День рожденья - грустный праздник?

Людмила Поллак
 
Рассказ.

Уже много лет  я не люблю свой день рождения.  Хочется в этот день погрустить, -  годы неумолимо бегут, цифра увеличивается, и уже не скажешь себе, проснувшись поутру,  – вот ты и стала старше ещё на один год. Увы, ты стала старее.
Очередной свой день рождения я решила разнообразить   - поехать  к любимой тётушке в небольшой городок в средней полосе России. Не была у неё лет пятнадцать, но в памяти свежи воспоминания, как будто я только вчера оттуда. Утренний туман, умытые, сохранившиеся с позапрошлого века, мостовые, кованые чугунные фонари вдоль улицы, запах кофе и ванили в уютном доме тётушки, её кокетливая шляпка, и неспешность, которая бывает только в таких красивых маленьких городках.
Ехать решила одна. Совсем одна. Да, на перекладных! Да, с пересадкой! Как в молодости. Не всегда же мы на машинах разъезжали! Да, хочу предаться печали и воспоминаниям. Имею право! Дома вы мне скучать не дадите, поздравлять будете, цветы дарить. Уеду я  от вас. Ненадолго. Так прямо и сказала своим родным – уеду от вас. Семья поворчала, но отпустила.
Поездка с самого начала, вопреки моим пожеланиям,  пообещала быть весёлой.
Пересаживаясь поздно вечером на полутёмной станции с поезда на электричку, я нашла на тёмном-тёмном перроне тёмный-тёмный состав и села в тёмный-тёмный вагон. Заметьте, я не пишу – «чёрный», хотя и очень хочется. Люди в вагоне были, я догадалась по звукам. На мой вопрос – почему вагон не освещен, мне не ответили. Я устроилась у окна и стала дожидаться, когда за окном поплывут редкие вокзальные  огни.  Но, как в замечательном детском стихотворении Маршака,  картина за окном не менялась, и огни не двигались, стояли на месте. В вагоне стихло, видимо, мои возможные попутчики уснули.  И тут вагон дернулся раз, другой и…   никуда не поехал. Я выбралась на пустынный перрон. Наш вагон одиноко стоял на рельсах.
В полном недоумении я вернулась на вокзал, но так и не смогла выяснить – почему наш вагон остался, в то время, как остальные  уехали, и кто эти люди в вагоне? А, может, мне всё это померещилось?
В тётушкин городок я приехала рано утром.  На землю опустился обычный для этих мест туман.
В предрассветном  сумраке я шла по узкой и извилистой тропинке запущенного парка, опасливо вглядываясь в заросли, утопающие в тумане. От страха, чтобы себя приободрить,  начала громко читать письмо Татьяны к Онегину. «…Теперь я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать…», ну, и так далее. Туман приглушал все звуки. Я не услышала шаги идущего мне навстречу человека, он не услышал моей декламации. Встреча на извилистой тропе оказалась неожиданной – молодой человек громко вскрикнул, прыгнул в сторону  и растворился в тумане. Судьба его неизвестна. Я  испугаться, почему-то,  не успела, несмотря на то, что отвагой не отличаюсь.  Потом, всё время, пока гостила у тётушки,  прислушивалась к местным новостям. А вдруг обнаружили в парке труп молодого человека с разрывом сердца? Но, слава Богу, ничего такого не случилось. Но, вы не думайте, я над ним не смеюсь. Вы только представьте: выходит их тумана женщина в светлых, почти белых, одеждах  и что-то громко кричит в рифму. Тут любой  испугается.
Едва я добралась до тётушки, и успела ей пожаловаться на свою грусть-тоску по поводу своего преклонного возраста, и она, выслушав меня, опустила глаза, погладила  пальчиком кофейную чашку и понимающе вздохнула, зазвонил мой телефон.
Звонила двоюродная сестра Лара, издалека, у них давно день, еле дождалась, чтобы не разбудить меня. Я закричала первая: « Привет, сестрёнка! Я тебя люблю».  Выслушав поздравительное стихотворение, сочиненное сестрой, я подумала, - какая же я эгоистка. Сестра старше меня на тринадцать лет,  тётушка и вовсе на двадцать, а я им на свой преклонный возраст жалуюсь. Потом мы с тётушкой вспоминали, что именно Лара научила меня в три года читать. Спасибо ей. Читать я люблю. Чтение занимает значительную часть моей жизни.  Моя грусть делает один шаг в сторону калитки.
И сразу следующий звонок, и снова двоюродная сестра. Света. Когда я родилась, ей было девять лет, и она упросила моего отца назвать меня тоже Светой. «Будет Света Маленькая и Света Большая».  Как я ей благодарна! Отец хотел назвать меня Надей. Имя Света мне нравится больше, чем Надя. А ещё Света Большая сшила мне мой первый школьный фартук.  Милые сердцу детские воспоминания заставили грусть  пятиться со двора.
Проснулся дядя Митя, тётушкин муж.
- Ой, и что это мы так рано встали? – насмешливо спросила тётушка.
- Светку поздравить.
Мы расцеловались.
Дядя Митя считал, что в его возрасте, когда  не нужно  озадачиваться наживанием  добра для семьи – всё уже есть, дети выросли и выпорхнули из гнезда, он может себе позволить лежать, как прикованный,  к дивану и телевизору, смотреть сериалы про коллег, то есть,  про милицию. В свободное от просмотров время он, всё же, полол грядки.  Ворча и отплёвываясь. Тётушка, врач по профессии, читала ему лекции о необходимости движения, но они пролетали мимо его ушей.  Как только жена теряла бдительность, дядя Митя тут же падал на диван и, нашарив рукой пульт, включал телевизор.
Вот и сегодня тётушка  напомнила ему, что нужно сделать утреннюю зарядку, и что мой приезд не является причиной для её отмены, включила магнитофон с записью, той самой, что звучала каждое утро по радио в советское время.  Дядя Митя решил, что сегодня притопывания и прихлопывания  слишком просты  для него,  сделал несколько замысловатых па, и едва не упал. Пришлось подставить ему плечо. 
Зарядку мы делали втроём и, должна признаться, что я была не в лучшей форме, по сравнению с  моими семидесятилетними родственниками.
- Светка, если бы ты знала, как мы с Машей целовались в нашем парке, когда были молодыми! Всю ночь напролет.  Губы болели. А в свадебное путешествие  в Москву поехали.
Они начали вспоминать свою молодость, и я представляла, как гуляли они по Москве. Она – в модном голубом пальто из джерси, он в новом костюме фабрики «Большевичка», гордый, что рядом с ним такая умница и красавица. Давно это было. Многое  в их и моей жизни было давно.  Грусть-тоска снова  сделала несколько шагов в мою сторону.
У забора, разделяющего участок тётушки и соседний, замаячил загорелый престарелый Юрик. Натянув на лицо грустную мину, он выглядывал из зарослей разноцветных мальв. Соломенная шляпа была ему велика и держалась на больших красных ушах.
- Что случилось, Юрик?  Что грустишь?– спросил дядя Митя.
- Юрик не грустный. Юрик трезвый. Вчера перебрал, а Танюшка похмелиться не разрешает.
Дядя Митя приблизился к нему, зашептал:
- В обед приходи. У Светки день рождения.
- Так я до обеда не доживу.
Но тут раздался окрик его жены Тани:
- Юрик, ты опять мои цветы топчешь? – и сосед исчез, будто растворился.
Потом позвонил мой муж, сказал, что любит, скучает, ждёт. Я сказала, что охотно верю, но домой спешить не буду, пусть не надеется. Мне тут хорошо. Правда, скорее весело, чем грустно. Муж не удержался, съехидничал:  «Зря поехала?»  Звонили дети, внуки, невестки, подруги.   Трудно  грустить и жаловаться, когда все помнят о тебе.
Дядя Митя прокомментировал:
- И такая дребедень целый день. То тюлень позвонит,  то олень…
Тётушка на тюленя и оленя обиделась:
- Вот видишь, Света, с кем живу. Всю жизнь мою загубил своей бестактностью.
Дядя Митя возмутился:
- Я загубил? У тебя были варианты?  Пашка хромой, да Витька длинный. Вот и все женихи. Тебе достался лучший.
- Вот-вот, лучший из худших. И где были мои глаза!?
Ещё она ему припомнила, что он не поменял перегоревшую лампочку во дворе в 1980 году, и она  едва не упала в темноте, и что часто работал по ночам.  Дядя Митя защищался. Ну да, и она тоже.  Дежурили оба. Он в милиции, она в больнице. Трудились на благо общества. Детей растили, семейное гнёздышко вили. Ведь всё было хорошо. А сейчас ещё лучше. Они обнялись, тётушка склонила голову на плечо мужа.
Время до обеда пролетело быстро, дядя Митя нажарил на мангале мяса, мы с тётушкой нарезали салатов.
Пришёл Юрик, привёл жену Таню. Вытащил из-под мышки красную розу, произнес поздравительную речь, витиеватую, я даже не смогла её запомнить. На нём была всё та же, не по размеру, шляпа. Таня была разодета, как на свадьбу,  румянец во всю щёку. Стеснительная.
Юрик захмелел подозрительно быстро. Чем сильнее он пьянел, тем больше конфузилась  Таня. Но молчала. Её выдержке я позавидовала. Но когда Юрик пошел плясать, шмякнув оземь свою шляпу, Таня пустилась вслед за ним, заходила вокруг, подергивая плечами и пронзительно вскрикивая в нужных местах от восторга.
Дядя Митя рассказывал байки из своей прошлой, милицейской жизни, и Юрик так заразительно смеялся,  что я  не могла сдержаться и хохотала до слёз. Трудно сказать, что смешило больше – сами байки, или Юрикин смех. Только тётушка смотрела на мужа почти сурово и  вздрагивала бровями в тех местах, когда юмор казался ей особенно фривольным.
Когда на землю опустился туман, и мы с тётушкой,  убрав со стола  и вымыв посуду, сидели на крыльце, прибежала перепуганная Таня. Пропал Юрик. Исчез бесследно. Вот только что был и вдруг как в воду канул.  Поскольку поблизости  воды было много -   и речки, и озера, и даже гнилое  болотце, мы все мгновенно бросились на поиски.
Нашли  быстро. Он спал в лопухах у соседнего забора, прикрыв лицо шляпой. Его подняли, отряхнули, вывели на дорогу.
- Идём домой, Юрик.
- Поднимите мне веки.
Веки ему не подняли, но, крепко держа под руки, повели к дому. Он топал ногами как каменный гость и всхрапывал.  Оказывается,  можно спать на ходу, если очень хочется.
Когда в доме все улеглись, я вышла во двор, прошла в сад, села на деревянную крашеную скамейку. Туман сгустился, в двух шагах ничего не видно.
В жизни полно поводов быть счастливым. Нужно только оглянуться.  Ты на пенсии?  Найди занятие по душе. Хобби называется. А может случиться так, что это самое, всего лишь хобби,  станет главным делом твоей жизни. Танцуй, к примеру. Вон сколько по паркету шаркают ножками, и стар,  и млад. Толстушки танец живота  исполняют, дух захватывает! Или рисуй. А можно батик расписывать. А то ещё проще – рассказы пиши. Тут вообще простор для творчества. Или выращивай самый лучший в мире сад. Процесс долгий, отдача, опять же, хорошая – фрукты, ягоды. А то ещё – рыбалка. Ужас! ( Это для меня - ужас).  Моя соседка каждый выходной рыбачит. И так любит этот процесс, что даже меня с днём рыбака каждый год поздравляет, хотя я в этом деле ни гугу, и удочку в руках ни разу не держала.  Можно в гости ходить,  родственников навещать, друзей к себе приглашать, внуков воспитывать, шашлыки жарить,  байки и анекдоты  рассказывать, путешествовать.  В любом возрасте можно найти занятие по душе.
Стыдно мне стало после этих мыслей. И чего это я, юная, можно сказать, пенсионерка ( всего год на пенсии), грущу по поводу большого количества прожитых лет?   Да у меня вся жизнь впереди!  И дел интересных много.
Июль 2015г.