Бабушка в паутине

Светлана Борцова
               
Как я ни сопротивлялась компьютеризации своего быта (зачем глаза портить, да облучаться, компьютер еще и зомбирует), - но, видно, судьба. Сдалась однажды, сказав молодым: «Ладно, купите мне ноутбук на день рождения». За свой стационарный дети меня не пускали, боялись, как бы я не удалила  у них что-нибудь важное. А где мне учиться этой премудрости на старости лет? Свое надо иметь. Благо, техобслуживание у меня на дому, без проблем.

Зять сам выбрал в магазине модель, сам настроил, дочь зарегистрировала меня в «одноклассниках», и я, попав однажды в сети, увязла в них, запутываясь все сильнее. Даже книги бумажные – мой «наркотик»- стали ждать своей очереди.
Только внучка, моя владычица четырех лет отроду, ничего не хочет знать. Она подходит,  нажимает клавишу, останавливая мое виртуальное наваждение, берет за руку и уводит, куда ей нужно. Диктует свои условия, и я подчиняюсь.
 
Но вот пришла в гости вторая бабушка, Марина, мать моего зятя, молодая по сравнению со мной. Ее иногда принимают за маму нашего ребенка. Они и внешне похожи. С ней Милочка может играть без ограничений – танцы, бег, прыжки, соревнования – и никаких жалоб на бабушкину старость и болезни. Она всегда приносит подарки и гостинцы. Малышка переключается на Марину, а я чувствую себя свободной и включаю ноутбук.

Как описать звуковой сигнал «сообщение»?  «Ты-трым!». Он такой требовательный, чёткий. Вот прозвучал, призвал к себе, дал понять, что кто-то вспомнил обо мне в этом мире. Я всегда заинтригована им.

Открываю и в этот раз вижу незнакомое женское имя, фотографии нет. Компьютер пишет, что я общаюсь с человеком, которого нет в числе моих друзей, и предупреждает об опасности быть обманутой мошенниками. У меня такое событие в первый раз, я немножко теряюсь.

Еще больше сбивает с толку само сообщение: «Света, ты помнишь Юру *** и  Володю**?» Фамилии не указываю, конечно, я их помню, но кто она такая, эта мадам, чтобы задавать мне подобные вопросы? Ответить или игнорировать? Думаю, что не могут мошенники знать моих одноклассников, да и зачем я им? Отвечу.  «Да, я училась с ними в десятом классе, но после школы ни разу не видела. А тебя совсем не знаю. Открой секрет, кто ты на самом деле». На это мне приходит ответ: «Найди страницу Юрий ***, 64 года, город М-п. Тогда все поймешь».

Ничего я не пойму. Меня слегка потряхивает. Ведь кто-то сказал, что он погиб в страшной аварии. Или умер после нее? По крайней мере, что Вовка искал его и не нашел. Эти слухи доходили через десятые руки. Возможно, искаженные, но не до такой же степени!   

Нахожу указанную страницу, фотография меня потрясает, первое чувство: это не он! Куда уходит молодость и красота? Но ведь прошло почти полвека, тогда он был 16-летним подростком, а   теперь пенсионер. Как жалко!  Воспоминания вернули меня в выпускной класс.

Наш десятый «А» был собран из двух девятых. В воспитательных целях, чтобы меньше разговаривали на уроках, нас рассадили – мальчик с девочкой. Меня посадили с Юркой. Повернувшись направо и увидев вблизи его лицо, я ослепла навеки от этой изумительной красоты. Невозможно было смотреть, особенно – брови! И яркие карие очи…

Весь десятый класс  прошел для  меня в страданиях, которые надо было скрывать. Но ближайшие подружки знали о моих чувствах, даже одна посоветовала: «Скажи ты ему, не такое уж у него черствое сердце!» Но это было немыслимо: «Ага, а что я ему скажу? Юра, я такая дура! За красивые глаза я в тебя влюбилася. Так, что ли? Да он посмеется и будет прав!»

Как это всё далеко, но вдруг всколыхнулось, ожило. Страница его была заблокирована, поэтому он вышел с чужой. Забегая вперед, скажу, что после он восстановил свою страницу и изредка заходил ко мне. Таинственности не убавилось. В друзья не принял. На вопросы почти не отвечал, отключался.
 Спрашивал об одноклассниках. О себе рассказывал скупо: «Я четыре года провел в постели. И все это время Володя был рядом. Благодаря ему я жив и почти здоров. С тех пор мы всегда в январе встречаемся у него в Подмосковье, январь - наш месяц.»   

Для чего же он мне писал? Чтобы прославить верность школьной дружбы с Володей? Конечно, впечатляет. Они были неразлучны в классе, держались особняком. По сравнению с нами, детьми из рабочих семей, они, у которых папы были начальники, а мамы врачи, выглядели более окультуренными, «причесанными». Может быть, потому и нравились, и одновременно отталкивали. А между собой были как братья. Один брюнет, второй блондин, одинакового роста, затмевали внешне всех, даже девочек. На каток ходили не с одноклассницами, с чужими.

Из нашего города уехали после школы, и почти ни с кем связи не поддерживали. Редко доходили о них известия. Когда Юрий попал в ту аварию, он был начальником винзавода в Краснодарском крае, а Владимир - бизнесменом в Подмосковье.

Семейная жизнь?  Как я поняла, по второму браку, о детях и внуках не знаю. На эти вопросы мой собеседник не отвечал. А сам однажды, как бы между прочим, спросил, что я знаю о судьбе Н., нашей одноклассницы. И тут до меня дошло: конечно, ему могла нравиться только она – юная леди со вкусом и стилем. А никто не знал. Так что, когда я скрывала от него свою симпатию, он что-то подобное скрывал от нее. А я узнала тайну. Впрочем, это было много времени спустя, а пока меня ошеломило само его имя на моей странице. С кем бы поделиться?
Позвонила по скайпу Татьяна Ч., с ней всегда интересно поговорить. Я ей рассказала, что объявился одноклассник, которого считали погибшим, но вышел ко мне под чужим именем. Татьяна мистик в душе, она отреагировала по-своему: «Живой?» - «Да, живой».

- А ты уверена? Чем докажешь? А если это знак «оттуда»? Шикарный сюжет, между прочим! Они оттуда подают знаки, у них нет тела, нет голоса, но они пользуются окружающими нас предметами. Например, компьютером, пишут…
- Да ну!  Уже то, что жив-здоров – это самое шикарное. И как он меня нашел, я и не думала, что через столько лет вспомнит.

Но тут я вспомнила, что я бабушка, пришлось оторваться от «связи» и заняться текущими делами. Марина уходила домой, приехали с работы молодые. После рождения моей внучки Миланы семейные роли перераспределились. Мамой стали все называть мою дочь, папой ее мужа, а я для всех бабушка.

- Что это здесь такое, бабушка? – спросила мама, предъявляя мне тарелку с нарезанным арбузом.
-- Это Марина принесла, - ответила я.
-И Мила это ела?
- Нет, чуть-чуть попробовала , он ей не понравился, и не стала есть.
- Ну ладно, Марина. Но ты-то должна понимать, что арбуз не в сезон – это отрава. А вы кормите этим ребенка! Если мы сейчас с ней попадем в больницу, плохо будет всем!
- Да поняла я всё, успокойся. – В расстройстве я ухожу в свою комнату. Слышу вслед, как папа тянет нараспев: «Косяк!», а Милочка ему подпевает: «А куда бабушка смотрела?»
- В компьютер, конечно, куда же еще! – кричит мама из кухни, где разводит лекарство  для спасения ребенка.

Я сижу за своим столом, уставившись пустым взглядом в крышку закрытого ноутбука и размышляя о своем безответственном поведении.  Заходит моя крошечка, утешать меня, заглядывает в глаза.
- Баба, ты сотри паутину, - говорит она и легонько проводит ладошкой по моему лицу.
Я удивленно смотрю на нее, она опять повторяет: «Убери паутину», - и как будто обметает свое личико. Откуда она знает о паутине? Я никогда не говорила с ней о сети и чем-то таком. Этот ребенок порой такое скажет, что диву даешься. Верно замечено, что устами младенца глаголет истина. Но как она осеняет таких детенышей? Непостижимо, и ребенок порой кажется мне чудом.

Однако, наше чудо не прочь похулиганить и не слушается. Завернулась в штору с хохотом и криком: «Я в ракете!»- и оторвала с крючка, а мне лезть прицеплять. Когда залезла под потолок, разглядела там жильца – паучок затягивал угол тенетами. Вздохнула я, говорю сама себе: «Ну, бабулечка, беда, в огороде лебеда, в хате паутина. Кругом виновата. Так назначу себе наказание  в виде исправительных работ».

А компьютер ласково мигает лампочкой: «Я жду, открой!» - зовет он меня к себе. И я подчиняюсь. Может быть, кто-то еще вспомнит обо мне?