Ч. 3 Не море топит корабли, а ветры

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/27/773


О клипере не было никаких сведений в сводках судов, прошедших Зондский пролив.
 Голландское министерство иностранных дел объясняло это тем, что клипер, скорее всего, прошёл пролив ночью. Места те кишели пиратами.

Когда русским военным судам приходилось стоять в этих водах на якоре, то устанавливались вдоль бортов противоабордажные сетки, и работала машина, чтобы поданным от неё по брандспойтам паром остудить горячие головы любителей наживы. Абсолютно исключено, чтобы на клипере не приняли подобных мер предосторожности.

В гидрографическом департаменте Морского министерства проанализировали все собранные данные, и пришли к печальному выводу. «Опричник» имел суточный ход 170 итальянских миль.

За четырнадцать дней пройти на нём 2370 миль не составило бы труда. Если он вышел 11 декабря, то легко мог достичь того места, где видели подобное судно моряки с барка «Zwaan» 25-го декабря.

Из этого можно было сделать печальное заключение о гибели клипера «Опричник» в Индийском океане ориентировочно в южной широте 22°, и восточной долготе 67°  с 25 на 26 декабря 1861 года из-за попадания в центр урагана.

7 апреля 1863 года  приказом управляющего Морским министерством без вести пропавший клипер «Опричник» исключили из списков судов флота.
 
Ни у кого не осталось сомнений в гибели моряков, только матери продолжали надеяться на чудо. Когда в семидесятых годах я просматривал в Центральном военно-морском архиве дело «Опричника», то помню до сих пор, какое сильное впечатление оставило на меня письмо матери старшего офицера клипера, лейтенанта Николая Куприянова.

Она написала прошение царю с просьбой организовать поиски моряков на островах, лежащих близ пути вероятного плавания клипера. Так оно и лежит подшитым в деле «О разыскании клипера «Опричник». Никто, конечно, ни на каких островах никого не искал. Но мать старались успокоить.

Люди не любят тайн. Они их раздражают. Тайну гибели клипера пытаются разгадать уже второе столетие. Я не первый и не последний, кто написал о нём, впервые опубликовав статью в книге «Рыцари в морских мундирах».

Одни авторы доказывают, что клипер был перегружен, нырнул в воду, и был таков, даже мусор по воде не плавал. Но, по документам, никакого дополнительного груза клипер не  имел. Более того, я уже упоминал, что он попадал в тайфун в 1860 году. Вот тогда «Опричник», действительно, был перегружен. Он, доставлял тогда большой груз для других судов эскадры, но  ничего, выдержал.

Другие кивают на то, что офицерский состав поменяли, а новые люди ещё не освоились. Это вообще чепуха. Тогда весь российский флот должен был пребывать на дне.

На всех русских судах офицерский состав меняли постоянно. По этому вопросу я даже консультировался у известного учёного, военно-морского историка, капитана 1 ранга Михаила Сергеевича Монакова.

 Офицеры «Опричника», несмотря на молодость, были очень опытными моряками. Версия, предложенная голландцами, также маловероятна. Командир клипера не раз попадал в самые разные переделки и, где находился центр урагана, он понимал, нисколько не хуже голландцев.

Объясняют гибель клипера и встречей с «волной-убийцей» высотой до 18 метров, которые встречаются иногда в Индийском океане.

Говорят о взрыве крюйт-камеры, паровой машины, пожаре. Словом фантазия авторов гипотез неисчерпаема. Как ни обидно, но правды мы никогда не узнаем, как никогда не будем знать и место в Индийском океане, где можно опустить венок в память погибшим морякам.

В 1881 году приехали в Кронштадт английские моряки и захотели посмотреть на памятник «Опричнику». Обернулось это большим позорищем для российских адмиралов.

К стыду местного флотского начальства, а тогда это чувство у большинства ещё не было полностью атрофировано, памятник оказался в крайне заброшенном виде: приспущенный флаг был весь в паутине, грязный, вокруг монумента валялись бумаги, всевозможный мусор.

 Какой-то негодяй содрал бронзовую доску с изображением клипера, чтобы сдать её на металлолом. Тогда тоже воровали медь и бронзу. Осталась только доска с вырезанными именами членов экипажа.

После отъезда гостей навели порядок, украденную доску заменили другой. На ней вместо изображения клипера, видимо, как более дешёвый вариант, потому что обошлись без художника, выгравировали надпись: «В память погибшим на клипере «Опричник» в Индийском океане в декабре 1861 года».

Обе эти доски пережили две мировые войны и одну социалистическую революцию. Но не пережили последней, криминальной.

Доски украли. В чём с горечью имел возможность убедиться автор, посетив вместе с другом-однокашником места, памятные с военно-морской юности.

Надеюсь, сейчас их восстановили. Уже давно не был в Кронштадте.

Я хотел поместить снимок памятника, который получил ещё в советское время в архиве кино-фото документов, но передумал.

История и без того грустная.