Ещё раз о математике о статье Юлии Латыниной

Григорий Рейнгольд
Ответ учителя Г.Б. Рейнгольда журналистке Ю. Л. Латыниной на статью
«И кому нужна эта математика?»

Уважаемая Юлия Леонидовна!

Прочёл Вашу статью (http://www.gazeta.ru/column/latynina/2941936.shtml), написанную в защиту математики, и не могу не ответить. Вам кажется, что Вы математику защищаете, но на самом деле Вы своей статьёй её дискредитируете, оказываете ей медвежью услугу.
Перед тем, как приступить к существу дела, представлюсь: Григорий Борисович Рейнгольд, по профессии учитель математики. Им начинал свою педагогическую деятельность, но уже много лет учу детей информатике, главным образом программированию, то есть дисциплинам к математике близким. Кроме того, занимаюсь со своими воспитанниками научно-исследовательской работой и по самой математике. Это я к тому, что отвечает Вам математик. Кроме того, грешен, балуюсь в свободное время беллетристикой.
Теперь к делу.
Первое. Цитата: «Но привычка к использованию языка математики, понимание, что такое анализ проблемы, нужны всем нам». Я ничуть не сомневаюсь, что школьную математику Вы знаете на пятёрку. Но после Вашей статьи, я и сам уже начинаю сомневаться в прямой связи между знанием математики (а не только её языка) и умением анализировать проблему. Давайте не мешать всё в одну кучу, математику, православие, сталинизм, передачу «Аншлаг! Аншлаг!» и прочее. Последнее дело защищать мою любимую науку уничижением совершенно посторонних материй. Так поступают лишь базарные торговки, но принцип «сам дурак» не имеет ничего общего с наукой. Так что давайте о православии и сталинизме отдельно.
Второе. Нет такого школьного предмета «высшая математика». Есть разделы предмета «Алгебра и начала анализа», которые называются «дифференциальное исчисление» и «интегральное исчисление». Сразу хочу сказать, я вовсе не сторонник немедленного изъятия их из школьной программы, но мне, как учителю, понятны и доводы в пользу этой меры. Во-первых, разделы эти начали изучать в школе сравнительно недавно, по историческим меркам, лет тридцать пять назад. Очевидно, что с тех пор не повысилось ни качество выпускников средней школы, ни специалистов с высшим образованием. И когда изучали элементы теории множеств в 4-м классе, и строили на этом весь курс геометрии, благодать не сошла с небес. Одно дело благие пожелания кабинетных учёных, другое – реальная жизнь. Многие поколения специалистов, из которых вышли учёные с мировым именем, изучали "высшую" математику лишь в вузах. Во-вторых, по моим учительским наблюдениям, огромному количеству учеников непосильна даже элементарная математика, начиная с 7-8 классов. Надо, либо отменять полную обязательность среднего образования, либо не делать все предметы обязательными для всех. Знаю много людей, которым оказалась непосильной математика в школе, которые ничуть не глупей нас с Вами. В-третьих, кто мешает детям, кому недостаточно глубины, или ширины какого-либо школьного предмета, либо самих школьных предметов, пополнять знания на факультативах, кружках, в системе дополнительного образования, которая до сих пор сохранилась практически полностью с советских времён. Знаю, потому что сам в этой системе работаю. А кто мешает читать книги, да и Интернет общедоступен? Обязаловка убивает любое живое дело, неизбежно порождает «туфту», извините за жаргонизм.
Третье. Не могу не удержаться от того, чтобы не прокомментировать некоторые Ваши передёргивания.
Вы пишете, что нельзя стать хорошим учёным, если после армии поступить в университет и «открыть для себя то, что Лейбниц открыл в XVII веке». Сколько угодно примеров, когда люди возвращались из армии через 2-3 года после окончания войны, узнавали то, что было открыто великими учеными за две тысячи лет до Лейбница, считали (в силу воспитания) Сталина «хорошим менеджером», но становились при этом очень приличными специалистами, в том числе и учёными. Опять Вы неправы. Да и в Израиле каждый уважающий себя молодой человек служит 3 года, и лишь затем поступает в Вуз. А страна не деградировала!
Теперь о религиозном вопросе, которого вы касаетесь неоднократно. Сам я человек скорей неверующий, не сторонник введения названных вами предметов в обязательном порядке, но не могу не ответить Вам по существу. Вообще-то об этом должен быть отдельный разговор, и очень деликатный. Сам я не православный, но могу сказать об иудаизме. В Израиле, не самой отсталой стране, он изучается в обязательном порядке с младших классов. По Вашей логике, это давно должно было бы привести к всеобщему отупению, и как следствию отсталости. Моя родная бабушка, Мария Зиновьевна Фризер (в девичестве) ещё при царе училась в женской гимназии. Она, еврейка  не обязана была посещать «Закон божий», но, как человек любознательный, одно время ходила на эти уроки (пока батюшка сам не попросил её перестать это делать). Она не перешла в православие, но этот предмет никак не повлиял на её умственные способности. Потом она закончила университет и стала врачом.
И, наконец, последнее. «Подросток, очень хорошо представляющий себе место Земли в Галактике, вряд ли поверит, что США живут затем, чтобы расчленить и унизить Россию.» Это цитата из Вашей статьи. Я вовсе не хочу утверждать, что «США живут затем, чтобы расчленить и унизить Россию.». Но, если вы считаете необходимым защитить эту великую страну от чьих-то несправедливых нападок, то аргументируйте по-научному, как подобает человеку, знакомому с математикой и логикой. Должен Вас огорчить, но за те несколько тысяч лет, что насчитывает история человеческой цивилизации, место Земли в Галактике существенно не изменилось. Однако, совершенно очевидно, что неоднократно соседние государства, в силу своей природы, и расчленяли, и унижали друг друга. Порой доходило и до полного истребления одних народов другими, и малые размеры нашей планеты никого не спасли. Известный математик академик Шафаревич – тоже являет собой контраргумент данному утверждению, как и государство Иран, где математика находится на должной высоте.

Гораздо более важным мне представляется не выбор тех разделов математики, которые входят в программу, а КАК они преподносятся детям. На мой взгляд, в преподавании превалирует догматический подход и почти совсем нет исследовательского момента, необходимого в любой науке.

Справедливости ради, надо признать, что в Вашей статье есть и такие утверждения, с которыми я согласен.

Прошу извинить меня за возможную резкость суждений.

С уважением, Григорий Рейнгольд.