рецензия на мюзикл Остров Сокровищ в театре Аквама

Михаил Берсенев
   Когда в столице лето и  жаркая сухая пыль городских дорог ложится мягким ковром на наши дыхательные пути. Когда хочется вырваться из каменных джунглей на морской простор, а не получается. Когда толпы людей вызывают желание спрятаться, а город не выпускает, то песня пиратов в мюзикле «Остров Сокровищ» в театре «Аквамарин» на метро Кунцевской сразу же очень тонизирует. Хочется встать под паруса и - в  путь! На просторы морской глади. И этот порыв - первый ингредиент терпкой смеси под названием мюзикл «Остров Сокровищ» театральной компании «Айвенго».

Второй ингредиент – мягкий юмор. Посмотрите, как падает пират от удара подносом по голове! Этот эпизод, так же как и другой, где персонаж врезается в закрытую дверь,  заставляет зрителей рассмеяться. Может быть, юмор в мюзикле и не высшей пробы, но ведь мы пришли на мюзикл, а не на юмористическое действо. Верно?

Третий ингредиент -  мюзикл отчасти напомнил мне некий шабаш, балаган.  В хорошем смысле этого слова, когда нескучно, когда кровь кипит в жилах актеров, когда все ярко и феерично.

  Вот эта вот смесь из трех составляющих, а именно  призыв отправится в путь за сокровищами морем (!), плюс мягкий, прямолинейный юмор, а также в чем- то цыганский балаган действа и составляет основу привлекательности мюзикла «Остров Сокровищ»


    Дети, что заперты в серые коробки мультимиллионных мегаполисов, живут так душно и скученно, что им как раз и не хватает романтики. Такой, чтобы свежий ветер в лицо, и вперед, с приключениями, подчас опасными для жизни. За горизонт. Театральной компании «Айвенго» можно сказать зрительское спасибо именно за эту возможность хотя бы на сцене, пока идет шоу, вырваться из плена каменных джунглей на просторы фантазии.  Я помню, как в моем детстве девчонки, начитавшись книги «Алые паруса» А. Грина, ждали у окна эти паруса и Принца. Поколения сменяются, но тяга к алым парусам – символу романтизма - не умирает в душах детей, несмотря на наличие последних моделей айфонов и игровых приставок.

  Воплощением романтизма и честности на сцене выступает Джим Хокинс (актер Арсений Никитин) - мальчик не по годам смелый и благородный. По сюжету ему приходится сталкиваться с коварством взрослых, предательством, угрозой своей жизни, но благородное сердце не дрогнуло. Юный актер Арсений Никитин, видимо, уже основательно освоился на сцене и я не вижу на лице его, в его движениях скованности и зажатости, стеснительности, что свойственна, обычно, «зеленым» лицедеям. Игра у него льется вполне естественно, как живой ручеек в лесу. Хотя подчас этот ручеек убегает куда-то вдаль, теряется контакт с другими актерами, но длятся эти провалы недолго, что простительно.

  Мюзикл «Остров Сокровищ» театральной компании «Айвенго»
дарит нам, зрителям, целый калейдоскоп удивительных персонажей. Колоритнейший старик, ставящий черную пиратскую метку, мастер перевоплощения актер Эдуард Аблам (слепой мистер Пью) запоминается неповторимым голосом, чем - то напоминающим Бабу-Ягу.

  Удивительно яркими вышла группа матросов – пиратов. Это целое семейство молодых озорных авантюристов. Их актерская работа мне чем-то наполнила цыганский табор в хорошем смысле этого слова: ребята очень музыкальны, пластичны в танце, безбашенные и шумные. 
    Они - джентльмены удачи, то есть особая порода людей. И массовке эту струнку человеческой души передать удалось. Самым колоритным из пиратов, по моему мнению, стал высокий черноволосый и с красной повязкой на лбу персонаж Черный Пес в исполнении Микаэля Амирханова. Этот парень знает, как передать эмоцию негодования. Зритель чувствует эту пластичность образа, чувствует его досаду, когда Черным Псом командует сторонний человек (Константин Сироткин - Капитан Смоллетт), а не пират. Капитан же явил нам образ честнейшего офицера и командира.

 На фоне рафинированного Смоллетта контрастом выскакивает, как черт из табакерки, Бен Ганн. Он являет собой образ этакого английского лешего, и его шипящий голос создает ощущение старого дивана или шкафа. Он бородат донельзя, и я не разглядел, кто создал этого милого шипящего персонажа.

   Три белых козочки - женская танцевальная партия - создают атмосферу мелодичности и мягкости. Их розовые щечки - тоже часть этого яркого действа - мюзикла «Остров Сокровищ» театральной компании «Айвенго».

Актер Владимир Беляев (Джон Сильвер) создал образ человека мудрого, он не желает лишней крови. Но ради достижения цели - и маму родную продаст! А уж ради сокровища  сделает все. Но и в нем, в бессердечном, в конце концов, происходят положительные перемены. Наверное, море и благородство юного отрока Джима так действует?

    Актеры массовки хороши, выкладываются в эмоциях даже в саркастическом смехе над возможностями Джима Хоскинса. И истерика доктора, пусть и театральная, получилась на высоком уровне.

  В итоге это изобилие благородных и не очень, разношерстных, ярких, феерических персонажей на фоне старой доброй морской Англии и создают неординарность мюзикла. Герои непрерывно зовут нас: «В бой! В бой! В бой!», многократно повторяя эту фразу. Сей мюзикл, по моему мнению, есть своеобразный выпад против «протирания штанов» нашими современниками перед ТВ.

«Остров Сокровищ» театра «Аквамарин» - это мюзикл, где музыка архиважна. Сложно определить, какой стиль здесь доминирует.  Тут и мелодичные баллады, и даже громкие нотки «металла» слышатся уху зрителя, а то и вовсе что-то народное.

   Персонажи не просто поют, но и пускаются в озорной пляс. Хореография на высоком уровне. Пираты двигаются в танце слаженно, отработанно, синхронно. А как Джим Хоскинс ловко и точно проскальзывает у пирата между ног, убегая от преследования! Но есть и крохотные накладки. Например, когда пират не смог поймать брошенный ему табурет на саблю. Тренируйтесь, ребята!


Декорации сцены двигаются разнонаправлено, появляются красные фонари, и начинается баллада. Баллада исполнена дуэтом Джима и Силвера, и я бы назвал этот эпизод одним из лучших отрезков музыкального ряда спектакля.

  Костюмы пиратов и других персонажей мне  кажутся достоверными и самое главное, запоминающимися. Шитые блестками кафтаны, лакированные, модные, высокие сапоги на ногах мужчин. Все это создает СТИЛЬ. 

   Неужели корабли имеют родные души? Джим Хоскинс считает, что да. А вы ребята, так же думаете? Душа Джима Хоскинса спокойна, когда он держит данное слово. Дать слово тому, кто держит тебя в плену, что не сбежишь, и - не сбежать, когда такая возможность предоставляется, это большой ШАГ юного человека. Это честно и благородно.
   
   Этот мир стоит на честных людях. В этом изюминка всего мюзикла «Остров Сокровищ» театральной компании «Айвенго». Человека по поступкам судят! Особенно, это касается мужчин. Ведите сюда детей, не пожалеете. Пусть и в их детстве будут романтичные «Алые Паруса».

***
(Михаил Берсенев, Москва)