Сергей Михалков детям - о войне

Нина Мелодина
                Летней ночью, на рассвете,
                Гитлер дал войскам приказ,
                И послал солдат немецких
                Против всех людей советских,
                Это значит - против нас...
   Мне не раз приходилось слышать эти строки от людей, которым уже за 60. Что за стихи? Чьи они? Что там дальше? И когда наконец нашлось время познакомиться с произведением С.Михалкова "Быль для детей", я была поражена, как интересно, доступно и талантливо автор рассказывает о трагическом периоде нашей истории, как просто отвечает на  сложнейшие для понимания детей вопросы. Например, почему люди защищали свое Отечество? Почему они шли в смертельный бой, а не сдались, чтобы остаться в живых? Чего хотел наш враг Гитлер?
                Он хотел людей свободных
                Превратить в рабов голодных,
                Навсегда лишить всего.
                А упорных и восставших,
                На колени не упавших,
                Истребить до одного.
                Он велел, чтоб разгромили,
                Растоптали и сожгли
                Всё, что дружно мы хранили,
                Пуще глаза берегли...
   Как точно, правильно и в то же время достаточно подробно описана дружба и взаимопомощь народов многонациональной страны, огромный вклад каждой республики в общее дело, в победу.
                И от моря и до моря
                Поднялись большевики,
                И от моря и до моря
                Встали русские полки.
                Встали с русскими едины
                Белорусы, латыши,
                Люди вольной Украины,
                И армяне, и грузины,
                модаване, чуваши -
                Все советские народы
                Против общего врага,
                Все, кому мила свобода
                И Россия дорога.
                И когда Россия встала
                В этот трудный грозный час,
                "Всё на фронт,"- Москва сказала.
                "Всё дадим,"- сказал Кузбасс.
                "Никогда, - сказали горы, -
                Не бывал Урал в долгу!".
                "Хватит нефти для моторов,
                Помогу",-сказал Баку.
                "Я богатствами владею,
                Их не счесть, хоть век считай!
                Ничего не пожалею!" -
                Так откликнулся Алтай.
                "Мы оставшихся без крова
                В дом к себе принять готовы,
                Будет кров сиротам дан!"-
                Обездоленных встречая,
                Казахстану отвечая,
                Поклялся Узбекистан.
                "Будет каждый верный воин
                И накормлен и напоен,
                Всей страной обут, одет",-
                "Всё - на фронт! - Москва сказала.
                "Всё!- страна ей отвечала. -
                Всё для будущих побед!"
   Здесь прослеживается связь Руси - Российской империи - Советского Союза - Российской Федерации: во все времена наше Отечество защищалось от врагов, веками в нём жили представители разных национальностей, вместе терпели беды и лишения, вместе защищались, помогали друг другу. И всех объединяла русская речь, русская культура, менталитет. В то же время сохранялись традиции и своеобразие каждого народа.
                ...Где найдется в мире сила,
                Чтобы нас она сломила,
                Под ярмом согнула нас
                В тех краях, где в дни победы
                Наши прадеды и деды
                Пировали столько раз?
Также кратко и просто Сергей Михалков рассказывает и о роли наших союзников. Всего одной фразой поясняя, что второй фронт в Европе был открыт лишь тогда, когда, стало ясно, на чьей стороне будет победа:
                Под победный грохот пушек
                В грозовые эти дни
                В море, небе и на суше
                Мы сражались не одни.
                Руки жал бойцам английским
                Русской армии солдат,
                А далёкий Сан-Франциско
                Оказался также близко,
                Как Москва и Ленинград.
                С нами рядом, с нами вместе
                Как поток ломая лёд,
                Ради вольности и чести
                И святой народной мести
                За народом встал народ...
Автор подчёркивает и отсутствие агрессии, захватнических планов у Советского Союза, освободительный характер военных действий за границами нашей страны.
                Будет жить француз в Париже,
                В Праге - чех, в Афинах - грек.
                Не обижен, не унижен
                Будет гордый человек.      
   А что же сегодня? Надо ли сегодня, в мирное время, идти в армию? Быть готовыми к защите нашего Отечества, своей семьи?
                Дни сражений миновали
                Мы неплохо воевали -
                Как солдаты выполняли
                Нашей Родины приказ.
                И сегодня, в мирный час,
                Дорогая мать-Отчизна,
                Положись опять на нас!
   Это стихотворение было создано в 1944 году на основе стихотворных посланий нашим партизанам - листовок, предназначенных для распространения на оккупированной территории: Сергей Владимирович Михалков в годы войны работал военным корреспондентом. И школьники послевоенных лет подробно изучали и заучивали отрывки стихотворения. Но, вероятно, из-за смены власти, изменения отношения к Сергею Михалкову, это замечательное произведение из школьной программы было исключено.
Сейчас существует несколько программ обучения в начальной школе. Но все они направлены на развлечение: обучение через игру. БОльшая часть учебного времени отдана развлекательной литературе (например, произведение "Ёжик в тумане"), и соответствующие акценты - вопросы: тебе было весело? тебе было смешно? а когда тебе было смешнее?
   Но в одной из программ ("Начальная школа 21 века") я всё же нашла методическую разработку урока, посвященного знакомству с "Былью для детей". Однако вопросов по содержанию не увидела. После чтения стихотворения по частям учитель сообщил лишь некие общие сведения о Великой Отечественной войне: когда началась, сколько дней длилась война, какие потери понесла наша страна и т.п.
Почему это стихотворение не изучается, непонятно не только мне. На форуме нашла несколько отзывов родителей. Вот один из них: "Если бы эти книги были в школьной программе, мы и наши дети жили бы совершенно по-другому".
   Да, разрабатывать программы обучения и воспитания, тем более обучать педагогов, должны специалисты высокого класса.