44. А. Самохвалов. Ремонт паровоза

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 44. А.САМОХВАЛОВ. "РЕМОНТ ПАРОВОЗА".


            Александр Самохвалов встретил революцию 1917 года 23-летним парнем, учеником знаменитого Петрова-Водкина, и сразу восторженно принял её.

     В своей художественной работе он поставил целью выразить не внешний вид, а дух новой жизни. Может быть, лучше сказать - дух уверенности той молодёжи, что новая, правильная жизнь обязательно будет построена её руками.

     Выразить этот дух простым повторением старой живописи, конечно, невозможно. Значит, надо искать новый художественный язык. Но и впасть в запредельное буйное изобретательство тоже не годится. Люди только поднимались из темноты, угнетения, неграмотности. Заумное искусство не сможет соединиться с ними, оставит их на этом этапе без искусства.

     Найти такое новое, которое близко этим людям и в то же время не примитивно, создать такие образы, которые зацепляют этих людей в их сегодняшнем дне, но всем своим видом являются уже увлекательными образами завтрашнего дня и зовут людей из привычного "сегодня" в необычное "завтра" - вот какая сложная задача встала перед новым искусством.


             Школа Петрова-Водкина очень помогла Самохвалову. Но уже тогда он вёл  свой собственный поиск новой живописной формы и было видно, что простым повторителем выученного художник не будет.

     Когда смотришь на картину "Ремонт паровоза", видишь наглядно, как резко изменилась направленность искусства. Веками главными объектами живописи были мадонны и короли, прекрасные дамы, цветы и пейзажи. Думал ли кто тогда, что когда-нибудь под картиной появится название "Ремонт паровоза"?

     Это было время первого пятилетнего экономического плана. Самый разгар небывалой в истории работы. Всего лет семь назад страна лежала в нищете и разрухе, в голоде, в неграмотности. Железнодорожный транспорт практически стоял. Не поверите, - чугуна в стране выплавлялось столько, сколько во времена Петра I. Заводы разрушены, шахты затоплены. А через семь лет вперёд? Конец 30-х годов. Построено множество новых заводов, мощных электростанций, создана современная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, автомобилестроение, авиация. Созданы свои научные школы, освоены новые экономические базы на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.

     Не нужно называть этот рывок словом "чудо". Это просто труд. Труд объединившихся людей, увидевших впереди великую перспективу. Как бы ни шипели оппоненты, но это было. Это действительно было, и это из истории не вычеркнуть.



            Поиск Самохваловым новых художественных форм виден и в его картине "Военизированный комсомол". Некоторые ретрограды даже усмотрели в ней "формалистическую искусственность", но молодёжь очень хорошо приняла это произведение.

http://maslovka.info/images/555/SAMOHVALOVAN-30.jpg

     Вполне допускаю, что мы уже дожили до такого времени, когда появились люди, которым слово "комсомол" совершенно неизвестно. "Комсомол" - сокращение от названия Коммунистический Союз Молодёжи. Была такая организация. В позднем СССР она формализовалась и переродилась, но в раннесоветское время это была самая активная, самая боевая, самая самодеятельная часть молодёжи.

    До Великой Отечественной войны в стране выросло новое поколение особого типа. Такого поколения не было никогда раньше, не появлялось подобного ему и в будущем. На плечи этого уникального поколения легла бОльшая часть гигантского труда, а с Отечественной войны (есть такие цифры) из ребят и девушек этого возраста живым вернулся только один из каждых десяти. Ни одно поколение в последующем уже не поднималось до таких высот.


     Вот ещё одна вещь Самохвалова, - картина "Советская физкультура":

http://artpoisk.info/files/images/6782.jpg


     Нельзя не сказать и о произведении, которое всегда называют, когда говорят о Самохвалове, и которое считают чуть ли не символом всего его творчества. Картина "Девушка в футболке". Вот он - новый образ нового времени. Конечно, многим известно, что на Международной выставке в Париже (1937 год) картина получила золотую медаль и произвела огромное впечатление на европейских художников.

http://artpoisk.info/files/images/6777.jpg

            

            Умер Александр Самохвалов в 1971 году. Это уже была другая страна, другие люди, другие идеалы. Он создавал иллюстрации к книгам классиков, писал пейзажи. Да, они были сделаны талантливо и очень качественно, но это был уже не тот Самохвалов.

     И лишь незадолго до смерти он, как бы возрождая свою молодость, сделал картину "Александр Блок в рабочем пикете" (к сожалению, качественный снимок в интернете отсутствует). Картина очень интересная. Но публика приняла её формально и в общем-то равнодушно. Это уже было время, когда молодёжь с упоением слушала "Beatles", когда распевались песенки типа "А нам всё равно, а нам всё равно..." или "Тили-пили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали..." Обыватель был сравнительно сыт, героическое прошлое его не интересовало. Впереди был распад страны и крах всего, что построено предыдущим поколением.