хорошо, коли самих купчиков с их дворовыми по-живу, по-здорову отпустит, а то хрясть кистенем по темечку молодца – да и в топь болотную. А там и поминай, как звали…  Но усадебку дворянина не трогал. А всё потому, что влюбился он в красу-боярыню, жёнку дворянскую… то ли случай свёл полюбовничков, то ли сам лукавый тут постарался-позабавился, но было так, как было: сошлись да позналися. Дворянин же, влюбленный в жёнушку-красавицу, как тетерев во время весеннего тока, был слеп и глух, ни о чём не догадывался (да и то верно: муж завсегда узнаёт последним о проделках своей супружницы). Он полагал, что разбойничек его побаивается, как человека благородных кровей, потому, мол, и опасается на его добро зариться.
Между тем недобрая слава о разбойнике Жигане докатилась до разных приказных мест, и местечко то, где орудовал Жиган, для прочей ясности и удобства стало именоваться жиганским, а потом на бумагах, по-видимому, после ошибок писцов – жигаевским. Да так и закрепилось за этим местом-то новое название.
Однажды же, то ли в летнюю, то ли в осеннюю пору, то ли из Курска, то ли ещё из какого-то волостного города, но прибыла в наши края команда служилых людей во главе с воинским начальником, чтобы Жигана с его бандой изловить да к царю на суд-расправу и отправить. И надо же было тому случиться, что остановились служивые на ночь в усадьбе дворянина (да и где же им было ещё останавливаться – не в крестьянских же халупах да овинах). За угощением воинского начальника жёнка дворянина и проведала, что нависла зла беда над её возлюбленным, и решила она, что жива не будет, но милого предупредит. Только не догадывалась длинноволосая (у баб волос долог, да ум короток), что воинский начальник уже что-то слышал про её шашни с разбойничком или же догадывался, поэтому специально и «проболтался» за хлебосольным столом о том, что на утренней зорьке и пойдут вязать шустрых молодцев. А сделал он это для того, чтобы, проследив за «доброхотом» татей, легче было стан разбойный обнаружить да и повязать всех разом, а не плутать в «потёмках» по незнакомому лесу. На это и его служивые были надоумлены (видно, не впервые им подобное делать приходилось). Им было приказано тайно следить за всеми отъезжающими или уходящими со дворянского двора.
Вот угостив при свечах да факелах (ведь ни электричества, ни даже ламп керосиновых в то время не было) служивых, засобиралась жёнка дворянина к себе в опочивальню, даже зевнула несколько раз для отвода глаз, чтобы её больше за столом не задерживали. Она-то зевнула, но воинский начальник-то не дремал, не зевал. Скумекав, что к чему, он тайком подмигнул своему помощнику, чтобы тот с ушлой бабы глаз не спускал. Только один хозяин, дворянин то есть, ни сном ни духом ни о чём не ведал, да чарку за чаркой медовуху в свою утробу опорожнивал, почти не закусывая, хотя стол, не в пример крестьянским, ломился от всякой вкусной снеди. Впрочем, какой русский мужик, будь он хоть родовитым боярином, хоть самым захудалым крестьянином, закусывает?.. Разве что рукавом рубахи…
Жёнка шмыг за ворота усадьбы (даже лошадку седлать не стала, чтобы не было лишней мороки – дорожка-то известная), служивые, таясь – за ней. Вскорости к ним и их начальник присоединился, оставив захмелевшего хозяина дремать за столом.
Долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Под утро уже привела простодушная баба служивых к разбойничьему стану. И не успела она разбуженному атаману о беде-опасности сказать-предупредить, как наскочили коршунами служивые, стали сонных станичничков вязать, стали в полон их брать. А тех, кто пытался сопротивляться, казнили на месте безжалостно – такой уж приказ им сверху был дан.
«Это так ты, змея подколодная, за мою любовь и ласку отплатила?! – вскричал страшным голосом ничего не понявший спросонья атаман Жиган. – Так умри же, подлая! Проклинаю тебя!»  И вонзил в сердце боярышни, не успевшей и слово вымолвить в своё оправдание, засапожный нож, с которым никогда не расставался, а затем схватил подвернувшуюся под руку дубину да и кинулся в самую гущу служивых, так как не хотел сдаваться живым. А, может, надеялся, что ещё удастся вырваться из окружения на волюшку. Свалил своей страшной дубиной атаман нескольких служивых, даже их начальника покалечил малость, но обмануть судьбу на этот раз ему было уже не суждено. Смертельно раненого повесили его по приказу старшого на одном из деревьев в окрестности того же самого гиблого места, где он сам производил расправу над попадающими в его руки бедолагами-купцами.
Так погибла изменившая мужу и не спасшая своего полюбовника баба-дворянка, оставшаяся безымянной, так был казнен атаман разбойничков Жиган. Но мало того, наложил на себя руки и обесчещенный дворянин, узнавший о гибели неверной супруги, которую он любил, как говорилось выше, больше жизни своей.
Селение же, в котором, благодаря случаю, хоть и ненадолго, но без владельца-хозяина стали жить одни мужики, осталось, даже со временем разрослось. И за ним, а также за небольшой речкой, притоком Свапы, уже навсегда утвердилось название Жигаевки, то есть места, где когда-то разбойничал атаман Жиган. Позднее это поселение, получив по наличию в нём церкви статус села, стало именоваться уже Жигаево, а место, где погибли Жиган и его любовница, а также множество невинно убиенных Жиганом людей, стало называться Гиблым местом, а потом, для краткости, Погибелкой. При этом даже в совсем недавние времена, когда вокруг уже и лесов не стало, и окрестные топи да болота давно пересохли да в пашни превратились, в этом проклятом месте чуть ли не ежегодно гибли люди, и дурная слава его дожила до наших времён. Даже в ясный летний день в этой глубокой лощине, от которой до села-то всего с пяток километров, всегда бывает как-то не по себе любому одинокому путнику. А уж если доведётся там идти женщинам, то даже самые отъявленные атеистки мелко крестятся да спешно шепчут про себя обрывки полузабытых молитв или же плюются через левое плечо да повторяют как заезженные патефонные пластинки: «Чур, меня, чур!» – заручаются незримой поддержкой своих давно умерших предков-щуров.
Эта легенда, возможно, и не совсем в таком виде, но была пересказана мной сначала отцу, работавшему начальником отделения связи, человеку начитанному, интересовавшемуся как литературой, так и историей Отечества и даже время от времени печатавшему свои стихи и заметки в районной газете «Знамя колхозника»; человеку, уважаемому не только в семье, но и односельчанами. Отец выслушал все без ироничной или снисходительной улыбки, чем часто грешат взрослые по отношению к детям, после чего сказал, что он также не раз слышал эту легенду. А затем вполне серьёзно поделился своими сомнениями по поводу имени разбойника – Жиган, пояснив, что такое слово – это продукт более позднего периода социального развития русского общества, когда наше село, по-видимому, стояло уже не один век. Однако тут же добавил, что и в легенде есть доля истины, так как слово «жиган» или, по его мнению, «жигай», что более вероятно, производные от старинных русских слов «выжига», «прожжённый», которыми называли клеймённых ещё с допетровских времён людей. А в более поздний период – некоторых представителей социальных групп, то ли связанных с криминалом, то ли просто опытных, немало повидавших на своём жизненном пути. Кроме всего прочего, рядом с Жигаево есть и деревенька с названием Узник, довольно явственно говорящим о не совсем радостном прошлом края.
 Услышанная от пожилых односельчан легенда с комментариями к ней моего родителя была передана молодому преподавателю истории, однако вошла ли она в анналы истории села Жигаево, да и была ли написана сама эта история, к сожалению, я не знаю. В те годы среди школьников как-то было не принято задавать лишние вопросы своим учителям, а затем пришло время покинуть село для дальнейшего обучения в городе. По крайней мере, в той литературе о топонимике края, которую мне удалось прочесть, о Жигаево говорится лишь то, что есть Верхнее Жигаево, Среднее и Нижнее, но само понятие слова Жигаево филологами не раскрывается. А теперь и спросить уже некого: нет более среди живых ни соседских стариков и старух, ни моего родителя, ни бывшей учительницы истории. Если бы я их не знал, не любил и не помнил, то и их жизнь можно было бы посчитать за легенду.
Как ни грустно это осознавать, но нет уже и деревеньки с названием Узник – в середине 90-х была переименована в Рассвет. Только рассвет для нее так и не наступил – вымерла почти под корень. Не лучше обстоит дело и с родным Жигаевом – более полусотни опустевших домов взирают на мир черной пустотой окон-глазниц. Перечеркнуты они крест на крест  досками-горбылями, спешно и небрежно прибитыми их прежними обитателями. Разъехались по городам жигаевцы, поставив жирные кресты на отчих домах и, лишившись корней, тихонько прозябают в каменных джунглях. А те, кто еще остался на родных огнищах, те, лишившись ветвей и кроны – детей и внуков, тоже не шибко веселы в осиротелых, забывших детский крик домах. И все чаще поглядывают за околицу, туда, где все ширятся и ширятся два сельских кладбища. И не станет ли само Жигаево, обескровленное людьми и временем, уныло глядящее на белый свет чернотой покосившихся заброшенных хатенок, перекрестьями заколоченных досками окон и дверей, щербатыми оскалами ферм, тракторных стоянок, автомобильных гаражей,  как и Узник, со временем легендой?..