Знаменитые музеи Петербурга

Татьяна Шмидт
   Сколько интересных музеев в Северной столице!  И среди них два  особо знаменитых и известных всем горожанам.  И нам тоже  захотелось  посетить их.  Зоологический музей и Кунсткамера находятся рядом на стрелке Васильевского острова в начале  Университетской набережной. Совсем  близко,  неутомимо катит свои воды, волнуется Большая Нева,  а  тут постоянное многолюдье – россияне и иностранцы.

    Мы поехали туда в холодный ветреный день и были рады оказаться в теплых залах Зоологического  музея – одного из старейших  в   России и одного из самых крупных музеев мира. Он образован в 1832 году и в свое время отделился от Кунсткамеры. В нем находятся 30 тысяч экспонатов, а общая площадь  залов составляет огромную цифру –  6000  квадратных метров.
 
   А какие там находятся  чудо-экспонаты!  В первом же зале поражает размерами  скелет синего кита  27 метров. Тут же скелет  и   березовского  мамонта,   и детеныша- мамонтенка Димы,  тоже несмотря на юный возраст,  внушительного размера.  Кого тут только нет!  Словно живые  львы, зубастые крокодилы, белые  и  бурые  мишки,  огромные  слоны,  красавчики  – пингвины.   Тут же скелеты   человека -  от  питекантропа  до  современного, а также птицы, рыбы, насекомые.  И среди них красивейшие бабочки.

   Я смотрю на мою спутницу восьмилетнюю Ксюшу. Глазенки её горят. С большим интересом  смотрит она на все эти великолепные экспонаты огромного музея. С опаской, крепко держась за мою руку,   подходит девочка  к большому нильскому крокодилу  с  огромной пастью, усеянной острыми зубами. А он словно спит и только и ждет момента, чтобы вцепиться в очередную неосторожную жертву.
Люди, оживленно переговариваясь,  тоже стоят тут, многие с детьми разного возраста. Мы переходим из зала в зал и не перестаем удивляться огромному разнообразию увиденного.  Некоторые экспонаты  куплены еще Петром Первым  в 1816 году. Великолепный музей!  Сколько нужно труда и средств, чтобы сохранить  всё это? А средств,   видимо,  не хватает, как и всей российской науке в  целом. Вот и табличка висит с просьбой о пожертвовании в   пользу  музея.

    А еще висит  мемориальная  доска  с фамилиями сотрудников, погибших в годы Великой Отечественной войны.  Их немало.  В разные годы здесь самоотверженно трудились  ученые. Среди них  нахожу  Андрея Петровича Семенова  - Тян- Шанского – одного из пяти сыновей знаменитого географа  и путешественника.  Очень интересна судьба  этой дворянской  семьи.  О ней мне хочется  рассказать  подробнее.
 
    К  фамилии  главы  семьи,  великого путешественника   Петра    Петровича Семёнова,  в 1906 году  за большие заслуги в исследовании Тянь –Шаня  императором была присвоена приставка -  Тян-Шанский.  Два года он провел в экспедиции на Тянь-Шане, исследуя Небесные горы. Он был первопроходцем этих гор. И это благодаря его трудам на географических картах появились названия новых рек и гор.   Это он отправлял в первые экспедиции молодого  Пржевальского и Миклухо- Маклая.
 
    Ученый   был почетным членом Академии наук и вице-президентом Географического общества,   написал огромное количество трудов, а кроме того вёл большую общественную работу.  Петр Петрович активно   участвовал в подготовке отмены крепостного права,  в 1897 году под его руководством была проведена первая  всеобщая перепись  населения   России.
 
    Знаменитый ученый и общественный деятель был членом  Государственного совета и награжден множеством орденов и медалей. А еще он был примерным семьянином и отцом семерых детей.    Первая жена  ученого -  Вера   умерла вскоре после родов в возрасте двадцати лет,  оставив маленького сына Дмитрия.  Через девять лет  Петр Петрович женился во второй раз.  И это брак был очень счастливым. У супругов родились дети.   Семенов  –Тян- Шанский  прожил 87 лет и ушел из жизни в 1914 год, окруженный детьми и внуками.

   Своим сыновьям он говорил: « Наша слава – есть слава земли Русской».
Какие замечательные слова! Не правда ли?  И дети оправдали надежды отца.
 Один из его сыновей  -    Андрей Петрович учился у профессора Бекетова.  Того самого  знаменитого русского ботаника, основателя Бестужевских курсов в Петербурге.   Это были первые высшие женские курсы в России, и профессор преподавал в них.   А  дочь профессора,  Александра,   была матерью Блока. Вот так всё связано в русской культуре и науке.
 
   По окончании  университета, Андрей Петрович Семенов-Тян-Шанский   успешно  года работал в Зоологическом музее более полувека.
 В 1941 году,  когда началась война,  ученому было уже 75 лет, но он продолжал плодотворно  работать и  в блокаду  - до последних дней  - и до конца верил,  что город  не сдадут немцам…

  Это был удивительный человек  -  эстет духа.   Он оставил много научных трудов, выпускал журнал – ежегодник Зоологического музея.   Знал несколько языков. Писал стихи, переводил Горация, а  еще был неутомимым защитником природы, выступал против  строительства ГЭС  на Волге. А еще он беззаветно любил родной Ленинград.  Умирая от голода,  он писал о нем вдохновенные строки:
   Страшной ценою ты  дважды  купил
О,  мой город  великий,
Светлую славу свою…

   Ученого не стало 8 марта 1942 года,  и место захоронения неизвестно. Также в  блокаду в 42 году умерли от голода   два его брата Вениамин и Измаил и  внук  Михаил Дмитриевич -
  Вениамин Петрович был  ученым- географом и картографом,   а  Измаил Петрович был замечательным метеорологом и педагогом.
Четвертый  сын Петра Петровича  был по профессии юрист. После Октябрьской революции  он эмигрировал во Францию и прожил до конца дней в Париже.
Старший сын  Дмитрий от первой жены  стал ученым статистиком и был ближайшим помощником отца во всех начинаниях и особенно во время первой всероссийской переписи.
 
  Дочь его Вера Дмитриевна Семенова-Тян-Шанская  стала художницей и в тридцатые годы плодотворно работала в Кунсткамере оформителем.   Вся её жизнь прошла в Петербурге-Ленинграде.  А прожила она долгую жизнь -101 год!
Удивительная семья старых  русских интеллигентов! Сколько полезного сделала она для страны и родного  города!

   А мы из прекрасного   Зоологического музея идем в знаменитую Кунсткамеру -  музей Антропологии и этнографии  имени Петра Великого.
Это самый первый музей в России и учрежден он Петром Первым. Он  находится в  доме, построенном  в стиле барокко. Место для этого музея выбрал сам Петр.  И уже в декабре 1726  года сюда начали перевозить коллекции.   С  тех пор   всё тут дышит петровским духом.

   Коллекции богатейшие и просто поражают взгляд!   Здесь очень много всяких редкостей. Петр Первый  увидел их в Голландии и загорелся тогда  идеей построить  музей  редкостей   в России. Царь закупил  первую коллекцию за полторы тысячи гульденов, а потом еще на 30  тысяч гульденов   всяких редкостей  у голландского  купца.
 
   Петр   назвал этот музей  на  немецкий манер – Кунсткамера. С тех времен от этих первых  петровских коллекций осталось немногое -  это заспиртованные  сиамские близнецы, анатомические уродцы, двухголовый  ягненок  и тому подобные  естественно  научные экземпляры   -  Петра Первого  особо  интересовала анатомия.  Он считал её очень важной для развития медицины.
 
   Мы  переходим из зала в зал и совершаем необыкновенное первое  путешествие в Северную Америку от Аляски до Калифорнии  где, словно живые,  стоят  в натуральную величину  индейцы и эскимосы  в национальных костюмах – меховых парках.  Рядом предметы их быта, охоты и рыбной ловли – байдарки и гарпуны, нарты, лыжи,  деревянные головные уборы, замшевая одежда, украшенная вышивкой из иголок дикобраза, атрибуты шаманов и ритуальные костюмы из перьев птиц.  Воистину путешествие  в  глубь веков!

    А вот экспозиция, посвященная культуре  Японии. На ней тоже манекены и  макеты японского дома, утонченные произведения мастеров – изделия из бронзы и лака, кости и дерева,  керамики и фарфора.  Вот кукла  « Императрица» для праздника девочек,  а это удивительная театральная маска, рядом изящный поднос  и набор для письма, тут же боевое снаряжение и оружие самурая.  Сколько всего интересного!

   От  удивительной африканской коллекции  попадаем в Китай и любуемся  искусной  нефритовой шкатулкой,  туфельками для   маленьких ножек китаянки и многим другим. Удивлению моей Ксюши нет конца, но она устала,  и мы присаживаемся отдохнуть на скамейку.  Как хорошо, что она  здесь есть!

   Идем дальше и видим уникальные коллекции одежды,  фарфора, изящные образцы корейской живописи, древние свитки   с  иероглифами, чудесный веер в форме листа лотоса, доспехи и саблю воина. А как красочны  коллекции арабских стран – этого воистину  сказочного Востока!  Чего тут только нет!  Богатые ювелирные украшения,  одежда, кинжалы, топоры и секиры, седло, сосуды.

   Дальше  знакомимся с культурой Индокитая. Как удивительны  ее экспонаты!  Все эти театральные маски, музыкальные инструменты, тончайшие ткани, фигурки богов из слоновой кости, позолоченный танцующий  Шива, загадочный бронзовый Будда, каменные фигурки предков, амулеты и книги жрецов.
 
  А вот снаряжение  скотоводов Монголии, их традиционное жилище – легкая и устойчивая юрта, костюм шаманки и коллекция масок буддийских божеств.
В общем, обо всём богатстве  богатейших коллекций Кунсткамеры не расскажешь в короткой  статье.
 А ведь здесь еще в башне располагается астрономическая обсерватория Академии наук. И тут разные приборы, астролябии, старинные  часовые механизмы, подзорные трубы,   телескопы  и  огромный  глобус – планетарий.

   Насмотревшись диковинных вещей, усталые и голодные,  мы выходим на Университетскую набережную и   отправляемся в кафе. Холодный ветер  с  Невы  пронизывает насквозь  и  заставляет идти быстрее.  А кругом широкие невские просторы, и сквозь плотные облака  изредка  проглядывает неяркое питерское солнце.
 По дороге  я с  сожалением думаю, что мы, провинциалы,  многого   лишены в плане культуры. Как хорошо питерцам! Они  всегда могут прийти сюда и  приобщиться к такой многоликой культуре разных народов.