Из переписки нашей с Санто - об его стихах - предложил поиграть в построчный разбор(ссылку не даю - автор удалил свою поэтическую страницу).
"Сиеста. Сны в материнской утробе"
Именно сны, Санто! Такими и мне представились много лет назад полотна Дали...Этот почти неземной сияющий фон. Переходы неощутимые, смещённость и текучесть предметов и событий. Прозрачность их сквозная. Так, скорее всего и возникают картины мира, сего и того, в сознании или в душе младенца, а гений Дали, в частности, и в том, что он, по сути, таковым и остался, обретя эманации взрослой реальности и нечеловеческое мастерство художника.
А его портрет лихой с белыми резными чашечками цветов на остриях усов! Я знаю эти цветы. Но не их каноническое название; я видела их давным-давно, в начале мая и даже рвала, негодница,у самого подножия Таганая — там их называли горными подснежниками.
Да, кстати или некстати — почуялось(не почудилось!) мне ну просто фамильное сходство ваше, особенно ярко проступающее в его и в твоих портретах молодой поры. Не случайно же я в первую нашу встречу в реале (помнишь,в кафешке с Кастанедой?) назвала тебя испанцем, когда ты спросил, - на кого похож...
Причуда крови, реинкарнация? Похоже на второе, с учетом твоей манеры письма в красках и словах.
А название твоей вещи «Сны в материнской утробе» - относится , по-моему, ко всему твореству и феномену Дали — вот он , вполне половозрелый дядька, в позе эмбриона в срезе матки... Его лейтмотив яйца, растяжения и прободения скорлупы, эти таинственные миги появления откуда-то и проявления в немыслимой чёткости и многозначности...
А теперь к стихам; поехали!
"От южно-черной СомалИ, в немеркнущей дали... В дали,"
Гумилёвская серебряная нота мне послышалась и стихла, - в ином пространстве того же земного времени зарождается другая стихия.
"На вытканном из томилларных трав матрасе, прожаренном дымящей тенью солнца,
и в тени"
Ароматические травы, из которых сплетено ложе, оглушительно пахучи, но дымится ТЕНЬ СОЛНЦА ! Что-то произойдёт, небывалое, - необыкновенное дитя рвётся в мир...
"Под стоном ветра в опалённом Фигерасе рождается насмешка каталонца"
Ага! Ну погодите, он вам всем ещё задаст! Всем, кто слишком всерьёз относится к жизни и принимает мир, благостно застывшим на поверхности, не умея, не желая или страшась заглянуть в его с ума сводящую глубину!
"Донья Фелиппе родовую боль превозмогает с воплем си бимоль.
Она не ждет феноменального сюрприза, шепча: О Доменик Филип Пуболь!
С помпезным “дэ” пред типулом маркиза".
Вопль-то ликующий, - Донья Фелиппе произвела наследника древнего рода!
Сюрприз будет очень скоро...
"В провинции испанского Жирона качает тополь белая ворона".
Еще не то раскачает! Белые вороны — они такие, а уж эта-то многое знала наперёд!
"В крахмально-тОпольной пыли, белеющей вдали, Дали,
Как падший ангел лбом планету стукнул".
И эхо понеслось по всей Земле"
— с многократным усилением(см. Новейшую историю)
"Метель крошила тополиный пух
(шутя создатель в пудреницу пукнул)"
- И правда ведь! Зеркально — про метелицу в сказке...
"павлиньим криком голосил петух,"
Животные, птицы, рыбы прежде людей чуют Сдвиг. Петух всегда на посту :ну с перепугу, как только нечисть почуял,- и заблажил; всегда поражалась, как павлину, дивному творению со вселенской росписи хвостом, дал Господь столь мерзкий, пардон, голос.
"Алел матрас, росой алмазной влажен, с осколками ее стеклянных слез"
Резкое падение тепла земли — слёзы от ужаса или разочарования остекленели, а стекло хрупкое — в осколки; роса же отвердела в алмаз на алом от крови матрасе при чуде деторождения...
"Заворожённый андалузский пёс у входа в век его стерег на страже…"
Словно Цербер, сторожащий вход в потустороннее; но не смеет воспрепятствовать проходу, бо заворожён стуком и пуком, чего в его служебных обязанностях не было прежде предусмотрено.
Интересно, у андалузских псов бывает три головы?...впрочем, места-то колдовские,
а там всякое случается.
"А он затеял эпатажный стёб - щелчок в мещанский толоконный лоб!"
Программа при рождении — лбом о твердь земли, больно! Так знайте, что есть и неведомая вам боль и иное пространство, плосколобые! Щелчок — для включения неработающих долей мозга.
"Нет, пращуры подумать не могли! – Усатый джин, каприз небес - Дали"
Ну здесь не только небеса покапризничали, мне так кажется.
"На Лувр нашлет кромешную опалу"
Сдвиг пошёл — эффект домино — в т.ч. интерес к новому в искусстве живописи - для Лувра и других музеев - и вправду опала, на первых порах.
"Тогда еще не вызрел Элюар"
Палочка Коха ещё не сработала для встречи с Дьяконовой, наречённой поэтом Гала.
"Елена не сменила пеньюар, не превратилась в будущую Галу"
Гала Дали пеньюар особо не понадобился, полагаю.
"Но звезды начертали приговор: "О стань всевездесущим, Сальвадор!"
Всевездесущим — будь здесь и там, отсюда гляди туда, оттуда - сюда и ведай точки смыкания миров.
"Сквозь манекены потекла вода…года стекали рыбками в года…"
Это вИдение Сальвадора Дали (тающие, словно изо льда или пластилина, циферблаты хронометров, прорези, просветы или промоины в фигурах; расшатывание устоев принятого человечеством мироздания, сомнение в наличии времени как такового...ну, остапапонесло).
Главное тут — твоё вИдение поэта, Санто.
"Взгляд устремив магнитно-созерцательный, он написал, кощунственно любя:
“Рыдаю, с восхищением плюя в портрет моей испанской Богоматери!”
Напомнило мучительные перепады в отношении к сакральным вещам у Есенина... «Кощунственно любя» — вот!
"Как больно раскроиться пополам, быть проклятым, иным, неимоверным!"
Понимание своей двойной онтологической сути, инаковости, чуждости миру сущему; чрезмерности своей (М.Ц.- отклик!).
"Послать в пустом конверте сгусток спермы: «Вот всё, отец, что я был должен вам!»
Подруге моей молодости, врачу-психиатру, женщине ошеломительной библейской красоты, благодарный и влюблённый пациент сделал подарок от чистого сердца со словами — это самое ценное и главное моё! (Конверт со своими фекалиями).
В жизни социума был умнейшим, талантливым философом и вполне добропорядочным человеком.
Но этот жест С.Дали потрясает своим глубинным смыслом меня, НЕ психиатра, и даже восхищает. За этим стоит не только травма детства — это и «На твой безумный мир ответ один — отказ «(М.Ц.)
"О да! - Ценю его за смех и шок, за вызов, отрицающий Создателя"
За бесстрашие и верность себе?
"За дерзкий ослепительный плевок в сознание тупого обывателя!"
Вот это по-нашему! Я пережила этот вклад в своё сознание, теперь — с благодарностью.
"За дикой ярости волшебный смог: – Дисней, ПикАссо, Лорка, сэр Хичкок…"
По экспрессии и звукописи -! смысл не дошел из-за набора имен; из них близок мне только ЛОРКА.
"О фетиш снов, расплавленный под кожей!"
Да, притягательный, но какой-то смутный, требующий разгадки смысл его снов; фетишизация в этом ключе. Под кожу — да, ( присказка — аж под шкуру залез! Допёк, блин!)) - так понимаю. Отсюда и расплав — горячее. Нестерпимое, ПОДКОЖНОЕ. (Какой-то «горячий» укол делали в детстве, не помню. Кстати, у Дали есть прямая иллюстрация — натянутая до предела кожистая скорлупа, а из неё мущинка вылупливается, похоже на внутримышечную инъекцию неумелой медсестры. Только зеркально, изнутри).
Вот сейчас, вдруг ! — ПОДКОЖНОЕ - То, что доходит «помимо воли и сознанья» (самоцитируюсь), а точнее, пардон, и не выразишь моё восприятие.
"Всхлип изумления разбуженных людей..."
Как продолжение вброса «подкожного» - работает! И реакция инъецируемых Дали людей точная — в этой строчке твоей, Санто.
"Сюрреализм разумным быть не может!"
Как и Дали. А зачем? Кinder-Kuche-Kirche(не нашла на клаве значок для умляута) - это квинтэссенция разума. И очень даже хорошо, но при чём тут Дали, он и есть сюрреализм, как сам заявил, тут без вариантов.
"В бредовом воплощении идей"
Да лишь бы воплощались, дело в идеях; а в бреду, али спьяну иль стрезва — фиолетово.
"Ожог умов, крушение клише, шуршание листвы, дождей туше..."
Звукопись на уровне. Понравилось «дождей туше» - то нежно, то бац-бац, как по клавишам души, ну меня опять заносит.
"Стандартов слом, банальностей смущенье - сны обретают яви ощущенье…"
И эта явь из снов Дали — вся за окном. А не вдали.
"И мир сосет плоды его искусств: ромашку под названьем «Чупа Чупс».
Про ромашку не поняла, хотя внукам порой приходилось после рёва покупать по их указке эту ЧЧ. Сама не пробовала.
Вот гадство в мире потре****ства: такой соссучий вышел бренд; а гениев сжирает тренд.
Такие дела, Санто!