Капля жалости

Татьяна Скотникова
                Но вы, к моей несчастной доле
                Хоть каплю жалости храня,
                Вы не оставите меня.
                А. С. Пушкин

        Что это такое  - литература? Размышления? Описания? Повествования? Что цель её? Сделать лучше мир? Чью-то жизнь сделать лучше? Привнести интерес? Вызвать к жизни лучшие чувства? Лучшие порывы? Заставить сопереживать?  А можно? Сочувствие - благодать? И вот станут читать люди про твою боль. И будет им жаль тебя. И будет им жаль себя. Потому, что  у всех есть душа и у всех она болит.
        Невозможно без жалости смотреть на свою дочь. На тонкие руки её, на заплаканные припухшие глаза и  и  сложенные домиком брови.  А ты распускаешь руки. Ударила по лицу. Судить тебя надо за это судом. И спалить на костре. Пусть ты тысячу раз права. А дочь виновата тысячу раз. Но спалить на костре надо тебя. Ты старше. Ты мудрее. Ты мать. И иметь должна жалость. Жалость, которая перехватит руку и запечатает  уста. И не вырвется злое слово. И не опустится рука на живое тело и живую душу не погубит зло.
         А как было с тобой? Мама. Только однажды, помнишь ты это десятки лет, взяла  и посадила она тебя к себе на колени. Однажды, кажется, за всю жизнь. И стало в эту минуту  так сладко, так необычно тепло и нежность защекотала горло.  Но она тут же и сказала самое страшное. Тихо так шепнула на ушко. Не могла , видимо, смотреть в глаза, сказала в затылок. " У тебя будет братик. Или сестричка. Как ты к этому, детка? " Рухнул мир. И до сих пор осколки его вокруг.  И сама ты уже старуха. И есть у тебя свои дети. И живешь ты в мире , где  "Какое счастье, что тебя на всей земле никто любить до смерти не обязан!" Мамина же любимая  цитата. А тогда. Тогда, так много лет назад, тебя стало ясно, что всё.Всё! Вся любовь, которая была только твоей будет отдана ему или ей. И таким повеяло холодом, такой пустотой, обездоленнностью и  одиночеством. Вы не знаете, как веет одиночество? Почти, как пурга. Как ноябрьский ветер. Да нет, вру. Ноябрьский ветер - это приключение. Одиночество похоже на смерть. Душа умирает и нет для неё надежды.  Слезы полились сами собой. Я спросила у мамы только одно. "А что, уже совсем ничего нельзя сделать?"  Мне было восем лет. Я в этом мало понимала. Я просто спросила,  как спрашивают о проценте вероятности  при вынесении смертельного диагноза.  Мама потом рассказывала, что я спросила с таким отчаянием , что  у неё  даже мысль была сделать аборт. Видимо, она всё видела и понимала. Но этот  новый ребенок был таким счастьем для неё, что она не смогла отказаться. Бедная моя мама. Я, наверное, мучила её. Я, конечно, мучила её. Своей боль. С той минуты,  с того нашего разговора слезы лились у меня из глаз  не переставая.  Ещё я помню, что накануне этих событий, летом, меня впервые положили в больницу одну. И мама приходила каждый день в одно и тоже время. И  меня к ней не выпускали. Она стояла под окнами.  А я просто смотрела на неё и плакала, плакала. Я так тоскавала по ней. Я так любила её, что не могла перенести эту разлуку.  А может быть это было предчувствие того, что случится совсем скоро. Я предчувствоваласвоего брата. Она уходила. А я кричала ей в окно:" Ты завтра придешь? Даже если камни будут сыпаться с неба?" И она мне кричала: "Я завтра приду! Даже если камни будут сыпаться с неба!" А всё остальное время я плакала. Слезы сожрали кожу у меня на  висках. Потому, что я плакала лежа на спине и глядя в потолок. А слезы текли  на подушку с двух сторон и  конца этому не было. Мама, видя моё отчаяние, дала хорошую взятку главврачу и меня забрала. Хотя, сколько там положено лежать на карантине? 21 день? Видимо, мама понимала, что к  двадцать первому  дню я умру.
       И вот  сообщила, что будет брат или сестра. Нормальные люди радуются? Да? Может быть.  Да, конечно.  У меня отчим. Я его недолюбливаю. Терплю только ради мамы. Мы живем в одной большой комнате в коммунальной квартире. Коридорная система.  Два подъезда. Все дети дома  в одном дворе. И там во дворе, именно в это время, от  ровестников я узнаю, как получаются дети. В первом подъезде на первом этаже живет настоящая проститутка. Город портовый. Два её сына, мои одногодки,  ухмыляясь,  грязно и в подробностях  рассказыва-ют , что делает их мать ночами. Они подсматривают за ней.  Весь дом знает про неё.  Я стараюсь с ними  не общаться. Но вот так получается, что однажды они, именно они, и рассказывают всем моим подружкам и мне как получаются дети.  Ржут  и сообщают такие подробности, от которых у меня поднимается температура до 40. Я заболеваю. Болею долго. У меня  диагноз вегососудистая дистония по гипертоническому типу в 9 лет. У меня всё время болит сердце. Я не могу примириться  с мыслью, что моя мама, моя чистая, святая, нежная, лучшая на свете мама - также,  как  мать этих грязных ублюдков.  И брат. Ещё будет брат. Или сестра. И будет потому , что моя мать, также как...
       Моя мама не находит другого средства, как повести себя и меня со всей этой проблемой к моей первой учительнице - Людмиле Гурьевне. Она  - авторитет, она любимая. Но что она может? Ничего. Она вещает и увещевает, она приводит примеры и стыдит меня. А слушаю её и мне кажется, что море шумит. И  волны поглотят меня. И я утону. И слава Богу! Я так хотела смерти в то время! Я так  устала страдать.
        А спасла меня тетя Паша. Соседка по коммунальной квартире. Полная, очень добрая, очень простая жешщина - тетя Паша. Она, правда, могла сковородкой от души  стукнуть своего пьяненького  мужа таксиста по башке. Я это видела один раз сама. Нас проживало в одном коридоре 9 семей. И все всё про всех знали. Однажды утром   мы вместе с ней чистили зубы и умывались в общем санузле. Она мне и сказала: "Ну, что ты так изводишься, девочка моя. Ну, вот посмотри. Пальцы на руке. Отруби любой - одинаково больно будет. Так и дети для матери." И я ей поверила. Я всхлипула, вздохнула  и впервые за долгий срок улыбнулась. И моя природная жизнерадостность вернулась ко мне. Постепенно. Я стала опять смеяться и взахлеб дружить. И ждать брата. Или сестру. 
 ( продолжение следует)
        Родился брат. Хороший маленький мальчик. Отчим пил, гулял, радовался. Забыл меня у каких-то своих знакомых, пока мама в роддоме была.
Помню, как мне было стыдно у них ночевать. Жещина все говорила6 " когда же твой папа придет!" А он так и не пришел до утра. Потом мы поехали в роддом. Маму я видела в окне. Она меня тоже видела. Говорила потом, что ей меня было очень жалко, что  я стояла такая жалкая, без варежек, рукова у шубы короткие. Она увидела, что я выросла. Подросла.  Мальчик это  был мне как сын. Я его потом кормила, когда подрос, ложечкой. И у меня он хорошо ел. Гладила ему костюмчики. Я их помню, эти костюмчики. Всегда меня поражало то, что они такие маленькие. Один льняной всетлый. Друго  голубенький трикотажный. Других не помню.  Мы потом нахлебались все вместе  от отчима. с мамой и с братом. И тяжело нам было всем, когда пришлось уехать  на Брянщину - родину отчима. Но это всё потом было.
        А брат мой погиб. В семнадцать лет. Разбился на мотоцикле. И от жалости к нему и к маме, которая просто легла с ним в могилу рядом у меня разрывалось сердце очень долго. Пока не надорвалось.
        Очень давно в одном северном городе
        мальчик родился, мой младший брат.
        Мне девять лет. Слезы тонут в вороте   
        Кажется, вот одиночества  ад.

        Годы пройдут. Станет лучшим другом
        мне мой пока  не любимый брат.
        Ну, а пока голова идет кругом...
        Отчим рождению сына рад.

        Осенью теплой  совсем в другом городе
        он так нелепо погиб мой брат.
        Вы все напрасно со мною спорите.
        Знаю теперь, что такое ад.