Сидеть или стоять?

Андрей Николаевич Миронов
Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце,
вменяется за одно с недоношенным плодом чрева,
потому что такая молитва не имеет в себе души.
Прп. Исаак Сирин.


       Если прихожанин храма, имея тяжкий недуг или в силу преклонного возраста, испытывает крайние затруднения в том, чтобы стоя участвовать в богослужении, то, конечно, ему извинительно сидеть. Вот и  свт. Филарет Московский назидал: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».
       Однако, трудно представить если, скажем, возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата будет происходить в обстановке, когда вокруг Вечного Огня расставят скамьи, лучше кресла, усядутся в них «благодарные» потомки, и… Почему бы не возложить им вместо венка ногу на ногу и не взять в руки попкорн? И конечно находятся такие, которые, сами не желая быть в храме, ни стоя, ни сидя, рассуждают так: зачем стоять? Я не стоять пришёл, но пришёл к Богу! Высоко же они ценят Бога, если даже войдя в кабинет своего начальника, отдавая дань уважения должности, не позволят себе немедленно упасть в кресло, а здесь к Творцу неба и земли приступают так, как если бы пришли в гости к товарищу поболтать…  «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).
       Конечно, Бог не начальник, и не нужно Ему наше стояние, но покаяние: «Бог внимает не тому, кто сидит или стоит, а тому, чей ум устремлен к Нему с должным благоговением» (свт. Игнатий Брянчанинов). Но согрешает весь человек, потому не только душа, но и тело должно пострадать и принести Богу труды покаяния. И хорошо если сидя, сохраняет он внимание к молитве и благовенное отношение к святыне, но первый шаг побуждает ко второму и стоит только начать…
       Едва сев, человек довольно скоро захочет лечь. Так и произошло в католических храмах на Западе, ныне во множестве, из-за отсутствия «спроса» на благодать Божью, превращаемые натурально в гостиницы, увеселительные заведения и прочее. Но даже те, что избежали до времени, сей показательной участи, нищают паствой и не мудрено. Причины тому разные, глубинно – уклонение западной церкви от учения Отцов. Как следствие, это не могло не отразится на отношение паствы к святыне, правилах церковного обихода.
       Традиция сидеть в церквах, в числе прочих причин, закономерно, век за веком, привело к десакрализации храмов. Потеряв чувство страха Божьего, а страху этому приличествует сокрушённое стояние и всё больше на коленях, нежели комфорт седалищ, паства стала требовать развлечений. Богослужения начали восприниматься как концерты и театральные представления, церкви – музеи, а протестантские общины и секты здесь и вовсе потеряли меру, превратив свои капища в место беснований и поруганий тайн Божьих. Многие пастыри даже не скрывают, что вынуждены придумывать, чем бы еще привлечь людей, каким бы ещё развлечением удержать паству, как сделать пребывание в храме максимально не обременительным?
       Когда дьявол убедился, что пытками и казнями христианство уничтожить не удаётся, более того, они только укрепляют веру людей, то нашёл способ куда более эффективный: сделать место особых духовных трудов наиболее комфортным, затем, внушить людям мысль, что с Богом допустимо общаться как со школьным товарищем, в суете поминать имя Господа, включать священные тексты в праздные песенки, устраивают пляски на фоне орудия жестокого убийства Господа... К сожалению и в наших православных храмах, монастырях, то там, то здесь уже идут по этому пути.
       Что же предпочтёт человек ищущий развлечения? Ещё больших развлечений. А раз так, то зачем ему скучный просмотр «фильмов» и «концертов» в стенах храмов, когда есть более зрелищный? Он предпочтёт настоящий концерт, не связанный какими бы то ни было церковными традициями, а значит и ограничениями. Так, однажды, присев, человек встал, затем вышел и больше не вернулся.   
   


А.Н. Миронов. 2015 г.