Беловежская пуща. 3-е путешествие Ворона

Татьяна Домаренок
Наконец, кончилась холодная зима. Пригрело солнышко. Черный Ворон выглянул из своего дупла и понял, что он еще не так стар, и у него хватит сил, чтобы отправиться в новое увлекательное путешествие. Ведь открывать для себя незнакомые места Ворон очень любил. Куда же теперь он решил слетать, в какую сторону?
Еще осенью перелетные птицы рассказали ему об огромной древней пуще, которая расположена на большой равнине:
– В этом бескрайнем лесу очень красиво, там живет много разных птиц и зверей. У пущи есть хозяин – большой и очень сильный бык, его называют Зубром. Он охраняет пущу, и все звери ему подчиняются. Зубр любит порядок. Деревья в пуще никто не вырубает, они растут уже множество лет. Среди них есть такие, которые доросли до самого неба и касаются облаков. Это деревья-великаны с толстенными стволами, им уже более пятисот лет! – рассказывали птицы.
"Вот это да! – думал Ворон. – Я не доживу до таких лет, но посмотреть на древних жителей Земли еще смогу". На рассвете он отправился в путь. Перелет длился несколько дней и ночей. Но черный Ворон не умел спать на лету так, как это делают маленькие стрижи и большие аисты. И потому спускался на ночлег в небольшие рощи или деревенские сады. На поле или в огороде всегда можно отыскать что-нибудь из еды и не остаться голодным.
Беловежская пуща встретила путешественника звонкими птичьими голосами. Хотя, древний лес еще не проснулся. Утренний туман еще не рассеялся, и первые солнечные лучики не успели согреть озябшие за ночь растения. Капельки ночной прохлады стекали вниз по стволам деревьев, а высокая трава сверкала перламутром утренней росы.
Но вот яркий свет восходящего солнца побежал по сосновым и еловым лапкам, по листве берез и осин, кленов и ясеней, согрел траву и кусты. И тут же проснулись пчелки и жучки, мухи и мошки. Лес наполнился их жужжанием и стрекотанием кузнечиков.
Черный Ворон наблюдал за всем этим, отдыхая на ветке огромной сосны. Высота незнакомых деревьев его так удивила, что он решил взобраться на самую верхнюю ветвь и осмотреть лес оттуда.
– Да! Это стоило увидеть! – прокричал Ворон, поднявшись под самые облака. Звуки его голоса понеслись по лесу, подхватываемые потоками ветра.
– Кто это так кричит? – проскрипел огромный Дуб. Его крона была выше крон остальных деревьев, и Дуб смог рассмотреть черного Ворона, сидящего вдали на верхушке старой сосны.
– Лети ко мне, путешественник! Я буду рад познакомиться с тобой, – по-дружески помахал огромными раскидистыми ветвями коренной житель Беловежской пущи.
Вскоре Ворон уже сидел на его ветке, а Царь-Дуб рассказывал ему, будто старому приятелю, о своем доме:
– Наша пуща древняя. Я родился здесь и прожил уже более шестисот лет. Деревьев-стариков у нас много. Это мои давние друзья. В пуще растут дубы и ясени, сосны и ели – целая тысяча деревьев-великанов. В резиденции Деда Мороза живет моя подружка, старушка Ель. Если ты посмотришь с высоты, то увидишь ее верхушку. Эта Ель выше всех остальных елей Беловежской пущи. Я посылаю ей воздушные поцелуи и прошу знакомого Соловья спеть для нее красивую песню в вечерний час, перед сном. Моя красавица увешана гирляндами из электрических лампочек. Их часто включают, когда в гости к Деду Морозу приезжают дети.
– Я люблю Беловежскую пущу. Это мой родимый дом, – продолжал Царь-Дуб. – Ты поживи у нас хотя бы несколько дней, и тебе не захочется улетать отсюда. Посмотри на наши озерца и речушки, подружись со зверями и птицами.
– Я так и сделаю – пообещал Ворон. – Мне очень интересно больше узнать о вас.
– Тогда лети, смотри и запоминай. Расскажешь о нашей пуще друзьям, когда вернешься к себе домой. Вон там, в дупле старой сосны, живет Куница. Если хочешь, познакомься с ней.
Попрощавшись, Ворон тут же отправился в ту сторону, куда указал ему лесной патриарх. Подлетев к сосне, неутомимый путешественник увидел дупло и торчащий из него кусочек чьего-то пушистого хвоста. "Она еще спит, соня!" – понял Ворон и уже хотел ущипнуть Куницу за хвост. Но тут на его голову упала шишка. Ворон обернулся и увидел, что в глубине леса за густыми ветвями кто-то усердно раскачивает сосновые ветви. "Сейчас я покажу этому шалунишке!" – разозлился Ворон и подлетел к сосне. Но из-за колючих ветвей выглянуло вовсе не хитрое существо. Это была обыкновенная Белочка. Ее рыженькая мордочка показалась Ворону взволнованной, а маленькие ушки испуганно стояли торчком.
– Ты чего-то боишься? – спросил путешественник.
– Пожалуйста, не разбуди Куницу! – прошептала Белка. – Она вредная и может съесть моих малышей. Я всегда закрываю на ключ свое дупло, когда мы с детьми ложимся спать. Ведь Куница любит бродить по лесу ночью. Утром Куница спит, а я собираю еловые и сосновые шишки, достаю из них семена, чтобы накормить ими своих маленьких бельчат.
– Вот оно что! – понял Ворон. – Тогда я не буду будить ее.
– Не бойся, Белочка! Куница не тронет твоих деток. Ей не разрешит это сделать наш добрый хозяин, Зубр, – каркнула Ворона. Она сидела неподалеку и слышала весь разговор.
– Ты, Ворона, видно хорошо знаешь свой старинный лес. Может, не поленишься и покажешь мне его. Я только сегодня утром прилетел к вам в гости.
– Ну, если только немножко. У меня много дел, – пояснила Ворона. – Лети за мной. Я познакомлю тебя с птицами. Их много в Беловежской пуще. И все они такие разные. Вот только с Орланом-белохвостом я тебя знакомить не буду, потому что сама его боюсь.
– Ворона, давай слетаем к озеру или реке. Я знаю, что у вас в пуще очень красивые озера и речки, – попросил Ворон.
– Что ты! Там может быть Орлан! Он любит полакомиться щучкой или сазаном. А если заметит нас, то тогда и нам несдобровать. Мне не нужны такие неприятности! – каркнула Ворона и увела путешественника в ту сторону леса, где жило много птиц.
Первыми, кто встретился у них на пути, была влюбленная парочка тетеревов. Эти птицы красивы и грациозны, их оперение черно-белого цвета, а на головке – красная шапочка. Тетерева лазали по березняку и что-то искали.
– Привет! – крикнула "большим курам" Ворона.
– Ах, это ты! Привет! – откликнулись тетерева.
– Познакомьтесь с нашим гостем, Вороном. Он прилетел в пущу на несколько дней.
– О! У нас хорошо, – сказал муж-тетерев. – Много всякой еды. Вот только нужно опасаться лисиц, волков и гадюк. Да и в болото мы не лезем, там можно провалиться в трясину и утонуть.
– А кулики, цапли и журавли не боятся болота, – возразила Ворона.
– Это потому, что у них длинные ноги, и они умеют прыгать по кочкам, – пояснил тетерев. – А нам и среди таких красивых берез живется не плохо.
Ворон огляделся. Вокруг белели тонкие стволы, все было залито ярким солнечным светом. И казалось, что березки одеты в платьица из тонкого блестящего светло-зеленого шелка.
– Здесь очень красиво и светло, – похвалил Ворон.
– Полетели дальше! – скомандовала Ворона. И они унеслись.
Пролетая над Диким болотом, Ворон заметил внизу несколько пар серых журавлей. Видимо, прилетели они из теплых краев совсем недавно и теперь обживали свои старые гнезда, укрепляли и утепляли их. Большие зеленые жабы спокойно сидели на кочках. Журавли еще не спугнули их, занятые более важным делом.
– А вон там, в зарослях тростника живет вертлявая камышевка. – Ворона махнула крылом в сторону берега узенькой речушки, вытекающей из болота. – Эта маленькая птичка умеет строить прочное гнездышко, похожее на шар. Она прикрепляет его к толстому стеблю.
"Интересно! – подумал Ворон. – И зачем она так низко селится. Лучше б строила гнездо на дереве". Но чернокрылому мудрецу было невдомек, что эта маленькая птичка любит жить у самой воды, где нет высоких деревьев.
– Мы подлетаем к моему дому! – каркнула Ворона.
На небольшой возвышенности красовались стройные ели, высокие ясени и клены. На деревьях виднелось множество старых птичьих гнезд. Солнце освещало лес, и настроение у птиц было прекрасное. Отовсюду слышались жизнерадостные птичьи голоса.
– Я тебе покажу свое гнездо. Оно на верхушке самого старого ясеня. Ему триста лет. Он оберегает меня и заслоняет в грозу мое гнездо своими зелеными ветками. Я с ним дружу! – похвасталась Ворона. – В этом лесу живет много птиц: соловьи и дрозды, зяблики и трясогузки, пеночки и щеглы, свиристели и ласточки, серые журавли и цапли, черные и белые аисты, дятлы и кукушки. Всех птиц даже трудно пересчитать. Я с ними тоже дружу. Вот только воробьи меня раздражают. Они такие шустрые и готовы выхватить червяка прямо из-под носа.
– Да! Так бывает, – подтвердил Ворон. – Он хорошо знал повадки маленьких сереньких птичек, чье неугомонное чириканье часто доносилось до его ушей.
Познакомившись с птицами, Ворон решил передохнуть. Вечерело. Солнце уходило за горизонт, разливая малиновый свет по голубому небу, раскрашивая верхушки деревьев и воду у реки. Настала ночь. Ворона скрылась в гнезде, а Ворон уснул неподалеку от ее гнезда, на ветке.
Проснулся он среди ночи от громкого шелеста листвы. На клене, напротив, кто-то сидел. Это была маленькая мышь.
– Как ты забралась сюда, так высоко! – тихо спросил Ворон.
– Да очень просто! Я здесь живу. Видишь, вот мое дупло, – орешниковая Соня помахала длинным упругим хвостом в сторону соседнего дерева. – Хочешь, я угощу тебя орехами. Их я собирала осенью. А еще под дубом у меня припрятаны прошлогодние желуди. Я сейчас спущусь за ними.
И мышь побежала по стволу вниз. Вскоре она вернулась, держа в зубах несколько желудей.
– Да я не ем желуди, – извинился Ворон. – Спасибо, Соня. Лучше я еще посплю.
– Не спи! – от страха у мышки округлились глазки. – Я знаю, на охоту вылетел Филин, он может нас съесть!
– Тогда давай спрячемся в твоем дупле, – предложил Ворон.
Уже сидя в дупле у Сони, они заметили, как в ночной темноте пролетели два больших светящихся оранжевых глаза. Это Филин, неслышно махая огромными крыльями, промчался мимо, ничего не заметив. "Как хорошо, что мы укрылись здесь", – подумал путешественник. Но больше поспать ему так и не пришлось. Кто-то внизу, на земле, хрустел ветками и шелестел прошлогодней листвой. Видимо, Волк или Лиса искали себе добычу.
А когда рассвело, Ворон уже не мог усидеть на одном месте. Его манили к себе дикие еще не знакомые ему места старушки Беловежской пущи.
– Вот, вот! Слетай туда! – посоветовал Ворону большой пестрый Дятел. С утра он принялся за работу, выдалбливание нового дупла в стволе старого клена. – В дубовой роще живет семья медведей. Они добрые. Мать-медведица воспитывает двоих медвежат. Малыши покажут тебе нору Барсука. Он еще тот чистюля. Весной Барсук выскребает из норы весь накопившийся за зиму старый хлам. Знаешь, говорят, что под землей этот неутомимый зверек построил целый барсучий городок!
Но Ворон не увидел ни медведей, ни Барсука. Зато на его пути повстречался Олень. Вот только на голове у Оленя почему-то не оказалось прекрасных раскидистых рогов.
– Где твои рога? – спросил Ворон. – Без них тебе не отбиться от врагов.
– Да, ты прав. Рога у меня были, они отпали. Но уже отрастают новые. Видишь, эти бугорки? – Олень склонил голову, чтобы Ворон все лучше разглядел. – Мне сейчас необходимо быть очень осторожным, чтобы не попасть в лапы рыси или волка.
– Тогда, береги себя! – посоветовал Ворон и полетел дальше.
На его пути встречались настоящие лесные дебри. Это переплетенные чудным образом ветви огромных деревьев, через которые даже ему не удавалось пролететь.
"Какой дремучий лес! Я не удивлюсь, если сейчас из него выйдет сам старик Леший или Баба Яга. Видимо, эти деревья хранят множество легенд и разных историй. А они могут быть запрятаны глубоко в стволах и ветвях растений", – рассуждал Ворон.
– Ого-го-о-о-о-о! – понесся по ветру его звонкий голос.
И лес ответил глухим эхо:
– О-о-о-о-о-о-о-о!
– Живи, старый лес, долго-долго! – крикнул Ворон. – И береги в себе только хорошие воспоминания. Это важно для счастливой жизни на Земле!!!
– Да-а-а-а! – словно эхо прозвучало в ответ.
Но вот Ворон вылетел из темной пущи на свет и увидел белокрылого Аиста.
– Привет! – поздоровался Ворон. – Я рад тебя видеть. Ты – будто солнышко в этом дремучем лесу.
– Ну, что ты! Не хвали меня. Я каждый год прилетаю сюда весной и живу до самой осени. Мне здесь нравится. Это не злая пуща. Она добрая. Ее не стоит бояться. Ведь на нашей земле всегда было много добра. И сейчас оно хранится здесь, в этих старых стволах и корнях. Тебя никто не обидел? – спросил белый Аист.
– Никто.
– Знаешь, почему у нас спокойно?
– Нет.
– Наш хозяин самый сильный среди всех зверей. Его слушает и у него спрашивает совета вся пуща.
– Кто же это?
– Беловежский Зубр. Хочешь, я познакомлю тебя с ним.
– Конечно, хочу.
– Тогда в путь!
Через полчаса перелета под покровом облаков над бескрайними зелеными просторами Беловежской пущи, птицы спустились на ветви огромного Дуба, чей толстенный ствол упирался в самое небо.
– Добрый день, уважаемый Дуб! – поздоровался Аист. – Как поживаешь? Как твое здоровье?
– Да, вроде, неплохо, – прошелестел ветвями огромный лесной исполин. – Здоровье хорошее. Видишь, какие красивые молодые листочки выросли на моих старых корявых ветвях. Значит, жизнь продолжается! Вчера я угощал Кабаниху с поросятами своими припасами – прошлогодними желудями. Ее малыши, поросята, такие полосатенькие, просто чудо!
– Рад за тебя, – отвечал Аист. – А я вот веду нашего друга в гости к Зубру. Ты не знаешь, где он сейчас?
– Зубр совсем недавно был у меня. Советовался, чем подлечить ногу молодой Косуле. Я отослал его на земляничную поляну. Пусть больная пожует лечебной травки, нога-то и перестанет болеть.
– Ты такой мудрый, Дуб! Спасибо, что указал нам дорогу к Зубру! – поблагодарил Аист. И путешественники снова взлетели к облакам. Но теперь уже их перелет был недолгим.
На солнечной поляне, окруженной пушистыми зелеными елями, Ворон с Аистом увидели Зубра, а рядом с ним молодую Косулю. Бедняга чуть прихрамывала на ножку, а Зубр, как он потом пояснил, просто оберегал ее от случайных врагов. Ведь больная Косуля не могла быстро бегать.
Черный Ворон посмотрел на этого огромного зверя и подумал: "Как хорошо, когда за тебя кто-нибудь в ответе, когда тебе может помочь такой сильный, но не злой и не кровожадный зверь".
Зубр разговорился с Вороном. На его вопрос о том, случаются ли в пуще неприятности, ответил так:
– Иногда случаются. Но это бывает очень редко. Я всегда нахожу вредителей. Когда в прошлом году, зимой, зайцы ободрали кору молодых деревьев, я разъяснил им, почему этого нельзя делать. Ведь оголенные стволы не уберегутся от мороза, и деревья могут погибнуть. В этом году зайцы не тронули ни одного дерева.
Молодой Медведь разорил улей диких пчел. Они пожаловались мне на вредителя. И Медведю влетело за этот дурной поступок. Птиц же я никогда не наказывал. А вчера ко мне пришел Еж с мокрыми глазами. Оказывается, Филин хотел его съесть. Бедняга отбивался от злодея всеми своими иголками. Напугался до слез. Я накажу Филина за этот злой поступок.
– А праздники бывают в вашей пуще? – спросил черный Ворон.
– Обязательно. Самый главный праздник Беловежской пущи – Новый Год. В резиденции Деда Мороза устраивается новогоднее представление. Зажигает разноцветные огоньки самая высокая Елка нашей пущи, а зверята водят вокруг нее хороводы. В конце праздника Дед Мороз со Снегурочкой дарят малышам подарки.
– Это чудесно! – восхитился Ворон. – Мне б тоже хотелось побывать на таком празднике. Хотя, его можно устроить и в моем родном лесу. Нужно посоветовать зверям и украсить высокую ель перед Новым годом.
Переночевав в пустом дупле сосны недалеко от гнезда Аиста, путешественник собрался лететь домой.
– Прилетай к нам еще! – пригласил Ворона белый Аист. – Наша пуща не просто так зовется Белой. В ней сокрыты чистота и добро. До новой встречи! – белый Аист помахал Ворону своими большими крыльями.
И черный Ворон полетел назад, храня в своей памяти удивительные воспоминания о чудесном уголке Земли – о Беловежской пуще.

28.07.15

  Эта сказка на белорусском языке  http://domarenok-t.narod.ru/stories/1012.html
p.s.  читайте мои сказки и рассказы для детей и взрослых на http://domarenok-t.narod.ru