Спать не надо

Григорий Устинов
               

       Суббота - сегодня мы идём по закупкам. Вернее по закупкам идёт жена, а я получать сданную в ремонт  обувь, благо всё в одном месте. Лето в полном разгаре - с утра ещё туда-сюда, но днём  жарко, поэтому выходим пораньше. Торговый центр не далеко - нужно пройти мимо пятиэтажек, пересечь улицу "в неположенном месте", а там уж рядом. Жена идёт в "Пятёрочку", я заворачиваю за угол, поднимаюсь на три ступеньки и вхожу в ремонтную мастерскую. Здесь душно, пахнет клеем. Народу, слава богу,  мало - два человека:  женщина и старушка божий одуванчик, за которой я и занимаю очередь. Ждём. Из открытой в мастерскую двери доносится звук напоминающий бормашину. Проходит минут десять. Наконец появляется молодая, толстая женщина в грязном халате. Шаркающей походкой она приближается к разделяющему  нас прилавку и ставит на него ботинки.
     - Сколько с меня, - спрашивает клиентка.
      Приёмщица называет сумму. Прежде чем положить в пакет женщина засовывает руку  в каждый ботинок и что-то  проверяет.  Удовлетворившись, она достаёт кошелёк, расплачивается и уходит. Теперь очередь старушки. Она протягивает жетон  и добавляет:
    - Это лакированные туфли.
     С отсутствующим видом словно  и не слышала, толстая приёмщица берёт жетон,  и, переваливаясь, направляется к двери.
     Снова ждём.
     -У них здесь  не дорого, - поворачивается ко мне старушка.
      Я вежливо киваю, разговаривать не хочется. Снова включается бормашина и тут же останавливается. В наступившей тишине слышно как муха бьётся об оконное стекло. Я ищу её глазами и наконец, нахожу. Глупые создания, зачем биться в стекло, если форточка  рядом?  Из открытой двери раздаются голоса и женский смех. Мужской голос мне  знаком. В прошлый раз его обладатель - хозяин мастерской - пустился  рассуждать о  Курилах. "Зачем не отдать их японцам? - говорил он  громко.- Россия большая!" "Ну ты, гад! - думаю я. - Небось у себя за кусок земли горло готов перерезать, а здесь бери!"
        - Ворьё - бормочу я.
     От мысли о вселенской несправедливости меня охватывает злость. Я впиваюсь глазами в затылок ни в чём неповинной старухи. В воздухе повисает топор. Видимо, почувствовав мой взгляд, старушка поворачивается. Я успеваю  натянуто улыбнуться.
        - Да тут не дорого, - говорю я ни к селу, ни к городу.
 Наконец  появляется приёмщица с женскими сапогами.
       - Это не мои! У меня туфли, лакированные! - возмущается бабуля.
       Приёмщица переворачивает сапоги, сверяет приклеенную к подошве квитанцию с жетоном и равнодушно уходит. Я начинаю заводиться. Впрочем, зря - на этот раз толстуха возвращается быстро. Старушка внимательно осматривает обувь, пытаясь пальцем подковырнуть подошву. Она долго копается в сумке и наконец, вынимает кошелёк. Достав пятитысячную, она протягивает её толстухе.
        -А что мельче нет? - наконец открывает рот приёмщица.
       - Нету,- отвечает бабуля.
       - Я разменяю вам, - вмешиваюсь я.
   Разменяв, старушка расплачивается и кладёт туфли в сумку. Кинув на меня  опасливый взгляд, она семенит к двери.
      - Что у вас? - ворчит приёмщица.
        Я с громким стуком кладу два жетона. Женщина  невозмутимо забирает их и уплывает. Щёлкают часы, но что-то изменилось. Муха! Она всё-таки нашла выход!  Молодец! Я оглядываю опостылевшую мне мастерскую:  давно немытое окно, через которое пробиваются лучи солнца, короткие занавески, стены, оклеенные синими обоями, какая-то мебель с множеством пустых ячеек, железный прилавок, круглые часы, обитая кожимитом входная дверь. И духота!
        Наконец появляется толстуха. "А не беременная ли она?" - мелькает у меня мысль. В руках у неё босоножки жены. Она ставит их на прилавок. Я жду. Женщина поднимает глаза. Сквозь равнодушие в них пробивается непонимание.
      - А вторая пара? - ехидничаю  я.      
       Не произнеся ни слова, она поворачивается и идёт к двери. Я прикидываю, что жена наверное уже вышла из магазина и ждёт меня. Опять слышны спорящие голоса. Затем начинает свою волынку бормашина. Я тихо матерюсь. Полдня проторчать в обувной мастерской! Они что тут наркоманы? Клея нанюхались?
    - Побыстрее нельзя!? - кричу я. 
     Никакого ответа. Я уже подумываю, не перепрыгнуть ли через прилавок, как  входит приёмщица с моими туфлями. Быстро засунув их в пакет, я расплачиваюсь, затем, глядя прямо в глаза женщине, раздельно произношу:
        - Спать не надо!
     В её глазах полное равнодушие. Я выхожу, громко хлопнув дверью. На улице меня действительно ждёт жена.
        - Ты давно здесь? - спрашиваю я.
        - Минут пять.
        - Там  сонное царство. Духота, вонища... Толстая баба, по-моему, беременная, еле-еле переваливается, путается... Я не утерпел и прямо ей сказал: "Спать не надо!" 
     И я проснулся.