Ч. 1 Корабль, несущий беду капитанам

Владимир Врубель
Предыдущая страница, которой оканчивается первая книга «Капитанские судьбы»  http://www.proza.ru/2015/07/18/1087

Самоубийство капитана Стокса произвело такое тягостное впечатление на экипажи кораблей, что Кинг решил немедленно уходить из пролива. Он произвёл перестановку командного состава, назначил командиром «Бигля» лейтенанта Скайринга.

Но почти все офицеры были поражены цингой, на борту транспорта «Эдвенчер», единственным человеком из офицеров, кто мог командовать  на палубе людьми, оставался только сам капитан Кинг, остальные не могли подняться с коек.

16-го августа покинули бухту Голодная, оставив там могилы своих товарищей. Погода стояла ужасная. Дул северный противный ветер, поэтому приходилось постоянно маневрировать, а это значит, матросы всё время работали с обледенелыми снастями на пронизывающем ветру.

Шквалы следовали один за другим, сопровождаемые густыми снежными зарядами. Люди выбивались из сил. Пришлось зайти в ближайшую бухту, чтобы укрыться от ветра и дать матросам передышку. «Аделаиду» Кинг отправил в бухту Пекетт попробовать снова купить  свежего мяса гуанако у патагонцев.

Позже, он собрал весь свой маленький отряд, «Эдвенчер», «Бигль» и «Аделаиду», в бухте Пекетт. Там англичане пережили самый сильный шквал со снегом за всё время плавания. Кинг думал, что вигвамы индейцев  смело ураганным ветром, но к его изумлению, все оказались на месте.

Там, на берегу бухты,  моряки встретили своих старых знакомых – Марию и её соплеменников. Мясо меняли на сухари, табак и карманные ножи. Среди индейцев англичане увидели двух португальцев со зверобойных шхун покойного мистера Лоу.

 Те не понимали ни слова по-английски, поэтому осталось неясным, были ли они дезертиры, или их за какие-то проступки оставили в проливе Магеллана.  Во всяком случае, с собой их брать не стали. Во время пребывания в бухте Пекетт охотникам удалось подстрелить огромного кондора.

Когда я прочитал об этом у Кинга, то мне сразу вспомнился кондор из «Детей капитана Гранта», который унёс Роберта Гранта в своё гнездо. В детстве меня этот фантастический эпизод в романе очень впечатлил.   Чучело кондора капитан Кинг впоследствии подарил Британскому музею.

Как только позволила погода, по команде начальника экспедиции корабли, не задерживаясь, покинули бухту. На прощанье обменялись подарками с индейцами, которые так их выручили. От цинги свежее мясо не спасло, но распространение болезни прекратилось. Двадцать человек не могли подняться с койки, их обязанности легли на плечи остальных, которых можно было назвать здоровыми только условно.

На «Бигле» больных цингой было меньше, но зато больше с простудными заболеваниями. При выходе из пролива, экипаж «Бигля» потерял ещё одного человека. Матрос упал с мачты в воду и сразу утонул, видимо, испытал шок от ледяной воды.

Несмотря на густой туман и сильные ветры, корабли дошли до залива Ла-Плата благодаря отличной работе штурманов и капитанов, а так же прекрасным навигационным инструментам, прежде всего, хронометрам.

Хуже времени для посещения этого места трудно было придумать – Аргентина воевала с Бразилией. Несложно догадаться, что бразильцы переполошились. Они задержали британские суда.

Возмущённый Кинг обещал пожаловаться адмиралу, но подействовала не его угроза, а сообщение  своему начальству бразильского офицера, который побывал на транспорте, что у англичан способны выполнять корабельные работы только десять человек.

Им разрешили перейти в Монтевидео. С продовольствием из-за войны было туго, но Кингу удалось договориться с одним из жителей о поставке горьких апельсинов. Эти фрукты, буквально, за неделю подняли на ноги всех больных цингой.

К счастью, война между южноамериканскими государствами вскоре окончилась. Кинг оставил «Бигль» в Монтевидео, а сам перешёл в Рио-де-Жанейро. Там командующий английским флотом Роберт Отуэй, выслушав доклад капитана Кинга и его предложения по личному составу, распорядился по-своему.

Вместо лейтенанта Скайринга, который мог рассчитывать на продвижение по службе и должность командира «Бигля», командующий назначил командиром барка лейтенанта Роберта Фицроя. Взамен выбывших офицеров он прислал новых с флагманского корабля, на котором держал свой флаг.

Это было несправедливое решение в отношении Скайринга, но приказы на флоте не обсуждаются. Нужно отдать должное лейтенанту Скайрингу, вернувшемуся на свою прежнюю должность, он никоим образом не стал проявлять внешне своего недовольства и вступать в конфронтацию с Фицроем, продолжал исключительно добросовестно исполнять свои обязанности.

В журнале «The united service magazine» за 1834-й год я прочитал о дальнейшей судьбе лейтенанта Скайринга, временного командира "Бигля". Его достойное поведение не осталось незамеченным. По ходатайству начальника гидрографической службы капитана Бофорта, Джорджа Уильяма Скайринга назначили командиром исследовательского судна «Этна».

Во время обследования западного берега Африки 22-го декабря 1833 года он на капитанской гичке в сопровождении мичмана, рулевого и двух матросов, сидевших за вёслами, высадился на берег, чтобы точно определить положение мыса Роксас.

Чернокожие, собравшиеся на берегу, опасений не внушали, нужно было только присматривать, чтобы они чего-нибудь не украли. Внезапно вождь племени нанёс удар копьём в спину капитана Скайринга. Это был сигнал, остальные напали на спутников капитана.

На корабле забеспокоились, послали шлюпки с вооружёнными матросами, выстрелами отогнали африканцев. На берегу обнаружили тело капитана, на нём насчитали семьдесят четыре колотые раны. Рулевой был тоже убит ударом копья. Два матроса сумели скрыться в лесу, потом они заметили шлюпку с корабля, которая их спасла.

Учитывая заслуги офицера, его вдове назначили пенсию не 20 фунтов стерлингов, исходя из выслуги Скайринга, а, по ходатайству лордов Адмиралтейства, – 90 фунтов стерлингов.

Продолжение    http://www.proza.ru/2015/07/20/1949