Лесное. Назад в детство. Часть 5

Вадим Гарин
Начало: http://www.proza.ru/2015/08/06/161

Фото автора. Каппер Н.И. Рисунок к сказке «Крысуха Пошептуха». Тушь, цветные карандаши. 30х21 см. Ориентировочно 1959 г.

                Прошу прощения у читателя за отсутствие хронологии моих воспоминаний. В голове, как в калейдоскопе  проносятся картины детства, где центральной фигурой, божеством была бабушка.
                История моего появления у бабушки достаточно банальная. Сначала бабушка спасала меня от голода и трудностей военного времени, а позже у мамы – артистки балета, а потом и драматического театра, не сложилась жизнь с моим отцом – тоже артистом. Они расстались, мама создала новую семью, и нас с младшим братом развели жизненные обстоятельства. Я стал жить с бабушкой, а брат с мамой. Мама бывала у нас наездами. Приезжала в отпуск или по иному случаю. Отец путешествовал по стране, меняя театры, женился и к моему шестнадцатилетию,  осел в  русской труппе Майкопского драматического театра. До этого мы не виделись с ним и никакой связи не имели. Таким образом, бабушка стала моей второй мамой по необходимости, но и, конечно, по зову сердца! Всё, что  имею в голове и на сердце – я обязан ей.
                В детстве у нас, ребят военного времени была гораздо бОльшая свобода, опасные игрушки и мЕньшая опека. Безотцовщина никого не удивляла – шла война, а в послевоенное голодное время стояли  проблемы  выживания, никого не интересовали чужие семейные дела.
                Бабушка открыла для меня удивительный мир прекрасного.  С детства она привила мне любовь к литературе, изобразительному искусству, возбудила интерес к библейским историям, водила в музеи, и в четырнадцать лет повезла меня в Москву показывать Третьяковскую галерею, рассказывала о художниках, рекомендовала книги для чтения.

                Рассказывая сказки, она иллюстрировала их цветными карандашами в процессе рассказа. На бумаге появлялись экзотические животные, маленький мальчик с пальчик, огромный и почему-то не злой злодей – великан, баба Яга…  Часто вырезала различных зверей из картона. Их можно было поставить, слон махал хоботом, а обезьяна – руками. Бабушка постоянно рисовала, вырезала, клеила! У нас дома всегда вкусно пахло грунтованными холстами и масляными красками. Бабушка увлечённо занималась со мной и моими приятелями – такими же сорванцами, как и я.
                С дедом по характеру они были настолько разными, что не ссориться изначально не могли. Бабушка – богема, а дед - педант. Во всём система, немецкая точность. Бабушка - сама доброта и широта, а дед - прижимистый скупердяй – про себя я называл его Плюшкиным. Дед мог взорваться в любую минуту и уж тогда только держись! Палка всегда была при нём и злость тоже…  Так, что обиды и ссоры в нашей жизни случались.
                Бабушка часто жаловалась на нехватку денег. Дед  выдавал денежки в обрез. Бабушке приходилось постоянно выкручиваться. Я очень жалел бабушку и старался утешить, как мог, но и сам был не подарок. Частенько не слушался и вытворял чёрт знает что!

                Как-то раз дед после возвращения из Москвы, где находился в командировке, привёз шоколадные конфеты. Я тут же спёр горсть и побежал на улицу продавать, чтобы вырученные деньги отдать бабушке. За каждую конфету я с мальчишек брал медные копейки. Когда притащил домой «улов», бабушка смеялась и плакала. Увидев горсть медяков, которую я с гордостью высыпал на ее ладонь, ругала меня за гешефт и за  то, что без спроса. Но мои выходки не всегда имели такие благородные побудительные причины.
                Однажды я потерял галошу. Сейчас все уже забыли этот атрибут обуви, а в то время без галош никто не ходил. Кстати с одной стороны это  очень удобно – никто не снимал обуви. Особенно это касается гостей – грустная это картина, когда гость ходит в носках или в порванных домашних тапках. а с другой стороны какая разница, что оставлять в прихожей галоши или ботинки.  Просто удобнее и проще снимать галоши. Однако галошу можно и потерять. Вот я и потерял, а какой-то пацан из местных нашёл.
                А на галошах с внутренней стороны делали надпись химическим карандашом, чтобы знать владельца – галоши часто путали и теряли. Этот пацан, прочитав надпись, принес галошу бабушке. Она  поблагодарила его и по своей доброте дала ему гривенник на мороженое. Мне это очень понравилось и я уже нарочно «потерял» галошу. Опять пацан принес, опять получил на мороженое, которое мы с ним съели напополам. Стыдно об этом писать, но что было, то было. Когда эти фокусы по недомыслию и глупости я проделал в третий раз – уж  очень хотелось мороженого за девять копеек, бабушка рассердилась и тряпкой съездила нам по мордам.
                Вообще я доставлял бабушке массу волнений, так как шустрил постоянно. Но, хоть и хулиганил, все мои проделки были не злые, правда, не всегда благовидные. Однажды я умял полбанки варенья из кладовки и долил недостающий объём водой, за что справедливо получил палкой от деда по известному месту. Бабушка потом из этого варенья сварила вкусный компот.
                Часто в детстве, бегая по улицам, вдруг воображал, что с бабушкой, что - то случилось! Это были прямо бальзаминовские истории. В голову лезли одна картина страшнее другой. Тогда я бросал всё и мчался со всех ног домой и успокаивался только тогда, когда прижимался к  ее юбке. Живо откликался на все ее трудности и воображал себя защитником и помощником.
 
                Спустя много лет я сам стал дедом и провёл параллели со своей внучкой Катей. Она до семи-восьми лет ходила за мной хвостиком так же, как я в своё время. Любила повторять, что она моя самая главная помощница  и бросалась мне помогать на даче, чтобы я ни делал! Висла на тачке, путалась под ногами, держалась за поливочный шланг. Вообщем помогала.

                Я очень любил ходить с бабушкой на этюды. С раннего утра  (мы с бабушкой жаворонки, а дед – сова) берём этюдник, складной табурет, огромную папку с ватманом и картоном, бутерброды и отправляемся в лес или на речку. Бабушка выбирает место, усаживается на табурет и начинается волшебство: На картоне появляются аллеи, лес, луг. Я становился позади и наблюдал, затаив дыхание. Бабушка работала быстро, делала несколько набросков  цветными карандашами из одного положения и переходила на другое место. Просмотрев наброски, она выбирала оптимальный ракурс и начинала писать этюд. Пахло красками и лесом. Бабушка в процессе работы часто рассказывала о художниках. Запомнил рассказы об этюдах Левитана, которые тот писал великое множество прежде, чем браться за  картину.
                Дома мы часто мастерили игрушки из шишек, желудей, коряжек… Бабушка рисовала чудные сказки из нашей жизни, где персонажами были мы сами и различные животные. Фантазия у бабуси не иссякала. Одной из любимых была сказка о Крысухе-Пошептухе. Сюжет подсказала сама жизнь: моя двоюродная сестра Вероника, которую коротко стригли, страстно желала иметь косу. Она мечтала, говорила о ней, сооружала косу из тряпочек и привязывала себе на голову.
Бабушка специально для неё написала сказку, где девочка, мечтавшая о косе, попадает в лес и встречается там с Крысухой. Сказки бабушка иллюстрировала многочисленными рисунками цветными карандашами или акварелью. Крысуха – большая крыса, в пышном платье с воланами, кружевном чепчике и со страшной мордой. Передвигается на задних лапах и на хвосте носит бант.  Она предлагает девочке отслужить ей службу, за которую Крысуха наколдует ей косу. Дальше описывается исполнение службы. Там и приготовление пищи для бала на болоте, вычёсывание крысят, убаюкивание их в колыбельках и другие зловредные поручения, которые девочка выполняет. Но Крысуха коварна. После выполнения службы она сообщает девочке слова заклинания, чтобы коса росла, а заклинание на прекращение роста произносит невнятно, чтобы девочка его не запомнила. Так оно и случается. Коса растёт, путается между деревьями. Надвигается вечер и девочка в лесу может погибнуть. Но ей помогает заяц: он отгрызает косу и чихает и девочка вспоминает финальные слова заклинания, которые не могла вспомнить: «чхи-апчхи – перестань коса расти». Девочка со всех ног бежит к маме и плача повторяет, что ей коса не нужна – она будет слушаться и не огорчать маму!
                Мой брат Максим отредактировал текст сказки (она написана для внуков, а не издания) и издал небольшим форматом и малым тиражом. Сказка, на мой взгляд, потеряла свою прелесть. Сказки  бабушки построены на рисунках, текст которых не имеет самостоятельного значения, а идёт, как бы поясняя рисунок внизу каждого из них. Рисунки при уменьшении смотрятся не так эффектно, как в альбомном варианте, да вдобавок за счёт плохой полиграфии рисунки потеряли в цвете. Но  в любом случае брат выполнил очень полезную работу: сохранил сказку бабушки, а это главное.
                У меня в архиве хранятся несколько  тетрадок сказок бабушки. Последнюю сказку она мне написала, когда мне уже было двадцать лет, и я увлёкся яркой блондинкой – моей будущей женой Ларисой. Сказка называлась «Жизнь холостяка». Несмотря на то, что Ларису она нарисовала красивой и фигуристой, что, впрочем, было сущей правдой, она слегка обиделась на бабушку.
                Бабушка великолепно рисовала карикатуры на всех наших родственников. У меня сохранились карикатуры на меня, Ларису и на моего брата Максима. Рисовала карикатуры и на знакомых, на общество отдыхающих в Цхалтубо, куда она ездила на лечение. На развёрнутом альбомном листе изображены голые отдыхающие на грязях. Смешные позы, нелепые фигуры, кто-то на костылях, вымазанный грязью, стареющая полная дама в шляпке, кокетничавшая с тощим мужиком.
                Много карикатур бабушка рисовала на своих приживалок. Таня со свиной глупой рожей, Александра Сергеевна, задирающая юбку перед дедом и показывающая свои тощие, старческие ноги. Целая галерея! В архиве у меня есть великолепная карикатура «Невский проспект». Тонко подмеченные черты времени, одежда, типаж…

                Вообще-то у нас в семье все рукодельники. Мама великолепно вышивала бисером. Её кулоны, гайданы, бусы всегда украшали женскую половину семьи. Сначала увлечение, а потом и она стала работать профессионально. Ей было присвоено звание художника по бисерному шитью. Её работы выставлялись во Франции, Израиле и у нас в стране. Последнюю персональную выставку бисерных украшений мамы организовали в музее им. Крамского в Воронеже. У моей супруги есть три украшения из бисера. А последнюю выставку маминых работ я сфотографировал. Работы разошлись после её смерти, а фото осталось у меня в архиве.
                Инна – моя тётя, ландшафный дизайнер, профессор Санкт-Петербургского лесного университета (бывший императорский лесной институт, который в своё время закончили дедушка и его брат Вольдемар) великолепно рисовала и часто совместно с бабушкой мастерила игрушки для меня.
                В одно время в Лесном разразилась прямо-таки эпидемия воздушных змеев. Все мальчишки были увлечены ими. Соревновались, чей змей краше и выше полетит!
                Мы вчетвером – участвовал ещё муж Инны, дядя Володя, изготовили такой змей, что все ахнули. Володя с Инной приехали погостить к бабушке в отпуск. Дядя Володя был химиком и работал в Питере на пластикатном заводе. Он привёз разноцветную фольгу, матовую кальку, прочный клей и капроновую бечеву на большой шпуле. С его помощью мы приклеили фольгу на дранки, затянули матовой калькой, а бабушка нарисовала ярких, красочных китайских драконов с длинными хвостами.

                Когда мы запустили это чудо-юдо, сбежались и дети и взрослые со всего Лесного! Все прыгали, орали, показывали пальцами, цокали языком. Красота была необыкновенная. Незабываемые минуты радости  остались на всю жизнь. Потрясающее зрелище. И вдруг порывом ветра сильно тряхнуло змей. Я от неожиданности выпустил из рук бечеву и змей с драконами взмыл к облакам  по направлению аллеи, ведущей вниз к  лугу и лесу. Хвост змея из разноцветных ленточек, трещал и развевался радугой. Ватага мальчишек и девчонок, галдя, охая и ахая, побежали за ним, подпрыгивали, пытаясь схватить разматывающуюся бечевку. Я  вырвался из общего потока, делая большие прыжки как на атракционе «гигантские шаги» и ощущения полета захватило целиком. Уже было совсем неважно куда, зачем. Я «парил» как бы отдельно от всех. Очередной раз приземляясь, я отталкивался от земли ногой и летел, летел! Родилось чувство единения с летящим змеем, невесомость и восторг!  Уже много позже после сорока лет, стал иногда видеть во сне свои детские полеты со змеем, причем с полным ощущением реальности  происходящего.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2015/08/06/1554