Дергач

Вячеслав Зиновьев 2
                Деркач.
      Жизнь часто переносила меня и мою семью со мной вместе по бескрайним своим просторам. Однажды, когда я был ещё довольно молод, и у нас в семье был ещё один ребёнок, занесла меня судьба в непростое село по имени Бирюковка.  Сёл таких не простых великое множество. Работал я тогда электриком. Лазил по столбам, и жизнь наблюдал часто оттуда, сверху.  Село старинное. Судьбы жителей переплетены и перевязаны такими узлами и скреплены узами, что не разобраться.

      Хочется рассказать об одном необычном человеке. В народе звали его дед Дергач. Имя это было производным от его фамилии. А вот дедом его звали помоему зря. Он дедом ещё к тому времени не стал. Было у него довольно молодых две дочери.  Когда то давно, узнал он, от тогда ещё школьниц,   дочек, что Земля наша круглая, и с обратной стороны земли – Америка. И возник у деда Дергача рассказ, можно сказать легенда.

     В те далёкие времена, телевизор только появлялся у наиболее зажиточных жителей. Программа была  короткой, и  местной. Телевизор много времени не отнимал,  времени свободного  хватало. Люди собирались на завалинке в группы, и обсуждали разные проблемы. Говорили о новостях в политике, о местных событиях и кто нибудь что то -  рассказывал. Дед Деркач слушал, ждал паузы и вставлял своё. А вот ещё был случай.  Рыли мы с кумом в Болхунах колодец.   (Болхуны, тоже деревня, только в трёхстах километрах).  Рыл я, потом кум, потом опять я. Прорыли двенадцать метров. Копал я. Чую кирпич, довбав, довбав, дальше бетон. Кум кричит, вылазь, я полезу. Опустил я кума, он долбал, долбал бетон, чую, нема кума. Я кричал в колодец -  кум,  кум, нема кума.

     Пошёл я по Болхунах  собрал  двенадцать крепких  хлопцев, привязали меня, и опустили в колодец. Через двенадцать метров бетон раздолбаный, а дальше дырка. Я кричать начал, кум, кум, нема кума. Кричу, вытягайте. Вытянули   меня, а кума, нету,  по  сей день. Прошло сколько времени, приходит письмо от кума. Кум пишет, кум я в Америке.  Дали, пишет,  мне хату, пять костюмов и зонтик. Зонтик у деда представлял всё. Если человеку дали зонтик, то ему, человеку, уже больше ни чего не надо. Всё есть. Кум пишет  мне, ты тоже приезжай, тебе тоже дадут, мы же вместе рыли. Дед замолкнув, гордо оглядывал слушателей, но встретив насмешливый взгляд электрика Славика, продолжал.  Думал, думал, ехать в ту Америку или не ехать,  и  не поехал.  Нахрен я родину на якусь Америку променяю.

      Электрик Славка спросил,  а колодец твой в Болхунах до сих пор стоит.  Дед в запале, гордо говорит, что да,  стоит, можешь поехать и проверить.  Ты дед особенно про это не рассказывай,  говорит Славка.  Почему,  возмущается дед.   Там,  наверное,  каждый день шпионы туда – сюда лазят. Поймают, спросят, кто в Америку колодец выкопал, узнают, Деркач, и возьмут тебя за ручки белые.    Мужики  понимают, что это всё выдумки, брехня по нашему,  но   тему поддерживают,  мол,   спросят, не отвертишься, куму то чего бояться, он в Америке.  Дед после этого долго не рискует рассказывать про колодец, но потом забудет, и снова выдаст. Свято верит, что если и вправду вырыть колодец, то в Америку попадёшь.