Крутой маршрут, Современник рецензия

Елена Разгон-Скорнякова
Гуляя по Чистым прудам, мы случайно попали на Крутой маршрут - спектакль театра Современник. Я не знала, куда я попала. Поднялся занавес. Тюремная решётка. Женщина. 37 год, когда одна половина страны сидит, другая охраняет. Тюрьма в искусстве и СМИ – тяжёлая тема, я стараюсь в неё не погружаться. Но тут захватило. В конце спектакля зал рукоплескал стоя. Моя спутница прослезилась.
В первом действии спектакля всплыло узнавание. Я когда-то знала этот сюжет. В конце снимут Ежова, и женщины будут радоваться приходу Берии, у него такое интеллигентное лицо! В 80-е годы мы выписывали журналы Юность и Огонёк, но кроме радости от назначения Берии и его пенсне не запомнилось характеров и сюжетных линий. Сейчас узнавание происходило на более глубоком уровне, на нескольких уровнях сразу. Через четверть века изменилось восприятие, жизненный опыт, ценности и отношение к жизни. Волшебство зрительного зала создало объёмное и многомерное восприятие. Сплав прошлого,  настоящего и будущего. Объединение меня, игры и личности артистов, зрителей, создателей действия, взаимодействие истории и реальности. Всё, к чему я шла всю жизнь, искала и пыталась понять в себе и других, отразилось в этом спектакле. Чувство собственного достоинства, женственность и семья, личность и система.
Несколько женских камер. Меняющиеся и повторяющиеся лица. Женские судьбы, в которых отразилось время. Вечный выбор между уважением себя и компромиссом. Это было страшное время выбора. Кто ни с нами, тот против нас. Кто не похож на общую массу, тот против нас.  Кто чем-то отличается от других, тот опасен. Кто оказался рядом, тот может быть опасен. Любой  можно было назвать врагом, чтобы оставшиеся боялись системы, друг друга и самого себя. Чтобы каждый человек боялся, стал врагом самому себе, изжил в себе всё человеческое. Быть частью системы – иллюзия защиты и безопасности. Рядовые люди должны считать эту иллюзию неоспоримой истиной, жить и мыслить по правилам системы.
В камеру попадали женщины из различных социальных слоёв, которые в жизни, скорее всего, никогда бы не встретились.  Попадали старые знакомые, бывшие друзья и бывшие противники. Действие равно противодействию. Одни и те же действия и условия могут сломать человека, а могут сделать его сильнее. В экстремальных условиях проявляется то, что находится за гранью, скрытые возможности, страхи и ограничения. Раскрытие души и подсознания. Величие или подлость.
Предательство себя проявляется в мелочах и выливается в глобальные вопросы. Часто это выбор между жизнью и смертью. Своей или чужой. Пойти на компромисс. Согласиться. Подписать. Или остаться собой наперекор законам системы. То, что мы делаем для других, мы делаем для себя. Или против себя. Каждую минуту и каждую секунду. Каждое маленькое плохо для другого оборачивается большим Плохо для себя. Человек растёт, когда начинает относиться к другим лучше, чем они относятся к нему. Жизнь всё расставляет по местам. Око за Око в Библии можно трактовать как месть. А можно наоборот. Сам получишь то, что даешь другим. Утверждение грубой силой – это проявление слабости. Система действует грубыми методами, чтобы удержаться любой ценой. Ей нечего предложить людям. Провозглашённая свобода оказывается очередным мифом. Свобода от чего? От Бога, от счастья и гармонии, от интересов себя и своей семьи, своих близких. Хуже всего приходится самым слабым – старикам, женщинам и детям.
Я не узнала Марину Неёлову в исполнительнице главной роли Жени. После внеплановой покупки билета на программку денег не хватило, а предстояло ещё добираться домой. Сидели мы высоко, кто был кто, поняла только зайдя на сайт Современника. Сначала расстроилась – не узнать саму Марину Неёлову! Красавицу-принцессу из детских воспоминаний с трагической линией рта. Потом поняла – это хорошо. Настолько достоверным оказался образ, настолько точной и тонкой была игра! На форуме кто-то не согласился с расхождением в возрасте актрисы и героини. Я не заметила возраста. Неёлова играла Женщину, внезапно попавшую в мясорубку сталинских репрессий, выкинутую из привычной жизни в тюремную среду. Женщина в любом возрасте и в любой ситуации остаётся женщиной, если понимает это, принимает свою сущность. Растерянность, непонимание ситуации сначала. Давление следователя – подпиши! Тюремщику кажется, что ещё немного, и эта рафинированная интеллигентка подпишет всё, что угодно. Попытка объяснить следователю, что всё не так, это ошибка. Постепенное понимание того, что происходит. Переживание за мужа и детей.
– Подпиши, это формальность! Они против тебя всё подписали!
- Нет, - тихим и твёрдым голосом. Растущее самосознание и чувство человеческого достоинства.
Пять дней непрерывного допроса без сна и еды.
- Нет.
Она уже поняла ситуацию, поняла правила игры и переиграла своих тюремщиков. Молодая женщина, сильная своей слабостью. Тюремщик ставит перед ней тарелку с едой.
- Хоть поешь.
Она смотрит на еду, собирается с силами и заплетающимся языком с трудом произносит:
- Я не голодна.
Они одни. Если она примет еду из рук следователя, никто не узнает. Смогла бы я так? Всего лишь еда. Она ни к чему не обязывает. Не знаю. Не уверена.
Лию Ахеджакову я узнала в Зине по голосу. Все женские судьбы и образы были созданы очень точно. Но в Зине обратила внимание на появление татарского акцента после помешательства – щ вместо ш, мужской род вместо женского.
Получает тот, кто отдаёт. Русские Женщины, не потерявшие своего достоинства в нечеловеческих условиях, делились своей пайкой с подругами, помогали слабым. Выживал, кто умел поддерживать, кто делился с другим. Ужасным было неведение. Отсутствие информации. Неизвестность о судьбе родных и близких, обо всех событиях на воле. Нечеловеческие условия – теснота, невозможность вымыться, открыть форточку. Чтобы выжить, надо было это принять самому и помочь принять другим. Они смогли стать сильнее, остаться женщинами, выжить и рассказать нам.
- Мы не номера, мы Женщины!
Спектакль стирает грани между нами и ними, между игрой актёров и реальностью. Создаёт ощущение причастности. Вместо занавеса решётка. Несвобода из несвобод. В тоже время огромная внутренняя свобода и смелость, женственность и уважение к себе и судьбе другого, которые помогли многим из них пройти свой путь до конца. Крутой маршрут в Постановке Галины Волчек создаёт ощущение сопричастности. Мы – это они. Они – это мы, только они лучше нас. Им больше выпало, они это вынесли.
После окончания спектакля я с трудом удержалась, чтобы не поклониться со своего места артистам и всем создателям спектакля в ответ. Так выразить такую сложную многомерную тему! С пониманием, любовью и юмором. Низкий поклон Вам! Очень сильно!

13 июля 2015 Королёв