Медведь и ондатры

Александр Маевский
 Пасмурным летним днём шли мы с теодолитным ходом по старому профилю, прорубленному геофизиками в тайге лет пятнадцать-двадцать назад. Перебрели неширокий ручей, обогнули небольшое озеро, которое профиль пересекал. Я мельком обратил внимание, что озерко плотно обжили ондатры- повсюду на кочках были устроены туалеты (ондатра- очень чистоплотный зверёк, справляет свои дела всегда в определённом месте, выбирая для этого маленькие островки, кочки), в траве пробиты хорошие такие тропки. Задавив желание поставить капканы- всё-таки, работа важнее, ушли в гору от озера. Но, пройдя каких-то метров 500-600, неожиданно попали под дождь- нудный, монотонный, прямо, осенний такой каплепад. Как раз остановились на пересечении профилей на полянке. Быстренько установили палатку, печку в ней, разложили спальники, и рабочие взялись за стряпню, обрадовавшись нежданному выходному. Я же схватил с десяток капканов, сунул их в мешок и поспешил обратно к озеру тоже довольный, что удастся, всё же, поохотиться на ондатру.

Выйдя на берег, спугнул небольшую стаю уток и только сейчас вспомнил, что ни ружьё ни карабин не прихватил с собой. Ну, да ладно, бригада рядом, ничего страшного. Увлечённо ставлю капканы, тросиками привязывая их к палкам, воткнутым в ил. Раскатал голенища болотных сапог, так как, хоть озеро и не глубокое было, но дно вязкое, а ноги промочить совсем не хотелось. Неожиданно раздался какой-то посторонний звук сквозь шелест дождя. Я замер, не поднимая головы, но больше ничего не услышал. Дальше настораживаю капкан.  И тут снова: хлюппп....
Резко обернулся и обомлел: на другом берегу, метрах в 70-80, стоял медведь совсем даже не маленький и, поджав переднюю лапу, внимательно смотрел на меня. Видно, он наступил в озеро этой лапой- с неё стекала вода. О чём думал косолапый, разглядывая меня, было неясно. Выражение его морды мне ничего не говорило, но нижняя челюсть почему-то у мишки медленно отвисала- наверное, тоже от удивления. Язык у него вывалился наружу, а маленьких глаз на таком расстоянии я разглядеть не мог, так что не понял, рад он мне или нет. Возможно, и у меня в этот момент вид был не менее идиотский. Так мы простояли в молчании с минуту, глядя друг на друга и ожидая, кто сделает первое движение.

Потом я медленно вытянул из ножен свой огромный нож, а другой рукой зачем-то замахнулся на медведя капканом. Мишка приподнялся на задних лапах, нюхая воздух и как-то подозрительно облизываясь. Я решил прикрикнуть на него, но выдавил лишь свистящим шёпотом:
- Ну, ты! Иди, давай, отсюда!
Опять полный игнор меня косолапым. Тогда я стал пятиться, как рак, не спуская с мишки глаз. Он опустился снова на четыре лапы и с интересом наблюдал за моим отступлением. Первую сотню метров я шёл задом наперёд, не упуская зверя из виду, а он не двигался с места, молча провожая взглядом. Потом начался густой лес, и я вприпрыжку понёсся на гору к палатке, задыхаясь и боясь оглянуться. Добежал, как хороший спринтер, удивив мужиков, когда ворвался в палатку с кинжалом в руке, размахивая капканом.
- Карабин!!! Где карабин???
Рабочие засуетились:
- Блин, лось! Или олень?
- Какой, нахрен, лось? Медведь меня встретил на озере...

Мы выскочили наружу- лишь листья шуршат под дождём. Наша собака Дамка забилась от гнуса под днище вездехода и не было ей дела до каких-то медведей или охотников на ондатру. Посвистел ей, вылезла, виляя хвостом и, вдруг, насторожилась. Мы и сами услышали хруст веток в кустах. Дамка взревела и бросилась в лес. Метрах в пятидесяти от нас на профиль выскочил тёмным комком давешний мой приятель, а следом неслась Дамка, истерично лая. Мы заулюлюкали, а я шмальнул в воздух из карабина для острастки нежеланному гостю. Дамка скоро вернулась, тяжело дыша, и в награду за свою отвагу получила целую банку тушёнки.

Видно, медведю наскучило одиночество в тайге, встретил меня и решил развлечься, понаблюдать за горе-охотником. Hаверное, ничего плохого он и не замышлял, следя за мной. Но через пару дней, снова попав на озеро, я не нашёл там ни одной пойманной ондатры. Около тех капканов, в которые зверьки попались, было всё перебаломучено, размазанные медвежьи следы на кочках, а от самих капканов и след простыл. Значит, ондатру на халяву слопал, а мои капканы забросил в озеро, хулиган лохматый. Но не было на медведя ни зла ни обиды, а лишь благодарность случаю, что в очередной раз свёл меня с таким прекрасным, могучим и интересным зверем.