Одесский кинофестиваль-2015. Радиорепортажи

Виктория Фролова1
1.НОВОСТИ ОДЕССКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ-2О15

По традиции в середине лета шестой раз подряд Одесса принимает участников и гостей международного кинофестиваля, который в нынешнем 2015 году пройдет с 10 по 18 июля.
Как всегда – это не только праздник и отдых для любителей кино, но и напряженная работа для всех, кто связан с киноиндустрией. Как всегда, на Одесском международном кинофестивале предусмотрено множество кинопоказов, событий и встреч, которые всем интересующимся помогут лучше разобраться в тенденциях современного киноискусства.

Конечно, церемония открытия – 10 июля, и 18 июля – церемония закрытия кинофестиваля состоятся на традиционной красной дорожке у фестивального дворца, с ролью которого достойно справляется здание Одесского театра музыкальной комедии им. Михаила Водяного.

По-прежнему одесситов и гостей города на открытые показы в 21.30 приглашают специально оборудованные киноплощадки на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске, и как всегда, здесь любители кино совершенно бесплатно смогут познакомиться с лучшими образцами классики мирового кино, с современными фильмами, которые обратили на себя внимание зрителей и критиков, а также с фильмами, которые являются продуктом творчества именитых гостей кинофестиваля.

Так, в субботу, 11 июля на Потемкинской лестнице будет демонстрироваться картина 1929 года Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», в понедельник, 13 июля, на Ланжероновском спуске зрители смогут посмотреть новый фильм 2015 года украино-российского производства «Незламна» («Непокоренная»), а в последний день работы фестиваля, в субботу 18 июля на Ланжероновском спуске режиссер Даррен Ароновски представит свой фильм 2000 года «Реквием по мечте», который принес ему мировую славу и попал в список 150 лучших фильмов.

Кстати, американский режиссер и оскаровский номинант Даррен Аронофски приедет в Одессу, чтобы провести мастер-класс для участников Летней киношколы. Он – признанный мастер независимого кино и кассовых голливудских постановок. Каждый из его фильмов получал многочисленные награды и номинации на фестивалях по всему миру, включая номинацию на Оскар в категории «Лучший режиссер» за психологический триллер «Черный лебедь» (2011).

К лекторам Летней киношколы присоединится всемирно известный литовский кинематографист Шарунас Бартас (его фильмы отмечены призами в Берлине и Венеции). Шарунас Бартас входит в состав жюри международной конкурсной программы 6-го ОМКФ. Другие члены также жюри проведут мастер-классы: это глава жюри – французская режиссер, продюсер и сценарист Жанн Лабрюн, сербский режиссер Срджан Драгоевич, известный украинский документалист Сергей Буковский, и польский продюсер Дариуш Яблонски.

Студентов Летней киношколы также ждут встречи с почетными гостями фестиваля: композитором и режиссером, автором музыки к фильмам Питера Гринуэя и Майкла Уинтерботтома Майклом Найманом, который расскажет о своей последней режиссерской работе – документальной ленте War Work, 8 Songs with Film, и с ирландским кинематографистом, шестикратным номинантом на премию Оскар Джимом Шериданом.

Напомним, что Летняя киношкола – не только прекрасный шанс для молодых людей, мечтающих о кинокарьере, получить знания из первых рук признанных мастеров мирового кино, но и возможность обрести новые знакомства и творческие связи.
Для всех остальных зрителей кинофестиваль также предоставляет массу возможностей познакомиться с новинками кино и с работами, уже вошедшими в фонд мировой киноклассики. Для этого предусмотрены следующие программные блоки.

В первую очередь это, конечно же, МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА, в которой традиционно участвуют 12 фильмов с обширной географией: Франция, США, Россия, Сербия, Хорватия, Польша, Германия, Аргентина, Украина, в том числе фильм Евы Нейман «Песнь песней».

Этот же фильм поборется за награду в национальной конкурсной программе: украинское кино, как и в прошлом году, будет представлено в в двух номинациях: НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА. ПОЛНЫЙ МЕТР (6 фильмов) и НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА. КОРОТКИЙ МЕТР (18 фильмов).

Также будет представлена программа УКРАИНСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА, которая в этом году посвящена теме оккупации и освобождению Одессы в Великой Отечественной войне. Так, например, зрители смогут увидеть и старую советскую классику кино – фильм Евгения Ташкова 1959 года «Жажда», и неизвестный нам фильм итальяно-румынского производства 1942 года – «Одесса в огне» (режиссер Кармин Галлон).

Лучшие работы членов жюри и гостей кинофестиваля любители кино смогут увидеть в программе СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗЫ.
По традиции зрители смогут познакомиться с фильмами – участниками и победителями других мировых кинофестивалей в рамках программы ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ. К примеру, с фильмом «Виктория», снятым в режиме одного дубля. За эту работу на Берлинском МКФ режиссер Себастиан Шиппер был номинирован на главный приз, а оператор Штурла Брандт Гревлен получил Серебряного медведя. Украинский прокат этого фильма, к слову, назначен на ноябрь месяц.
Шедевры современного мирового кино будут представлены в программе ГАЛА-ПРЕМЬЕРЫ, в частности, обладатель нескольких «Оскаров» – за лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучший фильм 2014 года – голливудская картина «Бьордмен» мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

8 фильмов будут представлены в программе показов «ПУТЬ К СВОБОДЕ», идея которой родилась на прошлогоднем кинофестивале как реакция на трагические события в Украине, всколыхнувшие весь мир. Но это не только фильмы об украинском пути: свой взгляд на стремление к свободе других народов или отдельной личности зрителям предлагают кинематографисты из России, Эстонии, Румынии, Чили, Германии.

Будут на 6-м Одесском кинофестивале и новинки. Так, впервые совместно с Чилдрен-кинофест будет представлена программа детских фильмов, в рамках которой можно будет вместе с детьми (вход для них – бесплатный) не только посмотреть лучшие мультипликационные фильмы украинских мастеров (такие как «Капитошка» или «Шел трамвай десятый номер»), но и познакомиться с классиком мирового немого кино Бастером Китоном, который признан одним из величайших режиссеров всех времен и народов. Он также был непревзойденным комиком своего времени – в 20-е годы прошлого века, и до сих пор поражает воображение своими невероятными трюками, которые он исполнял самостоятельно.

Также из нового – внеконкурсная секция Music Docs, которая представляет три разноплановых документальных фильма, исследующих музыку от фольклора до современного рока. Это картина «Курт Кобейн. Чертов монтаж» – первый документальный фильм о лидере культовой рок-группы Nirvana, снятый с одобрения и при содействии семьи музыканта. Фильм «The Hardkiss. Большое шоу в Киеве» – видеоверсия масштабного концерта украинской группы The Hardkiss в Киеве, и «Музопыс. Музыкальные портреты Украины» – документальные зарисовки об украинской музыке французского режиссера-путешественника Винсента Муна, снятые в течение последних трех лет в Киеве, Одессе и Крыму.

Ну, а откроет 6-й Одесский международный кинофестиваль 10 июля сюрреалистическая комедия французского режиссера Квентина Дюпье «Реальность». Фильмом закрытия будет картина под названием «Ан» молодой японки – режиссера Наоми Касавэ, которая открывала конкурсную программу «Особый взгляд» на Каннском международном кинофестивале.

Конечно, это всего лишь немногое, что может быть интересно зрителям Одесского международного кинофестиваля, который продолжает знакомить любителей кино с лучшими образцами современного и классического кино.
Для самих же кинематографистов фестиваль – это не только праздник, но и работа: в рамках секции FilmIndustryOffice 6-го Одесского международного кинофестиваля, которая пройдет с 14 по 17 июля, запланирован ряд специальных событий, направленных на поддержку и развитие украинской киноиндустрии и международное продвижение украинского кинематографа – и это приоритетная задача фестиваля: Питчинг и WorkinProgress (публичное представление сценариев и идей для будущих фильмов), серия презентаций, панельных дискуссий и мастер-классов, инновационный проект «Terrarium. Сценарный практикум», а также специальные внеконкурсные показы.

Напоминаем, что кинопоказы для зрителей будут проходить на открытых площадках у Потемкинской лестницы и на Ланжероновском спуске, а также в Фестивальном дворце в помещении Театра музыкальной комедии и в Фестивальном центре кинотеатра «Родина». За понравившийся конкурсный фильм любители кино могут отдать свой голос – и стать не только зрителями, но и полноправными участниками 6-го Одесского международного кинофестиваля.

Приятных вам впечатлений.
Информацию подготовила Виктория Фролова.

2.ОДЕССКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ-2015. ИТОГИ

Итак, 6-й одесский международный кинофестиваль завершился, победители названы, призы вручены, гости разъехались, зрители вспоминают о впечатлениях, организаторы начали подготовку к следующему, седьмому ОМКФ.

Коротко напомним о некоторых событиях и итогах прошедшего кинофорума в Одессе.
Уже четвертый год Гран-при фестиваля присуждают зрители путем прямого голосования после просмотра фильмов. В нынешнем, 2015 году его получила картина турецких кинематографистов «Мустанг», причем для режиссера Дениз Гамзе это была дебютная работа, за которую она также получила приз от международного жюри в номинации «Лучшая режиссерская работа».

А лучшим фильмом международной конкурсной программы по версии профессионального жюри стала украинская лента режиссера Евы Нейман «Песнь Песней», снятая по рассказу Шолом Алейхема. Она получила статуэтку «Золотой Дюк» и приз в размере 4 000 евро. Этот же фильм назван лучшим и жюри национальной конкурсной программы, за что на церемонии награждения Ева Нейман получила вторую статуэтку и приз в 50 тыс. гривен.

Но, несмотря на кажущееся единодушие, эта работа вызвала не только много споров среди членов жюри, но и недоумение зрителей. И вот как, в частности, объяснили свой выбор члены международного жюри.

Польский сценарист, режиссер, продюсер Дариуш Яблонски:
— Мы увидели в нем очень редкую красоту и поэзию, конечно, она не очевидна... Это история с очень красивым визуальным рядом, и сама по себе очень красива, и меня это соблазнило. Можно фильм смотреть, и не понимать этого, а можно смотреть и наслаждаться. Я уверен, что этот фильм останется в памяти не только фестиваля и зрителей, но и вообще в украинском кино, потому что это очень мощный фильм.

А вот мнение председателя жюри – французской актрисы, режиссера, сценариста, продюсера Жанн Лабрюн:
— Я могу сказать, что наше время очень быстрое, а этот фильм очень медленный, и нужно много храбрости, чтобы такой фильм снять. В этом фильме очень много ссылок на живопись, очень красивые стоп-кадры

Литовский кинорежиссер Шарунас Бартас также голосовал за фильм Евы Нейман «Песнь песней», и вот почему:
— В этом фильме есть нечто, во многих сценах, многих кадрах трудноуловимое, но поддающееся только ощущению, и он говорит именно языком кино – то, что ничто другое передать не может.

Думаю, небезынтересно будет познакомиться и с мнениями их оппонентов. Говорит украинский режиссер и сценарист Сергей Буковский:
— Главный спор был как раз вокруг этой картины, и голоса разделились 3 к 2-м. Лично для меня мне показалось, что мысль этого фильма закончилась значительно раньше, чем картинка.

Сербский режиссер Срджан Драгоевич так же, как и Сергей Буковский, голосовал не против фильма Евы Нейман, а за другие фильмы, которые по мнению жюри были на высоком уровне:
— Как вы знаете, мы даем награды для пяти фильмов из двенадцати, подборка в этом году действительно очень хорошая, вообще очень сложно было выбрать, и я думаю, что мы выбрали самые интересные, самые стоящие фильмы в итоге.

Еще один приз международного жюри – за лучшую актерскую работу (1000 евро) получила израильская актриса Тамар Алкан за исполнение главной роли в фильме «Человек в стене».
Российский режиссер Алексей Федорченко был отмечен «за прекрасное воплощение русского авангарда» в фильме «Ангелы революции», а режиссера Сиро Герра отметили «за невероятную смесь путешествия амазонскими джунглями и поиска ответов на вечные вопросы» в фильме «Объятия змеи».

В национальном конкурсе специальный диплом жюри получил Остап Костюк, автор документального фильма «Жива Ватра». Вот что, в частности, сказала член национального жюри, украинский продюсер Елена Ершова:
— По поводу «Ватры» нам нужно поздравить режиссера: фильм снят на хорошем европейском уровне, современно снят, без закадрового текста, который веет из семидесятых, визуально хорошие герои, нет перебора в интервью, нет кондовых телевизионных говорящих голов...

Лучшим фильмом национальной конкурсной программы в секции короткого метра стала картина Марины Степанской «Мужская работа» за «прекрасное чувство кинематографической материи и органичную игру актеров»: она получила статуэтку «Золотой Дюк» и сертификат на 25 тысяч гривен.

Приз за Лучшую актерскую работу в размере 25 000 грн получил актерский дуэт фильма Екатерины Горностай «Поодаль» – Виктория Миронюк и Андрей Палатный. Жюри национальной конкурсной программы также отметило специальным дипломом дебютную документальную работу Михаила Москаленко – фильм «Стена».
 
Кроме того, были названы лучшие фильмы Национальной конкурсной программы по версии жюри Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI): лучшим полнометражным фильмом признана документальная лента Кшиштофа Копчински «Диббук. История странствующих душ», а лучшим короткометражным фильмом – «Сын» Филиппа Сотниченко.

Единогласным решением экспертного жюри был определен Лучший проект продюсерского питчинга (презентации проектов фильмов) в рамках профессиональной секции: им стал дебютный полный метр режиссера Максима Ксёнды «Танк». Для него это уже вторая награда ОМКФ: в 2013 году его «Дорога» получила «Дюк» как лучший короткометражный фильм национального конкурса. Победителя питчинга наградили призом в размере 50 тысяч гривен

Помимо конкурсных призов, статуэтки «Золотого Дюка» за вклад в мировое киноискусство получили почетные гости фестиваля – американский режиссер Дарен Аронофски и британский композитор Майкл Найман. По традиции, оба они были не просто «почетными гостями», а очень активными участниками фестиваля, проводили мастер-классы для молодых слушателей летней киношколы, встречались на показах своих работ со зрителями. А Майкл Найман, кроме того, выступил со своим оркестром с авторским музыкальным оформлением фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» на открытой площадке у Потемкинской лестницы, и на следующий день даже снял кино об одесском кинофестивале – в частности, запечатлел установку памятного знака на Потемкинской лестнице «Сокровище европейской культуры», отметив, что это – самое узнаваемое место мирового кинематографа.

Таким образом, Одесса вполне официально вернулась в мировое кинематографическое сообщество. И это одна из тех важных задач, которые ставят перед собой организаторы. Вот, к примеру, что сказала по этому поводу президент одесского кинофестиваля Виктория Тигипко:
— Фестиваль – это синергия культуры, туризма, денег, все вместе в Одессе есть, и нельзя это не использовать правильно. Мы с первого года уже вносим большую лепту в экономику города, области, и, соответственно, страны. Я думаю, что эффект одесского международного кинофестиваля исчисляется сотнями миллионов гривен в город, в область. Так что нужно беречь культурные мероприятия, развивать такие культурные мероприятия, потому что это есть ценность не только культурная, но и экономическая, это серьезный вклад в развитие города, области, страны, в развитие туризма, и большой тизер для туристов, для тех, кто приезжает сюда посмотреть прекрасное кино, привозят с собой друзей, семьи.

Стоит заметить, что в этом году практически не было речи о поддержки ни кинофестиваля, ни кинопроизводства в Украине государственными структурами – собственно, потому что никакой поддержки в этой сфере не было. За исключением участия городских властей и губернатора в организации работы фестиваля. Также город выделил небольшую (в сравнении с необходимым бюджетом для события такого уровня) сумму, которая, можно сказать, была чисто символической. Но, тем не менее, по словам советника мэра Елены Павловой:
— Все прекрасно понимают значение кинофестиваля не только и не столько для культуры в городе, не только и не столько для туризма: мы понимаем просветительскую функцию кинофестиваля, и может быть, даже геополитическую, потому что фактически благодаря кинофестивалю, который уже шестой год регулярно, стабильно проходит в нашем городе, в нашей стране, Одесса вернулась на кинематографическую карту Европы, и мы будем продолжать это делать.

Вообще для нынешнего фестиваля, на мой взгляд, подходит известный девиз «Делай, что должно, и будь, что будет». Отрадно, что именно так относятся к себе и молодые украинские кинематографисты, работы которых принимали участие в национальной конкурсной программе: они не сидят и не ждут, что кто-то обратит на них внимание, даст деньги, средства, обеспечит возможности – они просто делают то, что считают нужным, и как результат – не только участие в международном кинофестивале, но и новые знакомства, новые знания. Вот, к примеру, мнение режиссера короткометражки «Остановка» Константина Петрушенко:

— Свой фильм я снял абсолютно бесплатно, это было 3000 гривен – все деньги, которые я потратил на фильм, чтоб его снять. Будущий фильм, который я сейчас пишу – я пишу и короткий метр, и полный метр. По поводу денег я пока не думаю, потому что если сценарий будет хорошим, если идеи будут стоящие, деньги я найду: я думаю, это и ко-продукция, это и питчинги разные. То есть, это все работает, к этому нужно обращаться, для этого все и существует. Опять же, есть люди, которым это небезразлично. Их тоже просто нужно искать, это тяжелее, конечно, чем ты стоишь и ждешь, чтобы тебе раз – и дали. Так не будет никогда. Поэтому конечно, будем искать. Самое главное сейчас – просто хорошо написать, хорошо сделать, честно, и я думаю, что все получится.

И заканчивая наш рассказ о некоторых событиях и некоторых итогах 6-го одесского международного кинофестиваля, отметим также, что у Одессы появился шанс развивать культурные и туристические связи не только с Европой, но и с Азией: в частности, Марк Мюллер – директор фестиваля в Локарно, директор Венецианского фестиваля, фестиваля в Риме, сейчас он возглавляет Пекинский кинофестиваль, предложил организаторам Одесского фестиваля развивать сотрудничество и в этом направлении.

А генеральный директор Каннского кинофестиваля, директор института Люмьер в Париже Тьерри Фремо, который привез на Одесский кинофестиваль все ленты первых кинематографистов – братьев Люмьер, высказал, в частности, свое мнение об Одесском кинофестивале:
— Для меня очень важно быть здесь, потому что хотя Канны действительно – величайший кинофестиваль, это – один из многих кинофестивалей по всему миру, и благодаря кинофестивалям кино продолжает жить и развиваться.
Фестиваль – это событие, в настоящее время люди больше обращают внимание на событие, на такие ярки моменты, что происходят в течение года. Насколько я знаю о количестве зрителей здесь на фестивале, то думаю, что если фильм покажут здесь, то он достигнет очень большой аудитории.

Что ж – именно ради этого – ради возможности объединить большую многонациональную аудиторию любителей кино, зрителей и профессиональных кинематографистов, и существуют кинофестивали.
И мы будем ждать следующего – седьмого Одесского международного кинофестиваля, который пройдет с 15 по 23 июля 2016 года.
До новых встреч!
Программу подготовила и провела Виктория Фролова.