Этюд о камнях в Севастополе

Валерий Олейник
Этюд о камнях в Севастополе

            Севастополь, середина лета, раннее утро.
            Солнце только поднимается, поэтому  греет ласково,
словно гладит твою кожу нежной, мягкой ладошкой. Ощущение такое, будто находишься в небесной колыбели. Утренняя прохлада ещё не покинула берег,  еще час и  наступит жара, чем выше будет подниматься светило, тем теплее, наконец наступит жара, до боли сжимающая виски, вызывающая жажду и желание спрятаться в тени деревьев.

В городе станет душно, и только кондиционер спасает от всепроникающего зноя.
         А пока дует прохладный ветерок, на море штиль.

Морской пейзаж, окружающий меня, заставил пристально смотреть на линию горизонта, рассматривая показавшийся трёхмачтовый парусник.
          Берег усыпан крупными и мелкими камнями, превращая этот уголок природы в неповторимый по красоте  ландшафт.

          Появилось желание  написать этюд, для этого случая в машине всегда  имеется этюдник, краски и холст, ожидающий своего хозяина, когда тот возьмёт кисть и сподобится на правое дело.
         Но сейчас захотелось словами описать свои ощущения, эта мысль показалась интересной, найти возможности слова ничуть не легче, чем пробовать накладывать краски на холст.

         Впрочем возможный результат заранее кажется сомнителен, ведь само действие в основе  похоже на мастер - класс, урок масляной живописи, а не художественное произведение !      
         Передо мной панорама побережья Адмиральской бухты в Севастополе, именно так называемый "солдатский пляж" - почему солдатский ?

           В советское время рядом находилась воинская часть ПВО, вероятно солдатики и оккупировали побережье,  я представил себе лысых, молодых ребят, каким и я когда-то был, в черных семейных трусах, бегающими по этому побережью, играющими в футбол и ныряющими в воды Черного моря.

           Береговая линия в Севастополе сильно отличается,  от скажем берега на ЮБК, и в этом ее особенность , она изрезана бухтами словно торт, в котором отхватили шестьдесят  кусков, именно такое количество бухт в городе.

           Вид на Адмиральскую бухту цепляет боковым зрением  дачу адмирала  Черноморского флота России.
           Дальше находится мыс,  на котором стоит памятник первому ученику Иисуса Христа Андрею Первозванному.

        Над крышами домов возвышается однокупольный храм, так же носящий имя  святого апостола, первого,
последовавшего за Господом человека, впоследствии  посетившего эти места и проповедавшего Слово Божье !

          Слабый  ветерок колышет траву, создавая рябь на воде, отчего небольшая  приливная волна лениво накатывает на берег.
         Над головой небо чистое и ясное, легкие облака выстроились по периметру горизонта, они ещё скромно толпятся и ждут, когда налетит настоящий ветер, чтобы атаковать город.

        Так выглядит картина сиюминутного состояния природы,
она не лучше и не хуже вчерашней, а только лишний раз подтверждает, что если и есть рай на земле, то это именно то место, где я сейчас нахожусь.

        Наступила очередь описать севастопольские камни.
Именно - легендарные камни Севастополя.
        - Почему ?
        - Потому, что подобных камней вы больше нигде не увидите, это эндемик крымской земли именно в Севастополе.

Есть в мире много других камней, лучше или хуже, но у камней Севастополя есть свой почерк, тайна которого скрывается в истории Крыма.
           История формирования ландшафта Крыма насчитывает 240 млн. лет.
           За это время Крымская платформа несколько раз находилась под водой и над водой, пока наконец не приобрела нынешний облик.

          Горы Крыма , его земля и берега  представляют собой осадочные породы известняков, песчаников , мергелей ( осадочные породы глин и карбонадов), алевролитов и аргеллитов ( сцементированные осадочные песчано - пылеватого состава )
          В какой-то момент платформе лежать надоело и она решила подняться, посмотреть, что там наверху, поднялась гряда гор, которая до сих пор наблюдает за нами.

           Крупные и мелкие камни лежат на берегу, их нагромождение уходит в воду,  где они уже покрыты водорослями, маленькие мраморные крабы  бегают по камням, прячась в естественные норки, отверстия и ниши заботливо выбитые водой за миллионы лет.
          Разные породы мальков рыб спокойно плавают среди водорослей, растут в прибрежной части моря, в воде обогаженной кислородом за счёт приливной волны.
         Будущие  барабульки,  зеленушки,  бычки, катраны, ставриды, кефали,  тунцы и еще множество других обитателей акватории Черного моря, все здесь, попадаются и крупные особи.

          Впрочем, в теории -  рыбы великое множество, но в действительности рыбные траулеры своими сетями сделали свое дело, вылавливая все, что плавает в пределах их досягаемости.

           Самая вкусная-это барабулька, розовая не  очень большая рыбка, с опущенными усами, за что получила прозвище "султанка" , имеется в виду борода турецкого султана, она очень жирная, жир у нее розового цвета, как
и сама рыбка, красновато-желтого цвета.

           Черноморские ставриды тоже радуют рыбаков, ведь доля их вылова преобладает среди других названий промысловых рыб.

           Водится в море и акула, но для человека она совершенно безобидная, имеется в виду катран, но если вы встретите большую белую - не дай Бог, бегите из воды как можно быстрее, но тем и славится Чёрное море, что здесь не водятся большие белые акулы.

         Так вот катран еще называют морской собакой, за что я не знаю, лаять она не умеет, добро защищать тоже, может быть за длинный хвост, но,  что интересно, маленькие акулята рождаются живыми по 10 -15 штук, растут они  10-12 лет до взрослого состояния.
         А еще луфарь, по турецки тунец, эта рыба считается окунеобразной,  вырастает до одного метра и весит около 15 кг.

          ... Свой рассказ продолжаю на следующий день, погода изменилась, дует легкий бриз, на море волнение, волны позволяют себе со все большей наглостью накатывать на берег , омывая описываемые мной
камни.

           Прежде чем продолжить описание иду купаться.
Вода теплая, волны через голову перекатываются, приводя меня в неописуемый восторг, радуюсь как ребенок, прыгать на волнах - это такой кайф.

           Два дня назад купался в Казачьей бухте, там почти всегда спокойная вода, как в бассейне, при этом необыкновенно прозрачная, голубого и местами желто - зеленого цвета, состояние удивительное,  плаваешь превращаясь в амебу, чувствуя себя медузой цианеей, с безвольно повисшими щупальцами - руками и ногами, так и дрейфуешь медленно подгребая под себя воду, состояние полной расслабленности.
            Как пел Владимир Семёнович Высоцкий:"...разомлею я до неприличности..."

            Кстати, медуза цианея самая большая в мире, ее колокол в диаметре 2,5 метра, а длина щупалец 35 метров, но я все- таки предпочел бы  родится медузой - нутрикулой, эта медуза бессмертна , состарившись она возвращается в детское состояние , и так бесконечно.

           - Вот кайф, живи и радуйся, главное мозгов нет, не нужно думать о земных проблемах. А море - это не только стихия, это всемирная купель из которой вышел весь земной мир, включая все человечество.
            Мое внимание привлёк камень, я сразу понял, что на его примере можно проследить эволюцию всех крымских камней.

            250 миллионов лет назад  поднялась континентальная
плита, затем в свою деятельность включились вулканы, выплюнув этот камень  из своего жерла,  пролетев в воздухе несколько километров он шлепнулся, где -то в этом районе, представлял он из себя базальтовый сгусток, нагретый до нескольких тысяч градусов, так он лежал около пятидесяти миллионов лет покрываясь глинистыми осадками, засыпаясь песком, превращаясь в слой алевролита.
           Камень  лежал себе спокойненько, ни о чем не думая пока все плато не оказалось под водой.

           Прошло еще десять миллионов лет, ландшафт будущего Крыма затаился  до лучших времен ,  Земля перешла на новую орбиту, поменялось гравитационное притяжение, земная кора зашевелилась, плиты начали сдвигаться, вновь заработали вулканы.

           Снова Крым вылез из воды, подняв рифовые  известняки, плиты продолжали наползать друг на друга, пока не появилась  целая гряда, образовав цепь Крымских  гор, самая высокая впоследствии получила  название Ай Петри , что значит Святой Петр.

            Но этим дело не закончилось, жизнь и формирование ландшафта сопровождалось активными вулканами , вот пироксилиновое облако вышедшее из жерла одного из них прошло по месту где притаился наш камешек, впрочем как и другие его соседи и ближайшие друзья, температура в этом облаке достигла несколько тысяч градусов, вулкан не унимался, продолжая извергать лаву и плеваться камешками на всю близлежащую территорию, поэтому образовавшиеся бухты в славном городе Севастополе и есть результат деятельности этих неугомонных вулканов, вытолкнувших целую крымскую плиту.

          Сам камень, как многослойный пирог, внутри которого пемза, то есть застывшая лава покрытая оболочкой, толщиной от пяти до десяти миллиметров, но эта толщина относительна, за миллионы лет она прилично стёрта, но именно эта керамическая оболочка образовавшегося и  запекшегося алевроита, сохранила наш камень, позволив сейчас им любоваться.

                Примечательная деталь - отпечаток живого существа, это могла быть морская раковина, аммонит, двухстворчатый моллюск , при крепившийся к камню, когда крымское плато вновь покрылось водой, примерно пятьдесят миллионов лет назад.
          Вот Вам и бессмертие камня, но как известно вода точит камень, через какое то время превратив  эту фотографию в песок.

          Но мы то знаем, что песок размоет, а фотография, гуляющая в сети останется.

          Но что же моя картина ? Пока я утомлял вас своими измышлениями, подошло время приступить к краскам: небо- чистый церолеум ( голубой цвет) с добавлением белил, легкие облачка на горизонте белила, чуть ультрамарина, охра, кобальт фиолетовый, море ультрамарин светлый , зеленый кобальт, желтая светлая -это средний план.
           Наконец передний план -это сами камни и волна, которая их омывает.

           Здесь уже есть где разгуляться! В начале  тени:  ультрамарин, коричневые, даже умбра, крап лак и фиолетовые оттенки , причем состояние меняется каждые пятнадцать минут и если тень еще держится, за счёт движения солнца,  то полутени все время меняются, как известно дорогие читатели, собственный цвет предмета мы можем увидеть только в полутенях, из -за бесконечных рефлексов на свету и в тени.
        Цвет камней от светлой охры до красно - коричневых оттенков, разбеленных  на границе полутонов.

        Удивительная фактура камня, так как в основной своей массе это бывшие когда-то коралловые отложения, известняки песчаники и мергели и на каждом из них вода оставила свой след, все они окатыши.

         Более мягкие слои вымывались, оставив углубления и пещерки, твердые наоборот полировались,  теперь блестят на солнце , как будто только сейчас вышли из мастерской ювелира.
         Одним словом - красота !
         Настоящее счастье- сознавать, что любая природная форма совершенна,  как в среде живых и неживых предметов и существ.

        В молодости я провел два года в Кара Кумах, наша застава Яссы - тепе ( что по туркменски значит "плоский курган") стояла на границе полупустыни и солончаковой пустыни,  когда после окончания службы я уезжал оттуда, у меня слезы на глаза наворачивались, так я привык к этой местности, в которой была своя прелесть, но на эту тему тоже можно рассуждать, главное в каком- бы месте земного шара человек не оказался, всюду его будет окружать Божественная природа, увидеть  красоту которой, прикоснуться к ней - истинное счастье !

           Где бы вы ни были, выйдете во двор, подойдите к дереву, прислонитесь к нему, закройте глаза и почувствуете как дерево с вами разговаривает, это язык тишины, смысл которого любовь , любовь к миру, который вас окружает , сопричастность Великому и Божественному началу, которое заложено в каждом из нас.

        Главная Божья заповедь: "Да любите друг друга ! ",
станет  понятна и осознаваемая. Каждый человек частица вселенной, эта частица настолько неотделима, насколько человек посчитает свою сопричастность тем мировым процессам, происходящим во вселенной.

           Сознание способно объединиться с бесконечностью космоса , и сам космос войдет в такого человека, дав ему беспредельные просторы  внутреннего Я, в этом и есть суть нравственного начала  и его бесконечности !



Валерий Олейник
Севастополь
Фото автора