Одинокая гармонь...

Александр Андриевский
               
***

Когда я вспоминаю бывшего одноклассника Грачёва Кольку, то зрительная  память, неизвестно почему, рисует в воображении летний вечер 196...года и центральную деревенскую улицу, по которой  иду с друзьями.

Мы счастливы. Ещё бы! Сейчас, летние школьные каникулы. Впереди  лето! Можно без забот купаться в реке, рыбачить и ходить в клуб на фильмы. Всех нас распирает гордость от сознания того, что будем учиться в шестом классе нашей школы.

Я смотрю во двор дома Беловых. К ним приходят сепарировать молоко жители центральной улицы. Несколько пожилых женщин сидят на завалинке дома, перед окнами комнаты и о чём-то оживлённо ведут беседу.

За их домом находится улица Набережная, куда нам нужно идти. На ней, вечерами, собирается деревенская молодёжь.
 
Молодые парни и девчата играют в разные игры лапту, фантики, ручеёк, и в другие. Бывает так, что  они приходят со спидолами или магнитофонами - бабинниками. Тогда девчата под музыку танцуют и поют модные песни.

Естественно, с этой улицы, молодёжь, как правило, расходятся парами. И это  не удивительно: многие из них, назначают свидания на ней.

Часто, на эту улицу приходят парни с гармоникой или с гитарой. В таких случаях, все они поют песни. После того, как некоторые  устали от них, кто-нибудь из них же, предложит сыграть в  испорченный телефон, или в другую игру. 

Сейчас, несколько девушек поют песню  <<Последняя электричка>> . Эта песня, ставшая популярной, полюбилась не только молодёжи, но людям разных возрастов. Её поют везде  вечерами, и на танцах, и в железнодрожном клубе.

- Опять от меня сбежала последняя электричка  А я по шпалам, опять по шпалам иду домой
по привычке, - доносилась  с Набережной популярная песня.

Но в этот раз, я не стал прислушиваться к ней, потому что от реки, со стороны  небольшого лесочка, услышал музыку одинокой гармоники. На  её берегу, за последним домом улицы, пел частушку
 одноклассник - Грачёв Колька.

***

 Сердце тревожно защемило после первых звуков одинокой гармоники. В чувстве, появившемся в нём, была жалость к нему. Она появилась во мне после того, как он, прошедшей зимой, сильно ударился головой об хлыст сосны, что лежала в штабеле дров, возле их дома.   

После этого происшествия, едва не стоившего ему жизни, он изменился, словно его подменили. У него был очень непростой характер. После того, что произошло с ним зимой,  стал отдаляться от сверстников и одноклассников.
 
У Грача, как называли его ребята в деревне, был невыносимый характер. Ему всегда и везде хотелось быть лидером, хотелось, чтобы его уважали и слушались.
 
Началось такое его желание в семье. У него были две сестры. Ему очень хотелось  командовать ими. Однажды, Колька  побил их за то, что они не хотят слушать его приказов.

Сёстры пожаловались на него отцу. У отца был короткий разговор с ним: он взял солдатский ремень, что привёз со службы, из армии, и проучил его за этот  поступок.

Колька, после полученного от отца урока, затаил в себе обиду на весь белый свет. Он решил показать свою силу перед сверстниками, или перед ребятами, которые были слабже его, и младше возрастом.

Однажды, он решил побить меня. Увы! Ему сделать этого не удалось из-за того, что я был сильнее его.

- Ничего,- с угрозой в голосе говорил  мне, когда поднимался с земли, после моего броска,- скоро, я буду сильнее тебя и всех наших пацанов. Я буду всех вас бить!
 
- Интересно, -я улыбнулся, -как это у тебя получится?

- Очень просто,- его круглое лицо перекосила злая гримаса,- я учусь боксу у Витьки Громова. Ещё немного позанимаюсь с ним! Посмотрим потом, кто из нас будет сильнее. Я тебе морду разобью! Вот увидишь! 
 
- Посмотрим!- я усмехнулся и отошёл от него.

Каково же было моё удивление, когда я узнал от одноклассников о том, что он и в самом деле серьёзно занимается боксом с Витькой Громовым.

Прошедшей зимой, они с ним решили боксировать на штабеле дров, который лежал возле их дома.  Инициатива исходила от Кольки Грачёва. Он думал, что победит  соперника на штабеле дров.   

В спортивном азарте, Колька залез на толстую лиственницу, лежащую  почти на самом верху штабеля, и провёл несколько удачных ударов, в челюсть противника.

Витьке это не понравилось. Он решил доказать ему, что может победить Кольку за  считанные секунды.

Колька отступал от него, забыв об осторожности. Когда Витька хотел нанести ему боковой удар в челюсть, отклонился назад  и упал на штабель. При падении он ударился головой  о лиственницу.
Вскоре,  попал в больницу. В деревне стали говорить о том, что Витька  сделал его дурачком.

Врачи областной психбольницы сказали Колькиным  родителям о том, что Витька не при чём. Физически их сын здоров. Похоже, в раннем детстве, он перенёс какое-то психологическое потрясение. Если,  будет работать над собой, всё придёт в норму.

- Будущее вашего сына в его руках,- подвёл итог разговора хирург,- мне больше нечего сказать вам. 

***

События жизни Грачёва Николая приняли неожиданный поворот. После седьмого класса школы, который  кое-как закончил , он не захотел учиться в ней.

Всё чаще и чаще, он  стал вёсти себя неадекватно.
 
Девчонки, увидев его на улице, старались избегать встреч с ним. Если, они этого не делали, то он мог подойти к ним и задрать вверх подол платья у кого-нибудь из них.
 
Но это было не всё. Колька стал перебегать полотно железной дороги, когда по нему шли поезда. Новое  увлечение он объяснял своею храбростью.

- Грач,- говорили ему ребята,- не играй в прятки со смертью, доиграешься!

- Вы так не сможете!- усмехался он в ответ на предупреждения друзей.

Казалось, судьба миловала его.

В сентябре месяце, когда я учился в восьмом классе, Колька пришёл в школу и вместе с ребятами нашего класса шёл домой. Наша группа, состоявшая из пяти учеников, подходила к железнодорожной насыпи.

С восточной стороны пути показался состав грузового поезда. - Ребята,- сказал один из одноклассников,- пусть товарняк пройдёт, потом перейдём через пути!
 
- Вы, как хотите! - Колька усмехнулся, посмотрел на приближающийся поезд, и побежал.

- Вернись, Колька!- стали ему кричать все ребята, -тебе жить надоело? Ты, не сможешь  перебежать путь перед поездом! Вернись!   

Машинист поезда сигналил ему и махал рукой, указывая на обочину пути. Но всё было бесполезно: Колька бежал навстречу поезду.

Все мои друзья и я отвернулись от полотна железной дороги, кто-то закрыл глаза.

Тупой хлопок удара железа о человеческое тело  возвестил о том, что человек закончил счёты с  жизнью.   

Что двигало им в последние секунды жизни знает один Господь. Одно не подлежит сомнению: нельзя играть в прятки с судьбой. Она этого  не любит!