Часть 6
Предыдущая страница -
http://www.proza.ru/2015/07/25/1487
Кустанай
В мае 1995 года к нам на завод прибыла делегация из Кустаная теперь уже суверенного Казахстана. Пришли к генеральному не просто так, а с визой на своем письме председателя правительства Чувашии. Тот убедительно просил вникнуть и помочь.
А просили они под будущий урожай гербициды для борьбы с сорняками на зерновых культурах.
Мы вникли и отгрузили своим транспортом за «здорово живешь» товара на 1,6 млн зеленых рублей. Т.е. долларов США.
Пришел август. В Казахстане началась уборочная, и я полетел отгружать договорное зерно в свою сторону.
Сразу скажу, что нас кинули. Но не грубо, а вежливо. А потому за два года «выколачивания» этого долга меня обхаживали там как родного сына.
Только через несколько лет выяснилось, что в те годы Ельцин и Назарбаев заключили негласное соглашение. Мы (Россия) по бедности своей не платим за аренду Байконура, а казахам даем возможность брать нужные товары у нас на госпредприятиях, якобы в долг, который они возвращать никогда не будут,
потому что российские власти не допустят таких неприятностей.
Перед нашим "договором" было отправлено туда с Горьковского автозавода 300 легковых «Волг». Это при губернаторстве Немцова.
Из Уфы ушли гербициды для зерновых. Как и нам с оплатой под будущий урожай. Было и еще множество других «кинутых» российских предприятий
Понятно, что никто оплаты оттуда не получил. А мы о своих товарищах по несчастью ничего и не знали.
Конечно, за последующие годы и не только мною прорабатывались всевозможные варианты возврата задолженности. Даже с подключением серьезных структур из бывших работников КГБ и армии, что имели свои фирмы для обеспечения безопасности сделок между двумя странами.
Но все осталось, как и осталось. Два кунака Бориска и Нурсултан ранее договорились обо всем крепко.
А потому расскажу о казахстанских впечатлениях.
Перед железнодорожным вокзалом в Кустанае стоит необычный памятник. На огромном блине-сфере - молодые энергичные люди с с раскрытой картой и треногой теодолита.
Это землеустроители, что намечали в бескрайней казахстанской степи места под будущие поселки целинников. Что бы была питьевая вода и какие-то природные, пусть и небольшие привлекательности – речушка, озеро, рощица.
И, конечно интересно было видеть во время моих путешествий поселки, где питьевая вода вот уже как несколько десятилетий подвозится автоцистернами.
В середине 50-х к вокзалу в Кустанае непрерывно один за другим подкатывали эшелоны с будущими покорителями целины. Тракторные поезда с разборными жилыми домами, различными материалами и утепленными будками на санях стояли здесь же на- изготовку. Вдоль новоприбывшего эшелона начинал бегать назначенный недавно руководитель определенного совхоза.
Эгей, ребята! Вот стоят вагончики за вокзалом. Грузимся и отправляемся. В дороге разберемся. Едем в совхоз имени … и т.д.
Молодежь с гармошками и балалайками и нерастраченным энтузиазмом, еще не протрезвевшая после долгого пути с Украины, Белоруссии и других областей перегружалась в эти санные поезда. И через 2-3 дня народ на сухпае и без спиртного в буранной степи начинал роптать:
- А куда везут? И когда приедем?
Были в этих коллективах и бывшие зэки. И в некоторых ситуациях они брали власть в свои руки, заставляли остановиться санный поезд, выгрузиться и начать обустройство. Вот так в некоторых неприспособленных местах появились такие безводные поселения.
А различные поселки очень отличались по тому – кто его основал и кто там сейчас живет.
Чистенькие и аккуратные поселения Украинцев и Белорусов. Даже в этой безводной степи они вырастили вокруг домов пышные садочки.
Русские поселки около обширных степных мелководных озер. Скотины держат много. Коров по 3-4 головы. Свиней по 6-8 штук. Говорят, надо детей в городе поддерживать – они в институте учатся.
Сено прессованное на зиму привозит совхоз. У всех во дворах электродойки и другая механизация. Моя собеседница заведующая клубом в поселке. Вполне привлекательная, молодая и не замученная хозяйством женщина.
- А что еще у вас в хозяйстве есть?
- Да, гуси вон в озере плавают. И сами не знаем сколько. Осенью придут домой. Тогда и пересчитаем.
В степи там и сям березовые колки. Это рощицы продуваемые ветерком и с тенью под кроной при одуряющей жаре в степи.
Здесь обедаем. Сидим и полулежим на войлочных кошмах. Вода в алюминиевых флягах. Вкуснейший шашлык и теплая водка.
Вымершие немецкие поселения. Добротные двухэтажные дома обшитые вагонкой, окрашенные в голубой цвет.
- А где хозяева?
- А все уже в Германии.
- Что? Бросили все просто так?
- Да, нет. Продали местным. Но вот за такой дом-красавец и за все хозяйство при нем получили денег только на два авиабилета на чартер до Ганновера.
Во времена активного освоения целины построили поселки и местному коренному населению. Сделали все, как и другим. Дом, забор, хозблок, садочек в палисаднике. Сейчас в этих поселениях стоят только дома. Ни заборов, ни деревьев, ни сараек. Казахи все дерево истопили в самоварах. Очень любят чай. А заборы вообще не терпят – к жилью на лошадке, говорят, надо подъезжать с любой стороны. Зато в степи там и сям монументальные мазары – могилы. Из силикатного кирпича, издалека как большие дома , а на них по белому красным, типа – ТЕМИР БЕЙ. Это имя усопшего хозяина-обитателя мазара.
Между прочим, хозяева старались показывать мне не достижения, а наоборот упадок целинного хозяйства с целью разжалобить кредитора и отложить оплату.
Возили по полям, где пшеничка не превышала 15 см. По засоленным почвам, где «колос от колоса не услышит голоса».
А однажды привезли в крупное межрайонное автохозяйство. Многие десятки грузовых автомобилей, отремонтированные и свежеокрашенные стояли на территории автобазы рядами по линеечке. Но! Все исключительно на чурбаках вместо колес!
Пояснили, что резина огромный дефицит и взять ее негде. А потому, если намечалась какая-то срочная поездка водитель получает со склада комплект колес.
В поездках как-то проезжали мимо города Рудного. И там подъехали к огромной яме-карьеру Соколово - Сарбайского ГОК.
Подошли к краю и голова пошла кругом! С глубины полкилометра (!) идут по кольцевым автодорогам колонны большегрузов с рудой и пустой породой. И так же вагоны и платформы по железнодорожным путям. Впечатления! Невероятные!
Здесь же горно-обогатительный комбинат, который выпускает железно-рудные окатыши. Те оттуда направляются на металлургические комбинаты в Магнитогорск и Темиртау.
Вот оно решение вопроса! Предложил вариант бартера акиму (главе) Кустанайской области. Не зерно, которого, якобы, нет. А металлическое сырье с ГОКа.
Меня принял аким очень радушно. Он в своем кабинете в зеленом пиджаке, а за спиной картина во весь рост главного акима Назарбаева в таком же зеленом пиджаке. Согласился на все, но…
Как понятно – см- выше о сговоре Ельцина и Назарбаева, из этого ничего не вышло.
Поздней осенью еду по железной дороге из Кустаная в Челябинск.. Проскакиваем в степи домики путевых обходчиков на разъездах. И почти везде на заборчиках висят матрацы.
- А зачем так?
- Да зима же наступила. Клопов вымораживают.
На фото: Тот самый памятник первоцелинникам перед ж.д. вокзалом в Кустанае.
Продолжение -
http://www.proza.ru/2015/07/27/1465
.