Ч. 6 Спаслись, услышав лай собак

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/07/25/1017

(Сборник "Капитанские судьбы II")

Для производства точной съёмки береговой группе приходилось карабкаться порой по крутым склонам, неся с собой приборы, с которыми требовалось соблюдать особенную осторожность. Не часто удавалось укрыться от непогоды, разжечь костёр, согреться у печки.

И капитан Стокс, и капитан Фицрой приняли на себя эту самую тяжёлую работу в экспедиции. Как им доставалось на берегу, можно судить по упоминанию Фицроя о том, что матрос, его земляк, родом из той же местности, что и капитан, приученный ходить в горах, взял с собой две запасные пары башмаков и три пары шерстяных чулок.

Когда они вернулись на «Бигль», у моряка оставался один разорванный башмак, на другую ногу он намотал тряпки, вместо башмака. Чулки тоже были разодраны вдрызг. Словом, вид у исследователей был не лучше, чем у аборигенов.

В английском флоте считали каждую копейку, поэтому неудивительно, что капитан Фицрой особенно подчеркнул, что он распорядился выдать морякам новую одежду и обувь взамен изношенных, за казённый счёт.

Особенно тяжело было спускаться, держа приборы, с вершин, покрытых снегом. Поэтому умельцы соорудили, как написал капитан «Бигля» что-то похожее на русские сани.

Из сорока пяти суток, после выхода из бухты Голодная, которые моряки провели на берегу, продвигаясь вдоль пролива, и составляя подробную карту, только девять дней были сносными, всё остальное время – штормовая погода, ветры, снежные заряды, мокрый снег и ледяной дождь.

Выполнив задания в проливе Магеллана, корабли перешли к острову Чилоэ. 12-го февраля 1567 году на нём обосновались испанцы. Они были не менее предприимчивой публикой, чем англичане. Своё поселение они назвали Кастро.

Деревянные церкви, которые построили испанцы, сейчас объявлены Всемирным наследием ЮНЕСКО. И церкви, и город, пощадило Великое чилийское землетрясение 1960 года, когда от цунами погибло около шести тысяч человек. В 1817 году потомков конкистадоров победили чилийские войска, и остров стал принадлежать Чили.

После непродолжительного отдыха «Бигль» вновь был отправлен для продолжения гидрографических работ у южных берегов пролива Магеллана,  «Аделаида» осталась для ремонта, рандеву для шхуны и барка Кинг назначил в Рио-де-Жанейро.

После ремонта транспорт и шхуна тоже отправились в пролив. Там у англичан произошло несколько стычек с индейцами. Кинг всячески подчёркивал в своём отчёте миролюбие англичан по сравнению с французским мореплавателем Дюкло Гийотом, матросы которого застрелили несколько индейцев.

Опуская подробности плавания, скажу лишь, что 2 августа транспорт и шхуна пришли в Монтевидео. Потеряли только одного члена экипажа, у которого, судя по признакам, был аппендицит. Но тогда операции на внутренних органах не делали.

Исследования Фицроя на «Бигле» проходили нелегко. 28-го января он отправил группу моряков под командой штурманского помощника Мюррея  в бухту Отчаяния. Погода портилась, но Фицрой считал, что времени у них мало, и работать нужно в любую погоду.

Исследовательская партия отправилась на самом лучшем вельботе. Вскоре начался шторм, но капитан «Бигля» был уверен, что моряки успели укрыться в бухте. Шторм длился несколько дней, но Фицрой не беспокоился о моряках на берегу, зная, что опытный Мюррей сбережёт людей, да и январь, если проводить аналогию, для тех мест можно считать августом.

5-го февраля, когда ветер стал умеренным, в два часа ночи вахтенный офицер разбудил капитана и доложил, что прибыли три человека из партии Мюррея. Они доплыли до корабля в неуклюжем сооружении, похожем на большую корзину, обшитую парусиной.

То, что они добрались до «Бигля», было просто чудом, потому, что «корзина» немилосердно текла, приходилось всё время вычерпывать воду, грести и управлять этим сооружением, было крайне неудобно.

Этот Ноев ковчег соорудили моряки из подручных материалов. Оказалось, что пока они работали с приборами, индейцы украли у них вельбот вместе с провизией, хорошо, что захватили немного еды с собой. Теперь им уже не до исследований, сидят голодные,  ожидая в любой момент нападения индейцев.

Три добровольца, которые смогли доплыть до корабля, совершили настоящий подвиг. Они отплыли от берега перед рассветом  4-го февраля, гребли весь день, пробираясь между островов, и не зная, где стоянка «Бигля». Из еды у них было только по одному сухарю на каждого. Моряков спасло то, что в кромешной тьме они лай собак, которые жили на корабле.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/07/31/1406