Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ,
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,
Это значит - против нас...
Мне не раз приходилось слышать эти строки от людей, которым уже за 60. Что за стихи? Чьи они? Что там дальше? И когда наконец нашлось время познакомиться с произведением С.Михалкова "Быль для детей", я была поражена, как интересно, доступно и талантливо автор рассказывает о трагическом периоде нашей истории, как просто отвечает на сложнейшие для понимания детей вопросы. Например, почему люди защищали свое Отечество? Почему они шли в смертельный бой, а не сдались, чтобы остаться в живых? Чего хотел наш враг Гитлер?
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного.
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли...
Как точно, правильно и в то же время достаточно подробно описана дружба и взаимопомощь народов многонациональной страны, огромный вклад каждой республики в общее дело, в победу.
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
модаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога.
И когда Россия встала
В этот трудный грозный час,
"Всё на фронт,"- Москва сказала.
"Всё дадим,"- сказал Кузбасс.
"Никогда, - сказали горы, -
Не бывал Урал в долгу!".
"Хватит нефти для моторов,
Помогу",-сказал Баку.
"Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть век считай!
Ничего не пожалею!" -
Так откликнулся Алтай.
"Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!"-
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
"Будет каждый верный воин
И накормлен и напоен,
Всей страной обут, одет",-
"Всё - на фронт! - Москва сказала.
"Всё!- страна ей отвечала. -
Всё для будущих побед!"
Здесь прослеживается связь Руси - Российской империи - Советского Союза - Российской Федерации: во все времена наше Отечество защищалось от врагов, веками в нём жили представители разных национальностей, вместе терпели беды и лишения, вместе защищались, помогали друг другу. И всех объединяла русская речь, русская культура, менталитет. В то же время сохранялись традиции и своеобразие каждого народа.
...Где найдется в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?
Также кратко и просто Сергей Михалков рассказывает и о роли наших союзников. Всего одной фразой поясняя, что второй фронт в Европе был открыт лишь тогда, когда, стало ясно, на чьей стороне будет победа:
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далёкий Сан-Франциско
Оказался также близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе
Как поток ломая лёд,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ...
Автор подчёркивает и отсутствие агрессии, захватнических планов у Советского Союза, освободительный характер военных действий за границами нашей страны.
Будет жить француз в Париже,
В Праге - чех, в Афинах - грек.
Не обижен, не унижен
Будет гордый человек.
А что же сегодня? Надо ли сегодня, в мирное время, идти в армию? Быть готовыми к защите нашего Отечества, своей семьи?
Дни сражений миновали
Мы неплохо воевали -
Как солдаты выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
Это стихотворение было создано в 1944 году на основе стихотворных посланий нашим партизанам - листовок, предназначенных для распространения на оккупированной территории: Сергей Владимирович Михалков в годы войны работал военным корреспондентом. И школьники послевоенных лет подробно изучали и заучивали отрывки стихотворения. Но, вероятно, из-за смены власти, изменения отношения к Сергею Михалкову, это замечательное произведение из школьной программы было исключено.
Сейчас существует несколько программ обучения в начальной школе. Но все они направлены на развлечение: обучение через игру. БОльшая часть учебного времени отдана развлекательной литературе (например, произведение "Ёжик в тумане"), и соответствующие акценты - вопросы: тебе было весело? тебе было смешно? а когда тебе было смешнее?
Но в одной из программ ("Начальная школа 21 века") я всё же нашла методическую разработку урока, посвященного знакомству с "Былью для детей". Однако вопросов по содержанию не увидела. После чтения стихотворения по частям учитель сообщил лишь некие общие сведения о Великой Отечественной войне: когда началась, сколько дней длилась война, какие потери понесла наша страна и т.п.
Почему это стихотворение не изучается, непонятно не только мне. На форуме нашла несколько отзывов родителей. Вот один из них: "Если бы эти книги были в школьной программе, мы и наши дети жили бы совершенно по-другому".
Да, разрабатывать программы обучения и воспитания, тем более обучать педагогов, должны специалисты высокого класса.