Ч. 1 Джон Франклин и его женщины

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/27/1506
               
В начале семидесятых годов, в Географическом обществе СССР, тогдашний его учёный секретарь, капитан 1 ранга в отставке Леонид Иванович Сенчура, познакомил меня с доктором исторических наук Михаилом Ивановичем Беловым.

Михаила Ивановича я знал раньше только по многочисленным публикациям в периодической печати о раскопках в Мангазее. Он предложил мне принять участие в работе отделения истории географических знаний, которым учёный в ту пору «командовал», а позже, когда познакомился со мной поближе, стал одним из моих трёх рекомендателей в действительные члены ГО СССР, где состоял до своего отъезда в Германию.

С подачи М.И. Белова я стал заниматься исследованиями плаваний русских военных моряков в девятнадцатом веке. Тема эта меня увлекла и с тех пор не отпускает. Но, как всегда бывает, по ходу исследований в архивах и библиотеках Ленинграда, появились и другие «побочные» интересные темы, возникло желание поделиться своими знаниями с людьми, интересующимися историей.

В результате появилась на свет рукопись книги «Рыцари в морских мундирах», которую опубликовало смоленское университетское издательство. Затем последовали другие книги, изданные в издательствах Москвы и Севастополя.

Коллеги в Географическом обществе, работавшие в университете и других учебных заведениях, предлагали мне заняться написанием диссертации, но история – это просто моё увлечение, а основным занятием тогда были техника и служба в военном представительстве, поэтому учёная степень кандидата исторических наук меня не интересовала, излишним тщеславием, слава богу, не страдал.

Смысла в трате на это времени я не видел. Да и не хотелось привлекать ненужного внимания к своему увлечению начальников в Ленинграде и в Москве. Их реакцию мне было нетрудно предугадать.

Не так давно, просматривая англоязычную прессу, увидел заметку о находке одного из двух кораблей Джона Франклина. Впервые прочитал об этом исследователе, когда взял в Центральной военно-морской библиотеке отчёт капитана Фрэнсиса Мак-Клинтока о поисках им экспедиции Джона Франклина.

Тема меня тогда заинтересовала, но только в Германии я нашёл время написать о незаурядном английском моряке и его удивительных подругах. Очерк о них предлагаю читателям.

Редко выпадает в жизни такая счастливая карта, какая пришлась на долю Джона Франклина. Его любили две необыкновенные женщины, талантливые, красивые и умные. Сочетание, согласитесь, не заурядное.

Обе  дружили с детства и были самыми близкими подругами. Но счастье Франклина перемежалось с горем и безмятежной его жизнь не назовёшь, да и конец её был ужасным. Впрочем, в жизни так случается часто. Не зря мудрые люди говорят: не смейся много, будешь плакать.

Джон родился в семье торговца тканями, был девятым из двенадцати детей. Отец рассчитывал, что когда ребёнок подрастёт, смышлёный мальчик пойдёт по его стопам. Но он допустил ошибку, взяв с собой сына, когда отправился на корабле по делам фирмы в Лиссабон.

После морского путешествия мальчишка буквально заболел морем. Пришлось отцу, с болью в сердце оторвать сына от семьи и отдать волонтёром первого класса в военно-морской флот.

По-разному провидение распоряжается людьми. Что-то внутри нас заставляет одних выбирать судьбу, скажем, моряка подводника, осваивать сложнейшую профессию, рисковать жизнью, даже в мирное время, выполняя свой долг, в то время как их семьи не  живут, а прозябают в военных городках, в глуши и суровом климате.

Другие, в душе смеются над ними, презирая за такую глупость. Слово «долг» эти люди понимает совсем в ином смысле. Можно, к примеру, работать в банке где-нибудь в Москве, и кататься, как сыр в масле.

Но не всё в жизни измеряется деньгами. Существует ещё и такая вещь, как общественная признательность. Впрочем, Англия - не Россия, там испокон веков с огромным уважением относились к людям, избравшим для себя путь служения обществу в качестве морских офицеров.

Вот и Джон мог спокойно торговать в лавке и прекрасно бы жил, во всяком случае, намного обеспеченней морского офицера. Но он решил иначе. 23 октября 1800 года четырнадцатилетний подросток волонтёром ступил на палубу корабля его величества «Полифем», а через год уже участвовал в сражении у Копенгагена.

Когда боевые действия окончились, его уволили. На берегу, он пробыл недолго. Отец, убедившись в твёрдом выборе сына, помог ему получить интересное назначение.  В Новую Голландию (Австралию) уходило для составления описи берегов далёкого континента судно «Исследователь», которым командовал дядя Джона, известный мореплаватель, капитан Мэтью Флиндерс.

В далёкое плавание Франклин отправился уже мичманом. Дядя взял племянника под свою опеку в части обучения морским наукам и следил за тем, чтобы у юноши на корабле ни одна минута не пропадала даром.

Плавание вокруг Австралии закончилось плачевно. Среди команды распространилась цинга, а само судно, выслужившее все мыслимые и немыслимые сроки, оказалось непригодным для продолжения работ по описи берегов.

 «Исследователя» оставили догнивать в Сиднее, команду во главе с капитаном перевели на транспорт «Дельфин» и отправили в Англию. Джон с товарищами прикидывали по карте, сколько  дней займёт путь домой. Вот, что значит молодость и неопытность. На море ничего заранее загадывать нельзя.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/29/761

На фотографии: в 2004 году, когда я зашёл попрощаться, интерьер был почти таким же. Не было настольных ламп.