Желтый император

Скабичевский Панаев
Ты научишь их всему! Говорить. Писать. Читать. Рисовать. Ловить рыбу. Разводить огонь и шить одежду. Делать лодки, приручать коней, стрелять из лука, сеять хлеб и врачевать. Ты станешь чист и покорен. Тебе больше не придется  молить  меня о прощении: у тебя просто не будет хватать  на это времени. Ты увидишь , что  сможешь сделать все это  сам. А теперь  можешь избрать себе имя…
  Аминь!

                ***

Те, кто хоть раз  пытался ловить  с берега Эгейского моря рыбу,  знают, что клев там просто отменный. В любом месте и в любое время года. С камней или  с песка. На отмели и нет. Как хотите, в общем.  У вас везде будет клевать. Но вот лично я не завидую этому рыболову. Ну, никак!  Не позавидую я  ему и  все.
   Да, вы на море. Да -  теплое. Да, у вас есть прекрасный спиннинг и все, что на него можно только нацепить: и наживка, и груз, и крючки, и леска. У вас есть   закат  и восход.  Чайки и линия горизонта. Мертвый штиль и белый песок. И вы одни…  Абсолютно одни на  безлюдной территории в  квадратный километр, с  панорамой, выполненной голубым небом, зелеными  горами  и  бирюзовым морем, входящим в десятку лучших по прозрачности. И никого…
  Совсем никого!  К тому же тихо, как в раю.  Потому что зима, потому что не сезон , потому что Халкидики пустынны  и Пляж Св. Иоанна, конечно же, тоже;  и поэтому  даже парочек на автомобилях,  ищущих укромные уголки, вы можете не увидеть теперь неделями.  Впрочем, бог с ними! У вас- то  есть все, буквально, все  для отличной рыбалки, включая складной  стульчик и ром.  Мало того -  у вас есть хороший клев … просто потрясающий…
 Вы забрасываете свой спиннинг в море, грузило с крючком и наживкой падает на песок и клев начинается сразу.  Уж поверьте! И в этом, собственно, нет ничего особенного, потому что это -  Эгейское море и рыба в нем, в конце концов,  имеется.
 И тут к вам приходит главное разочарование. Рыба- то  в море есть, а у вас ее  нет! Ну, не попадается она на ваш крючок! Как говорят рыбаки – «объедает». Обиднее всего то, что объедает ваш крючок   мелочь, в изобилии бросающаяся на вашу приманку, когда та еще даже  не достигла дна.
Да, безусловно, если бы у вас была лодка, то вы бы  подсекали рыбу с борта, поставили бы сеть или перемёт, занимались бы троллингом  или просто  сидели на глубине с удочкой.
 Вы классный рыбак! Это, конечно, знают все! Только у вас нет лодки...
 Конечно, вы можете забросить  вашу  снасть в воду с берега  и  подсекать рыбешку вручную, избрав для этого момент, менять крючки и грузила с наживкой. Но, согласитесь , это  уже совершенно другая история…
Поэтому мы и  говорим сейчас только о  снасти, называемой не иначе как ленивая  донка или, проще говоря, леска, грузило и крючок, брошенной на произвол судьбы в пучину вод.  Произвол  этот  можно привязать  к простой деревяшке или же, как делают все порядочные люди, к катушке и спиннингу. Цена и качество в данном случае особого значения не имеют… В конце концов это просто донка, а сами вы пришли на берег моря просто помедитировать  в панораме линии горизонта. Итак,  вы  забрасываете  все это хозяйство метров на 60 в воду, гордо втыкаете  удилище в специальное устройство - стакан, само же,  в свою очередь,  воткнутое в песок.  Теперь точно все! То есть – абсолютно!
 Можно удобно устроиться на складном стульчике, закурить сигару и  глотнуть рому. Полюбоваться горизонтом и задать себе в очередной раз вопрос, согласно каким же  законам природы природа создала такую природу.
 Медитируйте себе  на здоровье, я ваш брат, я с вами, я здесь, тем более что  ваш червяк уже давно  съеден, растерзан, но остатки его шевелятся, а жало крючка, между прочим пугающее рыбу больше всего на свете, безнадежно оголено и на него ничто и никогда уже  больше не попадет, поверьте мне, пока вы  не вытащите вашу снасть и не поправите  существующее положение...
Я вам  надоел, и вы хотите меня убить? Охотно верю. Но, прежде чем утащить вас  в царство тьмы, позвольте мне  помучить вас еще. Ну, просто совсем чуть- чуть. Ну, еще самую малость.
 Дело в том, что  я- то  теперь точно знаю, как ловить в теплых морях на ленивую донку. Ленивую, потому что вы просто забрасываете снасть в воду и забываете о ней совсем. Не следите за поклевкой, не мечетесь от спиннинга к спиннингу, поминутно выдергивая снасть из воды. Поставили и забыли. Все! Баста!  Время пить ром и курить сигары.
Способ, которым я стал  ловить,  был варварским  и  уловистым. Спрашиваете, что я сделал? Я оставил донку  такую, как есть: со спиннингом и стаканом,  со скользящим грузилом  и длинной прочной плетенкой, длинной леской то есть,  на которой  и происходит все действо.  Это я для дам повторяю. Они- то, зная истинную суть рыбалки, наверное,  уже многое  уяснили.
 Знаете, что я сделал?  Я увеличил количество крючков! Смеетесь? Вы не поняли. Я увеличил  количество крючков в одном червяке,  и теперь в  подвижно-мышечном теле  Polyhaeta многощетинчатого были аккуратно спрятаны два больших крюка, три средних и пять маленьких…
 Не позавидуешь! Я имею в виду червя, учитывая его необыкновенную  живучесть. Что ж, чем старше становишься, тем острее чувствуешь чужую боль…вот такая вот мелодрама.
 Афиша . Проспект.  Дождь. Голубая вода и закат.  И алый зонтик, безусловно. Вы мирно  просыпаетесь, завтракаете или занимаетесь любовью, идете по своим делам в офис с утра, трещите с друзьями о погоде или социуме, и вдруг вас неведомая и страшная сила выдергивает вверх на  километр. И вы оказываетесь в  каком- то неизвестном вам вагоне, где есть вентиляция, чтоб вы  там, не дай бог,  там не  задохнулись. Иной раз в вагоне есть кока кола и гамбургер. И мягкие стенки. Прекрасно! О вас заботятся и кормят! Правда, куда- то везут. Все кончается через день- два, когда из вагона - тюрьмы вас неожиданно достают мерзкими щупальцами какие- то жуткие, дурно пахнущие  инопланетные великаны, а  в голову вам вонзается  первый крюк... Вы в недоумении и гневе . Как так?! Я не хочу, я  слишком молод, чтобы умирать! «Прекратите»,- кричите вы и начинаете танцевать свой  предсмертный танец, а в печень меж тем вам вонзается второй... Ну, собственно, дальше ваше  тело  буквально нашпиговывают мелким  крючочками и в конце концов  бросают в воду, где вас немедленно начинают рвать на части рыбы. Как- то так…
Три камбалы  я вытащил за  20 минут. Концепция работала. Все чудно… сигара… ром…складной стульчик…
 И  стал я  размышлять дальше  над этой адской снастью, думая о  дальнейшем ее совершенствовании... Линия горизонта исчезла.  Надо сказать,  это  вполне нормальное явление в этих краях и в это время года.  Мысли же  мои, бывшие в то время в воде морской,  рисовали мне картины, в которых   клубок из сотни острейших крюков  и с нанизанными на них шевелящимися червями  мирно покачивается в бирюзовой воде, подобно медузе , каждый укол которой смертелен.  Терзаемая морской мелочью, медуза будет, несомненно, обрастать  ею, и скоро вся эта «борода», а именно так я решил назвать  это изобретение  Тартара, будет крайне аппетитна для  крупной рыбы, заходящей сюда  на мелководье по ночам.
 Меж тем, отдавшись  мыслям этим,   не заметил  я, как  стала портиться погода. Тучи, действительно, собирались как- то  быстро, горизонт заволокло в какие- то мгновения, громыхнуло где- то в горах,  и  далеко, очень далеко  в море стали видны яркие  вспышки молний.  Я никогда не видел ураганов, понятия не имел, как в этих случаях надо себя вести, а то,  что происходило  вокруг меня сейчас, поражало катастрофической  скоростью  перемен.
Вмиг  поднялся какой- то странный ветер, толкающий резкими порывами с разных сторон. Один такой  порыв заставил  меня присесть, а неожиданный  сильный  толчок из- под земли –   с криком подпрыгнуть.
Гулкий усиливающийся рокот, доносящийся из недр, пугал меня до обморока, и я еле-еле держался на  ногах... Меж тем земля была тверда, а песок под ногами моими оставался прежним, цвет  небес же менялся с поражающей воображение  быстротой.  Как- то сразу кругом стало темно.  Темно в какие- то мгновенья так, что в панике я развернулся  и побежал, как мне казалось, в  сторону гор, но не сделал я и шага, как  остановился, будто вкопанный. Сухая олива  впереди меня вспыхнула от молнии и загорелась... Ноги мои окаменели. Было жутко, и я боялся за свою жизнь…
 Дерево горело, освещая  небольшую  площадку, вокруг которой была уже полная  абсолютная  тьма. Тут  же тени,  мелькавшие слева и справа,  соткались сами собой  в огромную птицу. Я не знаток в орнитологии, но мне показалось, что это белоголовый орлан. И это последнее, что мне показалось, потому что, понимая, что происходит что- то невероятное и  страшное, я поднял руки свои и упал на колени. И появился тотчас предо мной лев с гривой из звезд и глазами  печальными, как у вола. И был змей  рядом с ним , по песку ползущий.
И сел  орел мне  на левое плечо, а змей обвил правую руку  мою.  И, оседлав льва,  полетел я к звездам Отца нашего Небесного. И сидел  я на камне , и висел  тот камень   в небе неподвижно и размером камень был,  как  город Иерусалим…
 И раздался с небес глас,  обращаясь ко мне ласково и безмятежно: « Посмотри, сын мой , посмотри, что  происходит сейчас».
 И видел я землю с высоты полета великого.  Видел материки, моря и океаны. И видел я Великие  беды. Видел, что материков стало 12, и кипела Земля и парила, и черна была она и бела, и огонь покрывал ее, пар и лед. И прошло времени того не больше часа, как опять стала  земля зелена и чиста, а воды морей - прозрачны и тихи. Кругом, сколько хватало взгляда, был лес из диковинных деревьев. И бродили меж дерев звери, великие ростом; летали гигантские бабочки; и  земля была приятна  взору моему. А дух божий носился над водою…
………………………………………………………………………………………………………………………….
Он открыл глаза,  зевнул и, прищурившись, оглядел  сияющий горизонт. Километровая пустынная белая полоса пляжа, зеленые горы и бирюзовое море  привлекали  в это место  парочки на автомобилях, ищущих укромные романтические уголки.
Ром закончился и он, прыснув, пьяно отшвырнул бутылку в песок. Последние сто граммов алкоголя показались ему слишком, слишком  крепкими…
Он закинул новую снасть.  Сел. Закурил сигару и  задумался. Ждать пришлось недолго. Спиннинг согнулся дугой, а катушка, взвизгнув, начала разматываться.
 Упорные 10 минут борьбы!  Бинго!  Полутораметровая рыбина выскочила из воды и запрыгала по песку, стремясь найти и уничтожить  врага. Успокоив рыбу колотушкой, он распрямился...

 Они стояли перед ним голые, смешные и беспомощные, исцарапанные и грязные, еле прикрытые пальмовыми листьями, едва достигавшие ему до пояса. Половина из них, трясясь от страха,  боялась поднять головы; оставшиеся похрабрее  рассматривали спиннинг и рыбу.  А потом из толпы вышла она и, боясь смотреть  на него,  вопросительно произнесла: «Аа-а-а-ко-о-о-мо-о-о».
Человек задумался на мгновенье.

- Вы будете называть меня желтый Император, - произнес он  и сделал шаг…