Мой старый город. Секретный завод

Александр Соханский
      
        Подходили к завершению пятидесятые годы двадцатого века. Наша страна, в основном, ликвидировала гигантский урон народному хозяйству, причинённый фашистами в период Великой Отечественной войны. Росли достаток и вместе с ним культурные потребности населения. Огромный интерес проявлялся к культуре, искусству, в том числе и к музыке. Крупными сериями выпускались грамзаписи любимых артистов тех лет: Марка Бернеса, Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Владимира Бунчикова, Владимира Нечаева и других советских певцов, записи классической музыки. После победы страну наводнило огромное количество трофейных грампластинок с записями зарубежных артистов, в том числе и запрещённого тогда талантливого русского певца-эмигранта Петра Лещенко.
        Единственным средством прослушивания этого обширного музыкального репертуара был патефон. Но качество записи на дисках значительно превосходило крайне скромный частотный диапазон воспроизведения этого аппарата. А с 1950 года в стране стали выпускаться долгоиграющие пластинки и дни воспетого Леонидом Утёсовым «старого коломенского патефона» были сочтены. Последний патефон был выпущен в СССР в 1952 году.

        Радиозаводы страны, выпускавшие в годы войны исключительно военные радиотехнические устройства, осваивали продукцию мирного времени. На прилавках магазинов появились первые радиоприёмники, а затем и радиокомбайны — радиоприёмник плюс электропроигрыватель. К примеру, радиолы «Кама» (1952 г.), «Урал» (1953 г.), «Даугава» (1955 г.) и другие. Иметь в доме хорошую радиолу в те времена было престижно, тем более что такая техника была в дефиците.

        Возможности радиопромышленности сдерживались, в числе прочего, отсутствием качественных электродвигателей, входящих в состав электропроигрывающих устройств.
        Распоряжением Совета Министров РСФСР № 4114-РС от 14 июля 1959 года  было положено начало созданию в городе Тюмени крупного электромеханического завода по выпуску электрических двигателей малой мощности для проигрывателей грампластинок - ЭДГ. Заказчиком завода выступило Управление машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Тюменского совнархоза, проектирование поручили государственному проектному институту «Тюменьпроект».
        Тюмени были нужны настоящие заводы. Чуть позже электромеханического возникнут моторный завод и завод медицинского оборудования и инструмента.
 
        Решением администрации города Тюмени будущему электромеханическому заводу, фактически за городом, выделили территорию училища механизации сельского хозяйства с расположенными на ней четырьмя одноэтажными краснокирпичными корпусами (угол одного из старых корпусов слева на фото 2), двумя двухэтажными зданиями и несколькими вспомогательными строениями общей полезной площадью около 4500 кв.метров.

        Вот как описывает завод той поры в своих воспоминаниях одна из его работниц: 
        «Я поступила на завод 1 августа 1960 года после окончания машиностроительного техникума. Первые впечатления от завода были негативные. Он не был похож на настоящий завод. Без резиновых сапог нельзя было добраться до завода, да и на территории приходилось месить грязь. Директор Борисов обходил цеха в болотных сапогах.
        Хотя и тяжело было, но на воскресники по благоустройству территории завода приходило много народа. Работали весело, потому, что молодые были…
        Люди раскрывались не только в работе, но и в художественной самодеятельности. В столовой, где давали концерты, собирался чуть ли не весь завод.
        Приходилось ездить и на уборочную и на строительство пионерского лагеря «Спутник».
        Вместе с заводом росли и сосенки в соседнем лесопитомнике. 50 лет назад они были высотой чуть более 30 сантиметров. Посмотрите, какие они стали сейчас!»

        Главной заботой первого директора завода было приведение полузаброшенных корпусов в производственную готовность до наступления холодов, формирование штата завода, приобретение станков, оснастки, инструмента, материалов для выпуска будущих изделий. Уже в конце 1959 года были собраны первые электродвигатели ЭДГ-1 с маркой завода, пока, правда, с использованием ряда привозных деталей.

        К концу 1960 года на заводе полностью освоили производство комплектующих деталей. Началось серийное производство двигателей ЭДГ-1. В месяц с конвейера сходило порядка пятнадцати тысяч изделий. Асинхронный электродвигатель переменного тока для проигрывателей грампластинок характеризовался тем, что имел ничтожную вибрацию (в процессе изготовления  его ротор тщательно балансировался по индикатору и работал в бесшумных бронзографитовых подшипниках).
        Предположительно двигатели отправлялись на радиозаводы Бердска, Баку, Сарапула, Минска, Риги и другие.

        У руководства промышленностью страны в отношении завода появились далеко идущие планы и вскоре перед ним была поставлена задача выпуска не только «музыкального» моторчика ЭДГ. 
        В 1961 году молодому заводу поручили освоение производства коллекторного двигателя постоянного тока 2Д7, который применялся в качестве привода вентилятора в военной бронетехнике. Пришлось освоить процессы литья из бронзы по выплавляемым моделям, алюминиевого литья под давлением, прессования изделий из пластмасс, намотки и пропитки электрических катушек и якорей. Этот двигатель поднял производственные процессы на более высокий уровень качества, так как готовая продукция принималась военным представителем заказчика.
        Следует отметить, что решаемые коллективом нового завода производственные задачи, были не из простых, поскольку аналогичных производств в городе тогда не было. Для приобретения опыта многим работникам приходилось проходить стажировку на подобных предприятиях Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза.
 
        Через год динамично растущее производство получило  новое специализированное задание на освоение электромагнитных реле негерметичного исполнения для авиационной техники.
        К этому времени завод построил и ввёл в эксплуатацию большой трёхэтажный производственный корпус (справа на фото 2). Здесь, по заранее подготовленной документальной и технической базе, разместился комплекс основных производственных цехов: механический, штамповочный, прессования пластмасс, гальванический, литейный, термический, сборочный. Хватило места для организации врачебного здравпункта, красного уголка с актовым залом на 500 мест, автоматической телефонной станции, двух электрических подстанций, грузовых лифтов и ряда других помещений и служб.
        Переход на новые изделия потребовал внедрения принципиально новых технологических процессов, материалов, оборудования.
        В этот период, одновременно с освоением реле, заводом был также налажен выпуск миниатюрного коллекторного двигателя ДКС-16 для портативного катушечного магнитофона третьего класса «Весна-3», который производился в Запорожье. Заводчанам оказалось по плечу серийное производство высокооборотного коллекторного двигателя ЭК-10-А для привода бора стоматологической установки, выпускавшейся Волгоградским заводом медицинского оборудования.

        Достижения молодого коллектива регулярно освещались в тюменских областных и городских газетах.

        В марте 1965 года перспективный развивающийся электромеханический завод города Тюмени был передан из системы Средне-Уральского совнархоза в подчинение Министерства авиационной промышленности СССР и стал именоваться – Тюменский электромеханический завод, сокращённо: ТЭМЗ.

        Первая авиационная продукция, а вслед за этим и сам завод, незамедлительно были засекречены. Из местной печати и статистических сводок навсегда исчезли материалы о производственной деятельности предприятия. За режимом закрытости бдительно и всерьёз следил первый отдел. Эффективно функционировала классическая система групп допуска к работе с секретными документами, расписок о неразглашении информации. Неудивительно, что практически все заводчане не имели понятия о конечном применении своей продукции, кроме её отраслевой направленности. А непосвящённым людям вообще трудно представить, что в современном летательном аппарате кроме двигателя и фюзеляжа летает масса разнообразной электротехнической начинки, невидимой под обшивками летательного аппарата, спрятанной в крылья и даже в колёса… Без этой начинки самолёт и вертолёт не смогут подняться в воздух. 

        Со временем завод полностью утратил свою изначально «музыкальную» направленность. Электродвигатели для проигрывателей грампластинок и магнитофонов вскоре были сняты с производства. В будущем завод ждало освоение новейших типов электротехнических изделий для авиационной техники. Свои изделия для летательных аппаратов заводчане шутливо прозовут «летающей» продукцией.

        «Летающая» продукция завода поднимается в небо в гражданских и боевых машинах фирм Антонова, Бериева, Ильюшина, Камова, Миля, Сухого, Туполева, Яковлева, побывала в космосе в составе аппаратуры международной станции «Аполлон-Союз», успешно работает на подводных лодках и кораблях, в танках и БТРах и на другой технике.
        Собственные реле завод применял в выпускавшемся серийно блоке автоматики БУРС для газовых котельных, индикаторе работы долота ИРД для буровиков скважин, в испытательных стендах для своих сборочных цехов и контрольно-испытательного участка и даже для блистающей иллюминацией новогодней ёлки, традиционно воцарявшейся в сквере жилого микрорайона завода.

        Одновременно со спецпродукцией завод изготовлял товары народного потребления, для чего были созданы отдельные производственные участки. Номенклатура гражданской продукции и товаров народного потребления, выпускаемых наряду с основными изделиями, была очень велика и за годы выпуска достигла более 50 наименований.
        Были приобретены термопластавтоматы и другое оборудование, инструментальный цех изготовил пресс-формы. В продажу крупными партиями поступали мотоциклетные и пляжные очки, комнатные телевизионные антенны, полиэтиленовые крышки для домашнего консервирования, банки для хранения сыпучих продуктов, механические сбивалки продуктов, пластмассовые вёдра и тазики, горшки для домашних цветов, детские мини-лыжи, электрические тройники, сувенирная и другая продукция.

        После передачи завода в подчинение Министерству авиационной промышленности СССР производство получило мощную финансовую поддержку и продолжало динамично развиваться. Перед коллективом встали большие и ответственные задачи: наряду с освоением новых изделий – реконструкция цехов и модернизация оборудования. Переход на новые изделия потребовал освоения новых технологических процессов, приобретения современного оборудования, расширения инструментального производства. Внедряются станки с числовым программным управлением, робототехнические комплексы, термопластавтоматы. Силами участка новой техники проводится автоматизация и механизация «узких мест» производства. Значительно повысились требования к чистоте и культуре производства (фото 1).
 
        Рост производства требовал увеличения производственных площадей. В 1968 году сдан в эксплуатацию трёхэтажный корпус с многопролётным пристроем (фасад виден справа вдали на фото 2).
        Первый этаж занял инструментальный цех, на втором разместилась центральная заводская лаборатория, отдел механизации и автоматизации производства, контрольно-испытательный участок, а также информационно-вычислительный центр, третий этаж отвели техническим отделам и другим службам.
        В многопролётном корпусе с комфортом разместились термический участок, цех прессования пластмасс, штамповочный и механический цеха, литейный участок, заводская компрессорная станция, различные цеховые службы и участки.
        На освобождённых площадях существовавших корпусов размещались вспомогательные цехи, расширялись их функциональные возможности.

        Заводчане не только успешно работали, но и хорошо отдыхали. Руководством завода в широких масштабах проводилась программа улучшения социально-бытовых условий работников завода. Было построено шесть многоквартирных домов, два общежития, три детских сада. В одном их жилых домов открыли детский клуб с охватом кружковой работой до 850 детей заводчан. На пустыре близ жилого микрорайона завод посадил  парк, где были установлены спортивные снаряды и детское игровое оборудование, оборудована волейбольная площадка и футбольное поле, смонтировано кафе "Уралочка". Вдоль железнодорожной лесополосы проложили асфальтированный тротуар, обезопасивший путь на работу и с работы.
        В сосновом бору на берегу озера поднялись корпуса пионерского лагеря, который в зимний период служил местом отдыха заводчан. В пригородном лесопарке была создана лыжная база с искусственным освещением лыжни в вечернее время. На берегу живописного озера Кривое коллектив заводского общества рыболовов и охотников своими силами построил дом рыбака и охотника. В 70-е годы в окрестностях города заводом были основаны дачные участки для своих работников, в жилом районе при содействии завода автолюбители создали гаражный кооператив. На заводе кипела общественная жизнь. 

        Наивысших показателей производства завод достиг к концу восьмидесятых годов. В месяц завод выпускал до ста тысяч различных электромагнитных переключателей и тысячи электродвигателей.

        Развал страны в 1990 году и последующая быстротечная деградация управления авиационной промышленностью, получившая красивое название «конверсия», привели трагедию перестройки к заключительной фазе. Фактически завод был брошен на произвол судьбы, лишившись государственного заказа на оборонную продукцию и какого-либо финансирования. Более того завод не получил от государства никакого задания на производство гражданской продукции, вопреки определению термина «конверсия».
        Ставший вдруг никому не нужным завод стали перебрасывать как горячую печёную картошку из одних рук в другие. Структура министерств Российской федерации непрестанно менялась. После Министерства авиационной промышленности СССР завод перешёл в подчинение Главному управлению авиационной промышленности Комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, затем его передали Министерству оборонной промышленности Российской Федерации, потом Департаменту авиационной промышленности Министерства экономики (!), после Российскому авиационно-космическому  агентству…

        С 1990 года происходит стремительный спад производства. Прекращается выпуск авиакомлектующих изделий. Начинается интенсивный поиск и освоение новых видов гражданской продукции. Завод налаживает производство пускозащитных реле для холодильников, контактной части выключателя зажигания с противоугонным устройством для автомобилей «ВАЗ», бытовых потолочных светильников «Кристалл», электроконвекторов «Ковчег», блоков БУРС автоматики для газовых котельных и комплектующих к ним, телевизионных антенн «Сигма», электромиксера «Сибирь», ручных дрелей и другого товара. Эта качественная продукция по большому счёту не находит оптового потребителя и приносит небольшую прибыль. Рынок бытовой техники захватил дешёвый и внешне привлекательный импорт.   
        Попытки заинтересовать зарубежные фирмы «отвёрточной» сборкой бытовой техники не увенчались успехом.
 
        В ноябре 1993 года завод акционируется и получает название - акционерное общество «Тюменский электромеханический завод» (АО ТЭМЗ).   
        Заработная плата выплачивалась с задержками по полгода, выдавалась по решению суда. Люди, спасаясь от безденежья, со слезами на глазах увольнялись со ставшего им родным завода. Численность производственного персонала упала на порядок. Для выплаты задолженности по зарплате часть территории завода продана, часть производственных зданий сдана в аренду, продана доля недостроенного жилого дома, сдан в срочную аренду заводской пионерлагерь «Дружба» в живописном бору на берегу озера. 

        В 1997 и последующие годы руководством и техническими службами предпринимаются попытки расширения номенклатуры изделий за счёт автоматики для газифицированных  котельных, её модернизации, производства газовых горелок, запорных газовых клапанов, датчиков температуры и пламени. Многие разработки не были запущены в производство из-за отсутствия спроса или средств на запуск.
        С начала 2000-х годов небольшими партиями выпускался автомобильный подогреватель «Пенал», но и он массового спроса не нашёл. В 2003-2004 годах попытка освоить автомобильные компрессоры (процесс дошёл до опытных образцов) оказалась напрасной тратой сил и средств – оптового покупателя не удалось найти и все работы были прекращены на завершающей стадии.

        Выручку завод стал получать по договорам с предприятиями авиационной ориентированности только после возобновления выпуска прежней продукции. К счастью сохранилось оборудование, оснастка, технологическая документация. Для возобновления забытых технологических процессов были разысканы и приглашены прежние работники, пенсионеры.
 
        К этому времени самоликвидировалась завеса секретности и бывшие секретные изделия завода с фотографиями и техническими данными рекламировались заводом в интернете для свободной купли-продажи .

        В настоящее время продукция завода представлена электромагнитными реле негерметичного и герметичного исполнения, электромагнитными контакторами облегчённого типа, электромашинными агрегатами, электродвигателями малой мощности постоянного и переменного тока для систем торможения и жизнеобеспечения летательных аппаратов.
        С прежними масштабами производство, конечно, не сравнить, но вполне достойная заработная плата выдаётся вовремя, находятся средства на ремонт корпусов и интерьера помещений, реконструкцию санитарно-бытовых устройств, на приобретение современных станков и освоение новых изделий.
 
        Счастье завода в том, что он сохранил своё лицо (фото 2, 2015 г.) и смог избежать трагической судьбы многих промышленных предприятий страны, полностью исчезнувших под обломками перестройки.
 
        Противоположность этой фотографии - руины Волгоградского завода медицинского оборудования, которые можно увидеть на сайте http://www.aif.ru/society/healthcare/1154173. Когда-то на этот процветавший завод с Тюменского электромеханического поставлялись электродвигатели ЭК-10 для бор-машин...
        Апокалипсические виды руин волгоградского завода вдохновили реконструкторов сталинградских боёв. Здесь прошло несколько подобных мероприятий, иллюстрирующих те или иные этапы Сталинградской битвы. В частности, в 2012–2013 годах на территории завода были реконструированы контрнаступление советских войск под Сталинградом, уличные бои в разрушенном бомбёжкой городе и разгром группировки Штрекера. Останки бывших медицинских корпусов и груды битого кирпича как нельзя лучше соответствуют именно тому периоду времени.

 
 
 
        Александр Соханский,
          14 июля 2015 года

.