Ч. 1 Не море топит корабли, а ветры

Владимир Врубель
               
В среду, 31 октября 1873 года в кронштадтском Летнем саду в одиннадцать часов был освящён памятник офицерам и матросам без вести пропавшего клипера «Опричник».

Собрались моряки, родственники, близкие погибших при исполнении своего долга моряков. Как заметил автор корреспонденции в «Кронштадтском вестнике»: «Грустная, но не бесславная страница истории нашего флота».

Разговор о памятнике шёл давно. Строили его на народные деньги. По высочайшему разрешению (всё в России всегда делалось только «по высочайшему разрешению») 30 сентября открыли подписку.

 Денег собрали немного: 385 рублей 58 копеек, а израсходовали 398 рублей 53 копейки. Сумма не Бог весть, какая, но памятник получился достойный. Рисунок его также утвердил царь. С его же разрешения управляющий Морским министерством адмирал Николай Карлович Краббе приказал отпустить для памятника цепи, якорь и орудия.

Флаг и флагшток отлили и установили работники Кронштадского пароходного завода. Камень пожертвовали и безвозмездно оплатили все каменные работы подрядчик И. Иконников и вольный штурман Н. Волков. Автор памятника остался неизвестен, как и причина исчезновения клипера.

Памятник окружал большой цветник. За ним находилось летнее помещение Морского собрания. При каких же обстоятельствах пропало военное судно вместе с экипажем?

Новенький клипер «Опричник» в составе отряда капитана 1 ранга Андрея Александровича Попова 24 июня 1858 года вышел из Кронштадта, направляясь к Амуру.

Это было великолепное морское судно, прекрасно держалось в шторм, имело плавную качку. Построили клипер в Архангельске из лиственницы, дуба и сосны. Подводную часть обшили медью. На воду его спустили 14 июля 1857 года. Первый сильный шторм он перенёс в Бискайском заливе и выдержал его отлично.

На Дальнем Востоке клипер постоянно находился в плавании. В 1860 году во время перехода из Николаевска в Хакодате с грузом угля для эскадры попал в тайфун. Ураганный ветер сломал бом-утлегарь, изорвал фок-стаксель.

 Не ломайте голову, уважаемый читатель над терминами парусного корабля. Бом-утлегарь – это продолжение бревна, или более корректно сказать, рангоутного дерева, которое торчит на носу парусника, а фок-стаксель – это треугольный косой парус.

 А тем читателям, которые читают текст с увеличительным стеклом, могу посоветовать попросту, заглянуть в интернет, там найдёте определение. Бранить автора, что он не разбирается в такелаже, не стоит, просто я знаю, что текст читают люди далёкие от моря, и им такие подробности не очень интересны.

Простите, отвлёкся. Клипер черпал воду всем подветренным бортом, но прибыл в порт благополучно.

В 1860 году он плавал в составе эскадры контр-адмирала Ивана Фёдоровича Лихачёва. Команде клипера пришлось бороться с несколькими штормами, во время которых крен доходил до 27 градусов, но не лопнула ни одна снасть и не было поломок. Во время стоянки в Китае обнаружилась течь.

 Провели очень серьёзную работу, чтобы выяснить её причину. Произвели ремонт в Нагасаки. Работали по устранению течи месяц, выгружали всё из трюмов на берег. Однако при сильной качке течь появилась вновь. Её устранили.

В июне 1859 года клипер отделился от отряда и из Нагасаки по заданию начальника эскадры ушёл в Николаевск. Выполнив задание, он отправился обратно, но из-за течи в левом котле вернулся и ремонтировался в Де-Кастри. Больше повреждений не было.

Три с лишним года находился клипер на Дальнем Востоке. Наконец пришло долгожданное разрешение вернуться домой. Три долгих года офицеры и матросы жили в отрыве от своих семей. Нужно ли говорить, как весь экипаж готовился к возвращению, и как ждали их дома!

31 октября 1861 года командир доносил с Шанхайского рейда, что он в это число отправится в Кронштадт, избрав для пополнения запасов Батавию, мыс Доброй Надежды и один из портов на островах в Атлантическом океане. По докладу командира течь не увеличилась. В Шанхае на клипере отремонтировали котлы, корпус и кое-что в такелаже.

20 ноября командир доложил в Морское министерство о приходе на Батавский рейд. Он покинул его 28 ноября 1861 года. В донесении говорилось, что течь прежняя, без изменений, запасы пополнены и команда отдохнула, набралась сил для продолжения плавания. Больше донесений с клипера не поступало.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/27/773