Духовные полюса в суфизме

Али Албанви
Одним из характерных особенностей суфийского учения являлось четкое структурирование иерархии святых-мистиков и соответственно подробно разработанная суфийскими философами-практиками система "стоянок" (макам) и "состояний" (хал), для поэтапного совершенствования на пути к Богу.

Представление о невидимой иерархии святых явилось логическим следствием духовного совершенства и авторитета религиозных лидеров. С самого начала, при описании различных уровней этой иерархии применялись те или иные имена, или звания, некоторые из которых уподоблялись орудиям, посредством которых удерживалась вселенная как своего рода космический шатер.

Иерархия суфийских святых, вне зависимости от конкретной ее степени (о степенях, мы напишем ниже), тесно связана с получившим широкое распространение, определением "совершенного человека" в суфизме – "ал-инсан ал-камил". В мусульманском богословии термин "ал-инсан ал-камил" впервые ввел "великий шайх" Ибн Араби (1165–1240). В основе его учения о "совершенном человеке" лежат представления о параллелизме в строении вселенной и человека, который предстает не только прототипом мира, но и копией Бога (нусха-и Хакк).

По мнению Ибн Араби "ал-инсан ал-камил" своеобразный духовный "полюс" (кутб), вокруг которого вращаются все сферы сущего, как материальные, так и духовные. "Поэтому он — священный свиток (мухтасар-и тариф), в котором соединились прекрасная душа, сошедшая из горнего мира, и безобразная телесная оболочка, принадлежащая миру дольнему".

Согласно Ибн Араби, "совершенный человек" есть перешеек между светом и тьмой. Всевышний дал ему два ока: одним он обращен к свету, который указует ему выбор правильного Пути, другим — ко тьме, которой он следует. Но, будучи причиной и целью творения, он занимает в божественном мироздании исключительное положение. Ему подчиняются живые существа, горы, реки, моря и пр. "Совершенный человек" — залог существования Вселенной, он — столп (имад), на котором покоятся небеса.

Первое творение Бога — Мухаммадова сущность (хакика ал-Мухаммадийа), давшая начало "совершенному человеку", и она заключается в божественном знании. А это знание, по Араби, передается пророкам, посланникам и святым, каждый из которых отражает одну из множества истин (хака'ик).

Пророк Мухаммад — будучи совершеннейший из совершенных, как носитель божественного знания (хакика ал-Мухаммадийа), являлся своего рода "матрицей" рода человеческого, ради которого собственно и "был создан этот подлунный мир".

Другой теоретик суфизма – Абу Хамид Газали (1058–1111), разделяя эти взгляды, отмечал, что разум (акл) человека соответствует высшей духовной сфере вселенной (малакут), его душевные силы и ощущения — средней, полутелесной сфере (джабарут), физические свойства — низшей, материальной природе (мулк). Согласно Газали, человек есть бледная копия божественных атрибутов, ибо, как трактует Коран, он, подобно Аллаху, «видит, слышит, обладает членами» и т.п. Но вместе с тем Газали отрицал тождественность божественных и человеческих атрибутов, избегая обвинений в проповеди воплощения Бога в человеке (хулул).

"Ал-инсан ал-камил" включает в себя все ступени материально-духовного совершенства. Его сердце связано с Аршем (троном), личность (или его «Я») – с Кюрси (возвышением), уровень (функции) – с Сидре-и мунтеха, ум – с Калем-и аля (высоким пером или ручкой), душа – с Левх-и махфуз (хранимой доской) и природа – с анасыр-и эрбаа».

"Арш (Трон): объемлющий всю вселенную некий высший уровень, небеса. Рай, Сидр и Кюрси мыслятся под ним. Кюрси: символ силы и власти Аллаха. Сидре - и мунтеха: уровень (организация) над семью небесами, Джаннатуль Ме’ва находится около него. Калем-и аля (высокая ручка): высокая ручка, которой пишутся тексты Аллаха. Левх-и махфуз (хранимая доска): доска, на которой излагается знание Аллаха о прошлом и будущем вселенной. Анасыр-и эрбаа: первоначала или первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь, из которых произошел сам по себе материальный мир".

" Ал-инсан ал-камил постоянно существует в мире, но больше одного его не бывает. Для него нет ничего скрытого в мире… Он знает вещи и их суть такими, какие они есть…".

Суфии следствие Божественного "обожения", озарения, принятия "энергии" видели в появлении "совершенного человека" (ал-инсан ал-камил). Средневековый мистик Мансур ал-Халладж (858-922) подчёркивал, что Божественное единение, "это не результат разрушения личности мистикой, она ее совершенствует, обоготворяет, посвящает, делая ее органом живым и свободным". Но "мистика, - по мнению ал-Халладжа, - этим же и заканчивается, Божественный союз, когда Создатель одаривает двух влюбленных новым созданием, они связаны с ним и дают ему все ".

Новое создание любви суфия к Возлюбленному Творцу - это рождение в нем совершенства. И "если вы чувствуете, что "хакика" Мухаммада проявляется в любой человеческой форме, вы должны быть награждены познанием этой формы". "В каждой эпохе он принимает образ наиболее совершенного человека ... Его сердце напротив Божьего Трона (ал-Арш), его ум напротив Пера (ал-Калам), его природа напротив элементов".

"Совершенный Человек - это копия (нусха) Всевышнего... Это так, потому что Бог - это Жизнь, Знание, Сила, Воля, Слух, Зрение, Речь и Человек – все это вместе взятое"- писал Джили. Это человек, осуществивший свою изначальную теоморфность, по мнению мистиков ислама в каждом новом поколении, олицетворяет откровения Бога, одним из них, например, являлся Мухаммад. Одновременно и "кутб" олицетворял собой некоего посредника в отношениях Бога с людьми и отождествлялся с "совершенным человеком".

Именно такую личность Сухраварди называл "полюсом" (кутб), который рожден для религиозного и политического водительства в определенном историческом времени и месте. "Совершенный Человек - это ось (кутб), через которую вращаются все сферы существования от начала до конца, с того времени, как предметы пришли в бытие, он единственный (вахид) навсегда. Он принимает разнообразные изображения в молельнях (кананс)" - пояснял понятие о "совершенном человеке" исламский мыслитель и знаменитый суфий, последователь учений крупнейшего представителя суфизма Ибн Араби Ибрахим ал-Джили (1366–1424).

Абу ал-Казим описывал его как носящего имя Абдуллах - слуга Всевышнего, титулованный как Шамсуддин - подобный Солнцу, в религиозности и духовности. В каждую эпоху он рождается с именем, подходящим его облику (либас) характерным для времени; истинное его имя Мухаммад. Идея существования ал-хакикату-л-Мухаммадийа – Мухаммадовой Истины, вечной, перерождающей субстанции, носящей святость и пророчество, есть ни что иное, как идея достижения совершенства воплоти. В "совершенном человеке", согласно суфийской философии, наблюдаются такие Божественные признаки, как: сущность (сифат); красота (джамал); величие (джалал); совершенство (камал).

Существование божественных признаков в "совершенном человеке" мистиками объяснялось "основным и суверенным правом необходимости существования", поскольку истина (хакика) "обозначается выражением" этих качеств в человеческом существе, а его "духовность (латифа) обозначается этими символами". Концепция "совершенного человека" соответствует аналогичным представлениям о Антропосе в герметизме и гностицизме, Адаме Кодмоне в каббале, Гейомарте в маздеизме и зороастризме. Понятие "совершенного человека" согласовывалось и с исмаилитскими представлениями о "совершенном" "скрытом имаме", а так же с шиитским постулатом "махди" - "спасителя мира".

Другим синонимом термина "совершенного человека" в суфизме является, вали. Вали - друг, во множественном числе аулия, т. е. означает друзья. Согласно суфийскому учению аулия и после своей смерти, способны оказывать людям духовную помощь, например, появляться в их снах, предупреждая людей о чём-либо хорошем или плохом, делая это посредством советов и предостережения.

«Прислушайтесь! Воистину, страх не будет властвовать над близкими к Богу [своими помыслами, желаниями, устремлениями, поступками, культурой речи и поведения] людьми (аулия’), и они не будут опечалены. [Многолетними усилиями и с Божьего благословения они достигнут всего того, что благостно и полезно для них из числа мирских и вечных высот, благ и прелестей]» (Сура «Йунус», 10:62).

«[Близки к Господу миров] те, которые уверовали [являлись носителями постулатов веры] и были набожны [их слова не вступали в очевидное противоречие с поступками и делами; они сторонились явно запретного и старались совершать обязательное и необходимое в меру сил и возможностей]» (Сура «Йунус», 10:63).

"Поскольку аулия – это драгоценности светозарности Аллаха", им от Бога дарована чудотворность. Способность творить чудеса в свою очередь объясняется результатом постоянной практики предписаний – суннатов Пророка Мухаммада.

В суфизме существует несколько степеней аулия, у разных авторов – она разная, мы приведем наиболее распространенную классификацию:

1. Кутб – самое высокое звание, дающееся шайхам тасаввуфа (суфиям) - это аулия достигшие известной степени в тасаввуфе. Их две персоны. У каждого времени бывает свой «кутб», они появляются в каждой эпохе. Их сердца бывают связаны с сердцем Пророка Мухаммада.

2. Гавс – они также, будучи подобны «кутбам», по смыслу означают оказывающие помощь.

3.Абдал – будучи из людей скрытых, даже когда они среди людей, никто не знает, что они «абдалы». На фарси и в тюркских языках их называют «чилтан» (сорок человек). Если кто-либо из них умирает, на его место сразу же назначается новый. Поскольку они приходят на смену предшественнику (замещают), их и называют «абдал», то есть заместители (бад ал – после того-то). В некоторых источниках утверждается, что их численность составляет 400 человек.

4. Автод - «подпорки, опора». Эти люди также, будучи людьми подобными «абдалам», числом равняются в некоторых источниках 4-м, а в некоторых 70-ти.

5. Нуджабо - авлие из категории достигших высших степеней, которые заняты деятельностью только на благо людей. Их молитвы – «дуа», возносимые за людей бывают приняты. Их число в одних источниках исчисляют 70-ю человек, в других – 40.

6. Нукабо – в тасаввуфе (суфизме) это имя дано той категории аулия, которые являются основой членов общины мусульман. Они осведомлены о тайнах людей. Числом их 300 человек.

Титул «полюс» в суфизме долгое время оставался прерогативой одного высшего суфийского авторитета (шайха) той или иной эпохи, но шайх Ахмад Сирхинди стал даровать его своим ученикам, распространявшим братство Муджаддидийа в новом регионе. Таким образом, характерной чертой этого братства стало отсутствие регулирующего центра: шайхи были предоставлены самим себе в локальных центрах своего влияния, где в их распоряжении находились одно или несколько образовательных учреждений. Эти учреждения (прежде всего, медресе) были центрами распространения теории и практики Муджаддидийа. Желающему стать членом этого братства необходимо было пройти трехступенчатую программу обучения: мектеб — медресе — ханака, т. е. мюридом шайха Муджаддидийа мог стать лишь выпускник медресе.

Однако «кутбом» в узком смысле могли именовать самого совершенного представителя какого-либо разряда суфийской иерархии. Суфий, достигший совершенства в той или иной мистической «степени» (макам) либо в том или ином состоянии (хал), также мог именоваться их «полюсом». Большинство суфиев приписывали кутбу сверхъестественные способности, знание тайного значения букв арабского алфавита и буквосочетаний, они также являлись обладателями сокровенных знаний.

Известно, что среди бродячих дервишей, распространенных в Афганистане и Пакистане, существует особая категория – маланги, которым приписывают обладание магическими способностями. Самых "сильных" из них называют "кутбами". И если в суфийских кругах этот термин используется для обозначения духовного лидера (шайха). Но в связи с афганскими малангами данный термин обозначает еще и индивидуума (аналогия с шаманом), который владеет огромными магическими силами и имеет связь со сверхъестественной реальностью.

В суфийском учении "полюсу" подвластны и другие "друзья Аллаха", местопребыванием же его "является кровля Каабы",- убеждены суфии.

Шайх Ахмад Сирхинди (1564–1624) в разъяснении разницы между близостью сподвижников Пророка Мухаммада и близостью аулия (суфийских шайхов) [к тому же миру божественного] и места возникновения этих двух видов близости - “курб” говорил следующее: “Знайте, что “курб” (близость), связанная с “фана” [отстранением суфия от мира, его исчезновением, стиранием, схождением на нет], с “бака” [возвращением суфия после “фана” в состояние вечности], с “сулук” [движением по пути к Богу], с “джазба” [экстатическим влечением к Богу], есть “курб”, которой удостоились “аулия” этой [мусульманской] общины.

"Курб” [близость к Богу], которая была дарована благородным сподвижникам Пророка Мухаммада – есть “курб” пророчества, которая досталась им благодаря следованию пророку и наследованию от него. В этой “курб” [близости к Богу] нет “фана”, “бака”, как нет “сулук” и “джазба”. Эта близость - “курб” — лучше и выше “курб” святости – “вилайат” [шайхов] на несколько уровней, ведь “курб” сподвижников пророка — подлинная близость “курб”, и эта близость не перестает существовать. Между этими двумя видами “курб” — огромная разница.

Сирхинди утверждал, что если возможно продвижение или вознесение к вершинам совершенств “курб” пророчества с помощью “курб” святости - “вилайат” [шайхов], то обязательно потребуется “фана”, “бака”, “джазба” и “сулук”, ибо эти перечисленные “стоянки” — и есть близость “курб” и ее принципы. "Но если для кого-то реализовалась близость “курб” пророческого типа, то он не нуждается, находясь в ней, в упомянутых “макаматах”. Сподвижники Пророка Мухаммеда шли широкой дорогой близости “курб” пророчества, в которой отсутствует зависимость от тех “макамат”".

Ахмад Сирхинди указывал: “Знай, что “ма‘ариф” [знания сокровенных тайн], которые соответствуют уровню “макама” святости “вилайат” — это “шатахат” суфийских шайхов, и знания, сообщающие о “таухид” [единстве Бога] и “иттихад” [единении суфия и Бога], которые свободно от какого-либо ограничения и направления, указывают на “курб” и “магия” [“вместе с Богом”], что дает почувствовать сопричастность с Вечным и отражением этого Вечного в мире, упрочивает “шухуд” [созерцание божественного] и “мушахада” [состояние контроля суфия за Божеством в каждый миг]. Одним словом, “ма‘ариф” шайхов - “аулия” — “Фусус [ал-хикам]” и “Футухат ал-маккийа”, а “ма‘ариф” пророков— Священная Книга и Сунна.

Святость “аулия” сообщает о близости - “курб” Всевышнего Бога, а святость пророков сообщает о близости Всевышнего Бога. Святость “аулия” указывает на “шухуд”, а святость пророков укрепляет неосознанную связь “как” [раба с Богом]. Святость “аулия” не знает близость близости (“акрабийа”) и невежества, — что оно есть [невежество]. Святость пророков, вместе с наличием близости, знает близость “курб” посредством дали (“бугд”) и созерцания самого мира сокровенных тайн “гайба”.

У части исследователей есть предположения, что понятие об аулия было заимствовано суфийскими сектами у шиитов, так как во многом прослеживается его сходство с их представлениями о непогрешимом имаме.

Дело в том, что внутренняя суфийская доктрина, подобно доктрине шиитов, утверждает, что "вилайа" как функция выше "нубувва", так как последняя пассивна и ограничена во времени, тогда как "вилайа" всегда активна и бесконечна. Потребность в непосредственном знании божественного слова вынуждает ал-хакикат ал-мухаммадийа, Логос, каждую эпоху перевоплощаться в того, кто известен под именем "кутб заманихи" (полюс своего времени), и открывается только немногим избранным мистикам.

Концепция кутба («полюса»), на котором держится мир (по факту, суфийский эквивалент шиитскому имаму) во главе невидимой иерархии святых (аулия)восходит к далекому прошлому, задолго до времени мыслителя Ибн Араби (ум. 1240), и, как широко считается, родоначальником ее был Зу-н-Нун ал-Мисри (796–859), наследник египетской гностической традиции. В последующие века концепция была опрощена и превратилась в меру оценки мистических достижений. Затем уже каждый святой становился кутбом, и "полюс Вселенной" неизменно сопровождали эпитетом или дополнительным названием типа "ал-кутб ал-гаус", "кутб ал-актаб" или "кутб ал-'алам", несмотря на то, как пишет Тримингэм, что "эти определения также теряют смысл, если ими пользоваться не по назначению".

Когда Джа'фар ал-Миргани поет: «Я был первым, кто существовал», он отождествляет себя не с кутбом суфийской иерархии, а с кутбом Логоса (ал-хакикату-л-Мухаммадийа). Эта идея лежит в основе требований раствориться в личности шайха подобно тому, как об этом говорится в отрывке из чиштийского источника:

«На первой стадии от послушника ждут, чтобы он возлюбил своего шайха и считал его высшим для себя образцом. Он действует, разговаривает и молится как шайх; он ест, пьет, ходит как шайх и постоянно размышляет о нем. После того как ученик (мюрид) с помощью этих действий духовно трансформируется в шайха, он духовно представлен Пророку». Здесь, по сути, шайх - символ кутба, невидимого, беспредельного.

В суфийских орденах шиитов удивительным образом слились концепции кутби и имами. У суфиев-двунадесятников, кутб — представитель имама на земле. И как справедливо подмечает все тот же Тримингэм, "отсюда понятна ненависть, которую питали к суфиям муджтахиды".

Первый столп, согласно воззрению гунабадийской ветви ордена Ниматаллахийа, — это вилайа или «верность» кутбу, святые (ахл ал-гайб) образуют иерархическую структуру, глава которой — кутб. 'Али ал-Худжвири пишет: «Среди тех, кто наделен властью освобождать от обязательств и налагать их, и состоит при божественном дворе, имеется три сотни, именуемых ахйар (добродетели), сорок, именуемых абдал (заместители), семь, именуемых автад, три, именуемых нукаба (старейшины), и один, именуемый кутб (полюс) или гаус (спаситель)». По большей части данная классификация суфийских святых совпадает, с уже нами описанной, выше.



Автор: ‘Али Албанви




ЛИТЕРАТУРА

1. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. Серия: Золотой фонд исламской мысли. М.: Издательство: «Ансар», 2007. — 400 с.

2. Королев К., Лактионов А. Ислам классический: энциклопедия. Издательство: «Мидгард», 2005. — 416 с.

3. Мухаммад Хумаюн Сидки. Маланги. Кто они? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://naturalworld.ru/article_malangi-kto-oni.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.02.2016). — Яз. рус.

4. Танеева-Саломатшаева Л.З. Истоки суфизма в средневековой Индии: братство Чиштийа / Ин-т востоковедения РАН. — М.: Вост. лит., 2010. — 312 с.
Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе / Пер. с англ. А.А. Ставиской, под ред. и с предисл. О.Ф. Акимушкина. — М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. — 480 с.

5. Шейх Мухаммад ’Амин аль-Курди аль-Эрбили. Книга вечных даров: (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа и его Пути к Богу). Уфа, 2000. Пер. с араб. Под редакцией с комментариями и примечаниями И.Р. Насырова. [Электронный ресурс] Загл. с тит. экрана. Электрон. версия печ. публикации. — Систем. требования: Adobe Reader. URL: http://smirnov.iph.ras.ru/local/kurdi.pdf (дата обращения: 11.02.2017).

6. Эрнст К. Суфизм / Пер. с англ. А. Горькавого. — М.: «Фаир-Пресс», 2002. — 320 с.: ил. — (Грандиозный мир).

7. Ямаева Л.А. Суфийские братства на территории исторического Башкортостана // Журнал «Ватандаш». Июль 2008.