Нефритовое ожерелье 46. Сетет

Андрей Воин
Первый нильский порог,
фото Френсиса Фрита, 1858 год.

 
Глава 46. Сетет

Настало утро следующего дня. Солнце только что поднялось над вершинами восточных гор, освещая своими благодатными лучами зеленеющую долину Нила. С высоты птичьего полёта были отчётливо видны сотни больших и малых судов нубийского флота, растянутого на несколько километров перед первым порогом великой реки.
С началом восхода всё это скопище разнообразных судов пришло в движение. Чернокожие воины занимали свои места на лодках и кораблях, которые отчаливали и, сносимые течением, устремлялись вперёд, к первому порогу Нила.
Постепенно отдельные силуэты разрозненных лодок и кораблей собирались вместе, складываясь как в какой-то гигантской мозаике в очертания некой огромной змеи, которая собирала свои раздробленные части, раскрывала пасть и готовилась к прыжку, намереваясь одним молниеносным броском проглотить весь Египет.

Голова и пасть чудовища представляли собой плотные ряды тростниковых лодок, расположенных перед островом Па-иу-рек и огибающих его с двух сторон. Лодки стояли неподвижно, используя для борьбы с течением белые прямоугольные паруса, наполняемые северным бризом, и швартовные канаты, привязанные к камням и пальмам на острове и берегу реки.
Приблизительно в середине скопившихся перед островом лодок возвышался большой деревянный корабль, с бортами, выкрашенными в светло-коричневый цвет и ярко-жёлтым парусом, который являлся как бы глазом чудовищной змеи.
Далее шла шея, состоявшая из тростниковых лодок, потом длинное туловище, хребет которого образовывали четыре десятка больших кораблей, прикрываемые с бортов лодками, и хвост, пока ещё не совсем сформированный, состоящий из вспомогательных лодок и плотов, несших на себе запасы продовольствия, стрел и другого необходимого снаряжения.

Вдруг с лодки, расположенной в кильватере корабля с жёлтым парусом, замахали жёлтым флагом. Сигнальщик на корме корабля взмахнул таким же флагом, подтверждая, что он принял команду, и побежал к стоящему на носу судна рослому воину:
- Господин Ченени! Получен приказ начать наступление, – бойко доложил он.
- Начать – так начать, – невозмутимо отреагировал начальник стражи города Бухен. – Внимание! Начальники передовых отрядов вперёд! В атаку! – громко выкрикнул Ченени. – Маши, – обратился он к сигнальщику.
Тот взобрался на приступок на носу судна и начал интенсивно размахивать жёлтым флагом на длинном древке.
Воины на передовых лодках, огибающих с двух сторон остров Па-иу-рек, начали собирать паруса и отвязывать швартовные канаты. Скоро десятки лодок, увлекаемые течением, направились к камням порога, к тому времени покрытым четырёхметровым слоем воды.

Преодолев закручивающиеся бурунами неспокойные воды порога, лодки нубийского флота десяток за десятком устремились вперёд. Через несколько сотен метров перед ними начинался остров Сетет.
Мыс острова, обращенный к врагу, занимали оборонительные сооружения из кирпича-сырца. Толстые стены, вышиной в четыре метра, и пять шестиметровых башен представляли собой прочную крепость, наполненную египетскими лучниками и копьеносцами.
Слева и справа от угловых башен крепости располагалось по два ряда тростниковых лодок, перегораживающих собой проливы реки, огибающие остров. Между рядами лодок на воде виднелось хитроумное приспособление, напоминающее решётку, собранную их тонких брёвен, скреплённых между собой верёвками. В перекрестии ячеек, около полтора-два метра в поперечнике, были вставлены заострённые колья, наклонённые в сторону противника. Две части этого решётчатого «моста» перекрывали оба рукава разливающегося Нила.

Когда до приближающегося противника осталось около двух сотен метров Варсутин, который находился на центральной башне оборонительной стены, повернулся к вестовым, стоящим рядом с ним:
- Передать начальникам отрядов: воинам первой линии перейти во вторую.
Шесть вестовых побежали по стене к левой и правой башне чтобы передать приказ.
В первой линии обороны располагались мелкие лодки, трёх-четырёх метров длиной. Они стояли редкой цепью с экипажем в два-три человека. В их задачу входило прикрытие своими бортами и полураскрытыми парусами «моста» с кольями, чтобы противник не увидел его раньше времени. Во второй линии обороны размещались большие, восьми – десяти и даже двенадцатиметровые лодки, плотно стоящие друг к другу.
Как только была получена команда, с лодок второй линии через «мост» были переброшены трапы, по которым быстро перебежали воины из первой линии. Убрав трапы, лодки второй линии чуть собрали паруса, вследствие чего отодвинулись от «моста» на пару десятков метров. Слаженность действий лодок второй линии способствовало то, что они были связаны между собой верёвками.

К времени описываемых событий первые два десятка лодок нубийского флота подошли к первой линии обороны. Нубийцы не ожидали увидеть брошенные лодки и сначала обрадовались, решив, что египтяне спасаются бегством. Но потом они разглядели острые колья выступающие с поверхности воды и призадумались.
Лодки первой линии обороны, оставленные без присмотра, начали поворачиваться бортами в разные стороны, хлопать парусами и вести себя непредсказуемо, внося сумятицу и хаос. Они мешали нубийцам скоординировать свои действия и отгораживали их от «моста» с торчащими из него кольями.

Воспользовавшись нерешительностью противника Еврипил, который находился в середине правой половины второй линии обороны, если смотреть со стороны крепости, громко отдал приказ:
- Внимание! Лучники приготовиться! Целься! – и через паузу. – Залп!
Град длинных стрел обрушился на разрозненные лодки противника. С такого близкого расстояния, в двадцать-тридцать метров, кожаные нагрудники нубийских воинов и даже изрубленные в боях лёгкие щиты не всегда являлись достаточной преградой для стрел. Сразу же после первого залпа последовал второй и третий. Пронзённые стрелами нубийцы валились на тростниковые палубы или падали в грязно-бурые воды божественного Нила.
- Закрыться щитами! – скомандовал Еврипил.

Египетские копейщики, прикрываясь тяжёлыми щитами, стояли в две шеренги по несколько человек в ряд на носу каждой лодки, опустившись на одно колено. После команды воины второй шеренги поднялись с колен, выставив перед собой щиты. Таким образом получилась двухъярусная стена щитов, прикрывающая лучников, находящихся за ней.
Нубийские лучники тоже начали засыпать египтян стрелами, но особого успеха не добились, тем более что нубийцам мешали паруса дрейфующих перед ними брошенных лодок, закрывающих обзор. Некоторое время противоборствующие стороны продолжали осыпать друг друга стрелами с переменным успехом, но всё же египтяне наносили значительно более ощутимый урон противнику.

Тем временем лодки нубийского флота продолжали прибывать к месту описываемых событий. На левом фланге от острова Сетет тоже завязался бой. Там пролив реки, огибающий остров, был уже и изобиловал маленькими островками, которые создавали дополнительные «опорные точки» для египетских лодок, стоящих в резерве, а также для лодок подвозящих запасы стрел и эвакуирующих раненых в крепость Абу.

С правой стороны острова начальники нубийских отрядов приняли решение убрать мешающие обзору паруса на брошенных египетских лодках, но в процессе сворачивания оных потеряли много людей. Еврипил не дремал, и египетские лучники с успехом воспользовались оплошностью противника, расстреливая легко защищённых нубийских воинов. Собранные паруса не принесли желаемого облегчения противнику, так как теперь египетские лучники тоже стали лучше видеть воинов врага.
По-прежнему мешали брошенные лодки. Нубийцы пробовали перебраться на них, чтобы достигнуть «моста» с кольями, а потом решили баграми оттащить дрейфующие лодки в сторону, но течение препятствовало этому. Вся эта «возня» перед строем египетских лучников не способствовала успеху наступающих. Время от времени залпы стрел обрушивались на нубийцев, внося значительные потери в их ряды.

Тем временем часть нубийских лодок высадило десант на остров Сетет.
- Внимание! Приготовиться к отражению атаки противника! – выкрикнул Варсутин, стоящий на центральной башне стены, перегораживающей начало острова.
Нубийские воины тащили с собой лестницы, предназначенные для штурма четырёхметровых стен. Постепенно под стенами маленькой крепости разгорелся нешуточный бой. На двух угловых башнях трёхсотметровой стены находились ученики Клития. На правой башне, напротив левого берега реки, был Данай, а на левой Метион. Перед ними была поставлена задача противодействовать магическим воздействиям противника. На центральной башне, рядом с Варсутином, находилось ещё четыре жреца храма Осириса, которые владели заклятиями боевой магии.

К острову приблизился сорокаметровый корабль с жёлтым парусом и остановился, не доходя сотню метров до выступающего мыса. Нубийские матросы искусно чуть собирали или опускали парус, так что, используя северный ветер корабль практически оставался на месте.
Ченени стоял на носу судна, обозревая место сражения. Рядом с ним, поминутно вытирая потный лоб и шею, прохаживался Паитси. Наконец, он перестал маячить и подошёл к Ченени:
- Как продвигается наступление наших бравых воинов? – вкрадчиво осведомился он.
- Да пока никак! – со злостью ответил Ченени и сплюнул за борт. – Штурм крепости топчется на месте. Слева острова, в более широком рукаве реки, как-то всё бестолково и беспорядочно. Лодок собралось много, а толку мало. Справа вообще всё заглохло, непонятно кто атакует, а кто обороняется.
- Так может послать подкрепление из резерва? – предложил Паитси.
- Подкреплению там будет негде развернуться, – последовал лаконичный ответ.

В это время мягко ступая босыми ногами по палубе, к мужчинам подошла Хиона, закрытая с головы до ног лёгким льняным покрывалом белого цвета.
- Хиона, а ты что здесь делаешь? – изумился Паитси. – Я же приказал тебе не покидать нашу комнату в трюме!
- Я хочу посмотреть на сражение, – безапелляционно заявила девушка.
Паитси начал закипать гневом от такого прямого нарушения его приказа. Он хотел уже было высказаться в резкой форме и отчитать строптивую рабыню.
- Паитси, ты слишком строг к своей наложнице. Когда она ещё увидит такое? – Ченени с улыбкой вступился за Хиону. – Пускай девочка посмотрит сражение.
Паитси, красный как рак, громко хрюкнул от негодования, но сменил гнев на милость:
- Ну хорошо. Только будь всё время рядом со мной.
- Да, господин, – елейным голоском ответила девушка.
Она подошла к борту судна и стала всматриваться в разворачивающееся сражение.

- Вестовой! – Ченени подозвал юношу, вокруг головы которого была белая повязка. – Плыви влево, к более широкому рукаву реки. Скажешь начальникам отрядов что будем прорываться на их участке. Там более удобное место для прохода больших кораблей. Пусть начинают своими силами ломать заградительную решётку. Подкрепление к ним скоро подойдёт.
- Ясно, господин.
Вестовой поклонился и побежал выполнять приказ. Скоро от левого борта корабля отчалила маленькая лодка. Четыре гребца усиленно работали вёслами, направляя её в левую сторону от острова Сетет.